«Керчь» — монитор , относящийся к типу « Азов »; один из пяти мониторов этого типа.
История корабля
Монитор «Керчь» был заложен в ноябре 1913 года на судоверфи Hanz&Co Danubius в Будапеште ( Австро-Венгрия ) и спущен на воду 25 февраля 1915 года. Корабль вошёл в состав австро-венгерского флота 11 апреля 1915 года под названием «Inn». Во время Первой мировой войны , 28 ноября 1917 года, монитор подорвался на мине и затонул. Он был поднят и поставлен в Будапеште на ремонт, а 21 марта 1919 года отошёл к Венгерской Советской Республике , во флот которой вошёл в июле того же года. В том же году, в ноябре, монитор был интернирован Югославией, а 15 апреля 1920 года передан Румынии и вошёл в состав её флота под именем «Basarabia».
Вторая мировая война
Монитор участвовал в боях на Дунае в июне 1941 года против советской Дунайской флотилии. В 1942—43 годах был произведён капитальный ремонт и модернизация корабля.
«Basarabia», как и другие мониторы, капитулировал 26 августа 1944 года. К 10 сентября он вошёл в состав румынской бригады мониторов под советским контролем. В дальнейшем румынский экипаж был заменён на советский и 10 октября монитор вошёл в состав Дунайской военной флотилии, а 30 октября получил имя «Керчь» и был включён в 1-й дивизион мониторов 1-й Керченской Краснознамённой бригады речных кораблей.
В дальнейшем корабль участия в боевых действиях не принимал.
21 декабря монитор прибыл в Турну-Северин для ремонта и зимовки, а в начале марта 1945 года вступил в кампанию. 13 марта произвёл учебные стрельбы, после которых встал на размагничивание . Тем не менее, в дальнейшем все переходы корабль совершал в сопровождении электромагнитных трал-барж. 5 апреля монитор «Керчь» поддержал артиллерийским огнём наступлений 1-й югославской армии с позиции в районе Бачка Паланка. 12 апреля была осуществлена огневая поддержка десанта в районе Сотин — Опатовац .
Окончание войны монитор встретил в Нови-Саде .
Технические данные
- нормальное— 720
- полное— 770
- длина наибольшая— 62
- ширина наибольшая— 10,5
- осадка наибольшая— 1,8
- Высота над ватерлинией , м:
- верхней палубы— 0,75
- палубы бака — 1,0
- палубы юта — 0,5
- ходового мостика— 4,75
- клотика — 13,25
- Наибольшая скорость хода — 12,2 узлов (22,5 км/ч)
- Бронирование , мм:
- главный бортовой пояс— 40
- верхняя палуба— 35
- боевая рубка— 40
- Число рулей — 1
- Посты управления рулём: ходовой мостик, боевая рубка
- Главная энергетическая установка
- тип— котломашинная
- две трёхцилиндровые паровые поршневые машины мощностью по 800 л. с.
- главный котёл системы Ярроу, давление пара 17 кг/см², температура 202°C.
- Движитель — два четырёхлопастных гребных винта
- Топливо — мазут , запас топлива— 60 т .
- Время приготовления машин к походу , мин
- нормальное— 30
- экстренное— 20
- Источник электроэнергии — парогенератора мощностью 16 кВт, напряжение 110 В постоянного тока.
- Водоотливные средства — насос производительностью 30 т/ч.
Экипаж
- Офицеров— 8
- Старшин— 34
- Рядовых— 91
- Всего— 133
«Керчь» |
Inn |
|
|
Служба: |
Австро-Венгрия Венгерская Советская Республика Югославия Румыния СССР Румыния |
Класс и тип судна |
Монитор |
Изготовитель |
Hanz&Co Danubius |
Строительство начато |
1913 год |
Спущен на воду |
25 февраля 1915 года |
Введен в эксплуатацию |
11 апреля 1915 года |
Основные характеристики |
Водоизмещение |
770 т |
Длина |
62 м |
Ширина |
10,5 м |
Высота |
13,25 м (клотик) |
Осадка |
1,8 м |
Бронирование |
Главный бортовой пояс: 40мм, верхняя палуба: 35мм, боевая рубка: 40 мм |
Двигатели |
2 трёхцилиндровых паровых поршневых машины, главный котёл системы Ярроу |
Мощность |
2 × 800 л. с. |
Движитель |
2 четырёхлопастных винта |
Скорость хода |
12,2 узла |
Экипаж |
133 офицера и матроса |
|
|