«Калипсо» ( англ. Calypso )— корабль, оборудованный французским учёным- океанографом Жаком-Ивом Кусто для исследований мирового океана .
Постройка и эксплуатация
Изначально построен как деревянный тральщик Британских Королевских ВМС компанией Ballard Marine Railway Company , Сиэтл , Вашингтон , США . Относился к классу кораблей BYMS — British Yard Minesweeper Mark 1 Class Motor Minesweeper. Заложен 12 августа 1941 года под заводским обозначением BYMS-26 , спущен 21 марта 1942 года.
Введён в строй ВМС в феврале 1943 под названием HMS J-826 , прикомандирован к одному из отрядов кораблей, действовавших на Средиземном море . Переклассифицирован как BYMS-2026 в 1944 году, перезаложен на заводе на Мальте , исключён из списков флота в 1947 году.
После Второй мировой войны работал паромом между Мальтой и островом Гоцо , переименован в честь нимфы Калипсо (которая жила на вымышленном острове Огигия , ассоциируемый в мифах с Гоцо)
Ирландский миллионер и бывший член парламента Томас Лоэл Гиннесс выкупил Калипсо в 1950 году и выдал в лизинг Ж.-И. Кусто за символический франк в год, попросив при этом две вещи: не раскрывать его имя и не просить больше денег.
Кусто преобразовал корабль под экспедиционное судно, обеспечение дайвинга , подводных съёмок и океанографических исследований. В том числе была установлена посадочная площадка для вертолёта, научное оборудование, отсек для подводного наблюдения (три метра под ватерлинией ), одно- и двухместные мини подводные лодки , разработки Ж.-И. Кусто , плавающие блюдца и подводные мотоциклы.
11 января 1996 года «Калипсо» столкнулось в Сингапурской гавани с баржей и затонуло.
Восстановление и консервация судна
Калипсо в сентябре 2007 года
Судно оставалось под водой 17 дней, после чего было поднято и отбуксировано во Францию. После того, как оно провело некоторое время в порту Марсель , в 1998году , уже после смерти Кусто, его отбуксировали на атлантическое побережье Франции— в Морской музей в Ла Рошель . Тогда же было заявлено о планах превращения корабля в плавучий музей.
Далее последовала серия юридических и прочих препятствий для начала восстановительных и консервационных работ. Ходили слухи о продаже Калипсо круизной компании Carnival Cruise Lines за символическую цену в 1 Евро . Компания даже заявила о планах выделения 1.3 миллиона долларов на восстановление судна и перебазировании музея на Багамы .
На конец 2006года судно потеряло множество оборудования со своих верхних палуб. Статус и перспективы этого исторического судна не вполне ясен до сих пор.
Франсине Кусто удалось организовать начало восстановления судна. 11 октября 2007года корабль начали перебазировать в залив городка Конкарно ( Concarneau ) французского департамента Финистёр . Восстановительные работы будут проведены на заводе Пириу (Piriou Shipyard), судно будет преобразовано в экспонат музея.
В июне 2010 года BBC сообщило, что «Калипсо» будет восстановлено к столетию со дня рождения Жака-Ива Кусто По словам одного из бывших членов команды судна, посетившего верфь, оно по прежнему хранится в разобранном виде в ангаре в том же виде, как и 11 июня 2010— официальная дата столетия— и вряд ли сможет выйти в море в ближайшем будущем.
По информации полученной от Ассоциации Кусто, 15 февраля 2009 года Франсина Кусто (вдова Жака-Ива Кусто) получила двигатели Volvo Penta для «Calypso», корабль находился в это время на верфи «Concarneau» во Франции. Корабль планируется переориентировать как плавучую образовательную выставку для обучения ныряльщиков по программе, подготовленной Ассоциацией Кусто. Для этого будут восстановлены одно- и двухместные мини-субмарины, подводные скутеры, акваланги, костюмы для ныряльщиков, камеры и прочее оборудование, которое использовалось в экспедициях
Калипсо в культуре
- Джон Денвер в 1975 написал песню «Калипсо», в честь корабля и его команды.
- Жан Мишель Жарр в 1990 году записал альбом «В ожидании Кусто» , заглавная композиция которого длится более 46 минут, а остальные три композиции названы в честь судна — Calypso.
- GWAR написал песню Je m’appelle J. Cousteau (из альбома Hell-O ), выпущенную в 1988 году. Не вполне ясно написана ли она в честь или не в честь, но вся песня про Жака-Ива Кусто и Калипсо.
- Билл Мюррей снялся в фильме The Life Aquatic with Steve Zissou в роли Стива Зиссу, пародирующей (изображающей) жизнь Жака-Ива Кусто. В фильме Зиссу путешествует на корабле Белафонт. Название— достаточно прозрачный намёк на Калипсо ( Гарри Белафонте — ямайский музыкант, записавший альбом « Calypso » в музыкальном стиле калипсо ).
«Калипсо» |
---|
HMS J-826 |
---|
|
---|
«Калипсо» в порту Ла-Рошель , 1999 год
|
---|
Класс и тип судна | класса минный тральщик 1 класса (British Yard Minesweeper Mark 1 Class Motor Minesweeper) |
---|
Изготовитель | Ballard Marine Railway Company |
---|
Спущен на воду | 21 марта 1942 года |
---|
Введен в эксплуатацию | Февраль 1943года . Выведен из состава Королевского флота Великобритании в 1947 году. Перезаложен на Мальте как гражданское судно «Калипсо». |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | 360 т |
---|
Автономность плавания | 5000 миль (9260 км) |
---|
Экипаж | 12 чел Научный состав— 10 чел. |
---|
|
|