«Керчь» — большой противолодочный корабль проекта 1134Б . Назван в честь города-героя Керчь . На 2011 год находится в боевом составе Черноморского флота России.
Служба
Строительство
Корабль был включён в состав кораблей ВМФ СССР 25 декабря 1969 года . Корпус заложен на стапеле ССЗ имени 61 Коммунара в Николаеве 30 апреля 1971 года (заводской № С-2003). Церемония спуска корабля на воду произведена 21 июля 1972 года . Советский военно-морской флаг был поднят на корабле 25 декабря 1974 года (дата поднятия флага объявлена общекорабельным праздником), в этот же день корабль был включён в состав 70-й бригады противолодочных кораблей 30-й дивизии противолодочных кораблей Краснознамённого Черноморского флота .
Служба в 1975—1991 годах
После сдачи курсовых задач БПК «Керчь» был введён в состав сил постоянной готовности и 5 января 1976 года вышел на первую боевую службу в Средиземное море . Во время агрессии Израиля против Ливана «Керчь» демонстрировала военное присутствие СССР в восточном Средиземноморье. 24 июля корабль возвратился с боевой службы в Севастополь . Повторно участвовал в боевых службах в Средиземном море в период с 1 декабря 1977 по 28 июня 1978 года и с 3 мая по 15 октября 1979 года . В 1978 году корабль был награждён призом ГК ВМФ СССР по ракетной подготовке, а в следующем году отмечен вымпелом министерства обороны СССР «За мужество и воинскую доблесть» .
В 1980 году «Керчь» была награждена переходящим Красным знаменем Военного совета КЧФ. 16 октября 1981 года на корабле совершил выход в полигон боевой подготовки в районе Севастополя заместитель министра обороны СССР Маршал Советского Союза К.С.Москаленко . С 10 сентября по 6 октября 1982 года «Керчь» участвовала в учениях «Щит-82», с 3 по 20 сентября 1983 года — во флотских учениях в районе Керченского пролива под флагом Главкома ВМФ СССР. с 12 по 21 марта 1984 года — участие корабля в учениях «Союз-84», с 1 по 9 августа корабль наносил официальный визит в порт Варна ( Болгария ). После завершения визита и принятия на борт боезапаса, топлива и продовольствия, корабль должен был выйти в море на очередную боевую службу, но за сутки до выхода один из мичманов, не проверив наличие масла, провернул главные механизмы, отчего главная энергетическая установка корабля вышла из строя и вместо «Керчи» на боевую службу пришлось отправлять БПК « Николаев » (бортовой номер «Керчи»— 707— был нанесён на борт «Николаева», так как именно он был указан в заявке на прохождение турецких проливов), а БПК «Керчь» был поставлен в док « Севморзавода » для проведения среднего ремонта и модернизации .
В ходе ремонта и модернизации на корабле были заменены ГТУ, установлены новые пусковые установки ПЛРК УРК-5 «Раструб» и ЗРК «Шторм-Н», комплекс космической связи «Цунами-БМ» системы «Циклон-Б» и 45-мм салютные орудия ; РЛС «Восход» заменена на новейшую РЛС «Подберёзовик». В 1988 году при проведении модернизации в офицерском буфете из-за возгорания холодильника возник пожар. Обнаружение возгорания произошло поздно (через 25 минут), но надстройка, изготовленная из алюминиево-магниевого сплава, загореться не успела и корабль удалось отстоять. Жертв при этом удалось избежать. Выйдя из ремонта, с 23 июня по 2 июля 1989 года корабль нанёс официальный визит в порт Стамбул , а с 11 по 15 августа— официальный визит в Варну .
Служба в 1992—2011 годах
До распада СССР с 25 мая по 25 октября 1991 года «Керчь» выполнила ещё одну боевую службу. С 4 по 16 февраля 1992 года корабль вышел на очередную боевую службу уже под Военно-Морским флагом несуществующей страны, и, будучи флагманом 5-й ОПЭСК , участвовал в совместных учениях с кораблями 6-го флота США . При выполнении швартовки 1 марта 1993 года «Керчь» врезалась в бетонную стенку 14-го причала Севастопольской ВМБ и получила очень серьёзные повреждения кормы, для ликвидации которых встала на двухнедельный ремонт .
