«Оёдо» , также «Ойодо» ( Oyodo )— Лёгкий крейсер японского императорского флота . Название произошло от реки Оёдогава , в военно-исторической литературе распространено название «Ойодо» . Предполагалось строительство 2 единиц по программе 1939 года и ещё 5 по программе 1942 года. В связи с трудностями военных лет к этим работам даже не приступали.
Проект разрабатывался как флагманский корабль флотилий разведывательных ПЛ, что предопределило необычные конструкторские решения, основное внимание конструкторы обратили на увеличение радиуса действия и мореходности корабля. К 1943 году стало понятно, что корабль не сможет использоваться по назначению, и он был отправлен на переоборудование.
История создания
Крейсер планировалось использовать в качестве флагмана соединений разведывательных подводных лодок, поэтому к нему были следующие требования:
- Максимальная дальность плавания в 10 000 миль на скорости 18 узлов
- Способность нести шесть скоростных разведывательных гидросамолетов
- Наличие катапульты для возможность быстро поднятия в воздух гидросамолетов
- Высокая оснащённость средствами связи.
Крейсер был заложен 14 февраля 1941 года на военно-морской верфи в Куре. Спущен на воду 2 апреля 1942 года. Передан флоту 28 февраля 1943 года.
Конструкция
Крейсер имел гладкопалубный корпус. Носовая оконечность имела более полные обводы, чем на прежних крейсерах, с бульбом для уменьшения волнового сопротивления. Крейсерская скорость в 18-узловой скорости была выбрана как примерно равная скорости подводных лодок в надводном положении. В корме был размещен авиационный ангар и катапульта. Главный калибр был представлен двумя трехорудийными башнями, расположенными перед настройкой в носовой оконечности корабля.
От сильной броневой защиты пришлось отказаться в пользу мореходности и дальности плавания. Крейсер оснащался 46-мм броневым поясом и 50-мм палубой из углеродистой стали. Конструкторами считалось, что этого достаточно для защиты крейсера от 155-мм снарядов и разрывов 250-кг бомб. Машинно-котельные отделения были прикрыты 30-мм и 60-мм броневыми плитами.
В качестве авиационного вооружения на крейсере должны были размещаться шесть разведывательных гидросамолетов « Тип 14 ». Созданные фирмой «Каваниси» трёхместные машины с центральным поплавком получили официальное обозначение «Е.151.КГ» («Сиун»). Новому самолету требовалась высокая взлетная скорость— около 150км в час. Поскольку стандартная корабельная катапульта её не обеспечивала, была сконструирована новая 45-метровая катапульта «Тип 10». Она позволяла производить пуск самолётов с интервалом в 4 минуты.
Модификации
Ко второй половине 1943 года стало ясно, что как флагман флотилии подводных лодок«Оёдо» использоваться уже не будет. Поэтому наличие гидросамолётов «Сиун» стало излишним. Осенью 1943 на верфи в Йокосуке он был переоборудован в штабной корабль. Модернизация была закончена к началу 1944 года. Было установлено дополнительное вооружение и оборудование, а вместо 45-метровой катапульты была установлена обычная 25-метровая катапульта типа «5». Вместо шести самолётов «Сиун» крейсер получил два более старых гидросамолёта «Дзуйун» . В освободившемся ангаре разместились штабные помещения, многочисленное радиотехническое и иное оборудование. В кормовой части корабля были установлены два строенных 25-мм зенитных автомат. Такие же автоматы были установлены на палубе позади ангара и на втором ярусе носовой надстройки. Все ранее установленные спаренные 25-мм автоматы были заменены на строенные. По периметру палубы были установлены 12 дополнительных одинарных 25-мм зенитных автоматов. На носовой надстройке был установлен новый радар «Тип 21» и радары «Тип 22». На фок-мачте установили радар «Тип 13».
Служба
«Оёдо»
Назван в честь реки на юго-западе о. Кюсю, префектура Миядзаки. С 1 марта 1945 года «Оёдо» находился в военно-морской базе Куре. Вечером 18 марта база была атакована американской палубной авиацией 58-го оперативного авианосного соединения. Атаки следовали одна за другой в течение всей ночи, и отбой воздушной тревоги прозвучал только утром 19-го. В результате авианалёта «Оёдо» получил три прямых попадания 227-кг авиабомбами. На крейсере возник пожар, а от многочисленных близких разрывов бомб была пробита обшивка правого борта и крейсер начал набирать воду. В результате он получил крен на правый борт. Машинная установка вышла из строя. Аварийные партии сравнительно быстро остановили распространение огня, а вскоре с помощью подошедших портовых катеров пожар был полностью ликвидирован. После этого «Оёдо» был отбуксирован в док N.3, где проходил ремонт в течение недели. Силовую установка была восстановлена и крейсер получил возможность поддерживать 12-узловый ход. Капитальный ремонт произвести было невозможно из-за бедственного состояния промышленности Японии. «Оёдо» вышел из дока и был уведён в восточную гавань Этоуин, где ошвартовался у причальной стенки. 24 июля 1945 года во время нового налёта американской авиации крейсер атаковало около 50 самолетов, которые добились пяти прямых попаданий. Кроме этого были множественные разрывы бомб в воде рядом с бортом. Крейсер вновь получил крен на правый борт. 28 июля его атаковали четыре десятка самолётов. Получив попадания четырёх бомб, «Оёдо» опрокинулся на правый борт и лёг на грунт на мелководье, при этом левый борт возвышался над водой. В 1947 году он был поднят и разделан на металл.
«Оёдо» |
---|
|
---|
|
---|
|
---|
Служба: | Япония |
---|
Класс и тип судна | Лёгкий крейсер |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | Стандартное— 8534 т , полное— 11 433 т |
---|
Длина | 180/192 м |
---|
Ширина | 16,6 м |
---|
Осадка | 6,1 м |
---|
Бронирование | Пояс— 40…75мм; палуба— 28…50мм; башни— 25мм |
---|
Двигатели | 4 ТЗА Kampon |
---|
Мощность | 110 000 л. с. |
---|
Скорость хода | 35 узлов |
---|
Дальность плавания | 10 315 морских миль на скорости 18 узлов |
---|
Экипаж | 786 человек |
---|
Вооружение |
---|
Артиллерия | 6 (2×3)— 155-мм/60 Тип 3 |
---|
Зенитная артиллерия | 8 (4×2)— 100-мм/65 Тип 98 , 18 (6×3)— 25-мм/60 Тип 96 |
---|
Минно-торпедное вооружение | 2 четырёхтрубных 610-мм торпедных аппарата |
---|
Авиационная группа | 1 катапульта, 6 гидросамолётов |
---|
|
|