С 16 июня по 10 июля 1993 года «Керчь» находилась на своей последней в XX веке боевой службе. За время похода дважды (21 и 23 июня) был зафиксировал контакт с атомными ПЛ США. По итогам 1993 года корабль завоевал Приз ГК ВМФ РФ по ракетной подготовке. В 1994 году «Керчь» выходила в семнадцатисуточный поход в Средиземное море для обеспечения визита Президента России Б.Н.Ельцина в Грецию . Задачи обнаружения иностранных ПЛ в походе не решались. С 18 по 22 августа 1996 года корабль посетил Варну. В ноябре 1998 года «Керчь» под флагом заместителя командующего ЧФ контр-адмирала А.В.Ковшаря (бывшего командира корабля) посетил с официальными визитами Канны и Мессину .
В 2005 году «Керчь» прошла текущий ремонт на Новороссийском судоремонтном заводе. В ходе ремонта был заменён один из турбогенераторов, выполнен ряд корпусных работ, отремонтирована донно-забортная арматура, устранено 6-мм биение левой валолинии. В 2006 году на «ФГУП 13 Судоремонтный завод ЧФ МО РФ» было проведено первое с 1991 года техническое обслуживание РЛС «Подберёзовик». В том же году корабль прошёл докование на «Севморзаводе», где был выполнен ремонт РЛС МР-700 «Подберёзовик» .
В июне 2011 года БПК «Керчь» осуществлял двухнедельное слежение в акватории Черного моря за ракетным крейсером ВМС США «Монтеррей».
За время нахождения в составе сил постоянной готовности «Керчь» прошла более 180 000 морских миль, в ходе проведения противолодочных операций в течение восьми часов поддерживала контакт с иностранными атомными подлодками и в течение 40 часов— с дизельными
Над кораблём шефствуют: Юго-Восточный административный округ Москвы , администрация Белгорода и администрация Красноармейского района Волгограда .
«Керчь» |
---|
|
---|
|
---|
Служба: | СССР |
---|
Класс и тип судна | Большой противолодочный корабль |
---|
Организация | Военно-морской флот СССР |
---|
Изготовитель | ССЗ имени 61 Коммунара |
---|
Строительство начато | 30 апреля 1971 |
---|
Спущен на воду | 21 июля 1972 |
---|
Введен в эксплуатацию | 25 декабря 1974 |
---|
Статус | В боевом составе ЧФ |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | 6670 т (стандартное) 8533 т (полное) |
---|
Длина | 161,9 м (по КВЛ) 173,4 м (наибольшая) |
---|
Ширина | 16,78 м (по КВЛ) 18,54 м (наибольшая) |
---|
Осадка | 5,3 м (средняя) 6,35 м (с выступающими частями) |
---|
Двигатели | ГТУ (4 форсажных, 2 маршевых) |
---|
Мощность | 93 060 л. с. |
---|
Скорость хода | 32 узла (полная) 18,06 узлов (экономическая) |
---|
Дальность плавания | 6500/7100 миль на 18 узлах |
---|
Автономность плавания | 30 суток (по запасам провизии) |
---|
Экипаж | 380—425 человек (в том числе 47 офицеров) |
---|
Вооружение |
---|
Радиолокационное вооружение | система космической навигации «Шлюз» 2 РЛС управления артиллерийской стрельбой МР-105 системы РЭП :2х2 140-мм ПК-2, 8х10 122-мм ПК-10 |
---|
Радиоэлектронное вооружение | ГАС кругового обзора «Титан-2Т» |
---|
Зенитная артиллерия | 2x2 76-мм АК-726 (1600 выстрелов) 4х1 шестиствольных 30-мм АУ АК-630 |
---|
Ракетное вооружение | 2х4 ПЛУРК «Раструб-Б» 2х2 ПУ ЗРК « Шторм » (80 ЗУР В-601) 2х2 «Оса-М» (40 ЗУР) |
---|
Противолодочное вооружение | 2х12 213-мм РБУ-6000 (144 РГБ-60) 2х6 305-мм РБУ-1000 (48 РГБ-10) |
---|
Минно-торпедное вооружение | 2х5 533-мм ТА ПТА-53-1134Б (10 торпед 53-65К или СЭТ-65 ) |
---|
Авиационная группа | 1 вертолёт Ка-25ПЛ , палубный ангар. |
---|
|
|