«Храбрый» — канонерская лодка Балтийского флота . Построена по образцу канонерских лодок типа «Грозящий» . Отличалась от прототипа наличием полубака , улучшавшего ее мореходные качества и иным составом артиллерийского вооружения.
Постройка и испытания
Канонерская лодка «Храбрый» зачислена в списки судов Балтийского флота 30 января 1895 года . Заложена 15 декабря 1894 года на эллинге Нового адмиралтейства в Санкт-Петербурге, спущена на воду 9 ноября 1895 года . Спуск на воду происходил в присутствии Николая II , который в этот же день заложил броненосцы «Ослябя» , «Пересвет» и учебное судно «Верный». Он лично отдал команду на спуск канонерской лодки.
В середине июля 1897 года «Храбрый» начал кампанию. Утром 27 июля шведский пароход «Фредрие», разворачиваясь на Неве , въехал кормой в борт «Храброго», выше броневого пояса, погнув обшивку и переборку в лазаретном ватерклозете. Капитан шведского судна прислал агента для переговоров. Требовалось замена листа обшивки. За ремонт шведам начислили 2673 рубля 45 копеек.
Заграничное плавание
28 августа 1899 года «Храбрый» отправился в свое первое заграничное плавание. Путь канонерки лежал через Северное море в Средиземное . В походе выявилось множество дефектов и недостатков в конструкции судна, о чем было сообщено Императору, который приказал немедленно произвести починку канонерской лодки. «Храбрый» был отправлен во Францию и прошел ремонт на заводе «Форж и Шантье де ла Медитерране».
23 мая 1900 года «Храбрый» прошел приемные испытания по результатам ремонта. Российские приемщики были удовлетворены починкой судна. Ремонт обошелся в огромную сумму, которая составляла четверть затрат на постройку корпуса лодки.
В Средиземном море «Храбрый» нес службу как корабль дипломатической миссии, канонерская лодка в течение нескольких лет ходила по портам Средиземного моря, как в составе отряда, так и в одиночку. С началом Русско-Японской войны , все корабли под Андреевским флагом начали возвращаться в Россию из Средиземного моря . В распоряжении русской дипломатической миссии оставили лишь «Храбрый» и несколько миноносцев . Эти корабли встречали и провожали соединения Второй Тихоокеанской эскадры . С канонерской лодки на крейсер «Олег» даже были отправлены шесть кочегаров и часть боезапаса .
8 августа 1906 года канонерка вернулась в Россию, завершив семилетнее плавание высочайшим смотром в Кронштадте . Экипаж получил благодарность Императора и денежные награды.
Служба на Балтике
Канонерская лодка «Храбрый»
На Балтике «Храбрый» плавал в составе Третьего отряда минных судов, а в кампанию 1907 года канонерка была причислена к учебному отряду Морского инженерного училища.
Война застала «Храбрый» во время плавания с кадетами . В 1915 году канонерская лодка была отправлена для защиты необорудованной базы в Утэ , а затем вошла в отряд обороны Або-Оландской шхерной позиции .
Во второй половине 1915 года «Храбрый» был включен в состав Морских сил обороны Рижского залива . Тогда же произошло перевооружение канонерской лодки: вместо устаревших орудий были установлены орудия с германского крейсера «Магдебург» , погибшего у русских берегов 26 августа 1914 года .
Канонерская лодка приняла участие в Обороне Рижского залива . После ухода немцев из залива «Храбрый» в составе отряда оказывал поддержку сухопутным войскам, при участии канлодки был также высажен тактический десант в районе маяка Домеснес . В итоговом приказе за 1915 год командующий Балтийским флотом отметил и роль канонерки «Храбрый» в обороне Ирбенского пролива и содействии флангу войск на Рижском направлении.
В 1916 канонерская лодка была вновь перевооружена, на этот раз на новые 130/55мм орудия. Из-за активности немецкой авиации на «Храбром» установили также зенитный пулемет . Одновременно с перевооружением была проведена модернизация, которая коснулась боевой рубки (поднята на 0,9 метра ). Кроме того, были увеличены размеры носового мостика, убраны кормовой мостик и штурманская рубка.
Моонзундское сражение
После Февральской революции экипаж канонерской лодки вслед за крейсером «Адмирал Макаров» принял постановление об именовании «Храброго» «кораблём смерти» .
30 сентября 1917 года «Храбрый» получил приказ идти на Кассарский плес для поддержки находящихся там российских миноносцев.
После полудня 1 октября германский линкор типа «Дойчланд» (это был «Кайзер»), державшийся на некотором расстоянии от русских судов (от «Храброго»-110 каб.), внезапно открыл огонь. Выстрелами был поврежден эсминец «Гром» , который потерял ход.
В 12 часов 40 минут «Храбрый» снялся с якоря для осмотра берега Эзеля. В 12 часов 45 минут линейный корабль открыл огонь по нашему отряду, который сейчас же начал сниматься с якоря. Снаряд одного из первых залпов попал в машинное отделение «Грома» и вывел из действия обе турбины. Миноносец накренился на левый борт и запарил. «Храбрый», отошедший в это время от отряда на полторы мили, не желая покинуть товарища в беде, немедленно повернул на него и в 13 часов ошвартовавшись к нему своим правым бортом и закрепив буксиры, повел его на O со скоростью около 5 узлов. Инициатива командира «Храброго» была подтверждена сигналом начальника 11-го дивизиона: «„Храброму" взять на буксир „Гром"». На «Громе» заклинило руль, «Храброму» пришлось идти под одною машиною, пары с «Грома» мешали видеть что либо впереди, шел по донесению командира «Храброго», как в молоке; девиация, конечно, сильно изменилась. Несмотря на все неблагоприятные обстоятельства, «Храбрый» отвечал из своего кормового орудия и в то же время деятельно помогал «Грому», так что явилась даже надежда, что он скоро сможет дать ход.
Для облегчения буксировки, эсминец «Константин» прикрыл канонерскую лодку «Храбрый» и поврежденный «Гром» дымовой завесой. Во время отхода русских кораблей с позиции, эсминец «Победитель» прошел мимо канлодки и раскачал ее волной, в результате чего лопнули буксиры. Команда эсминца «Гром», охваченная паникой, частично перебежала на канонерскую лодку, где была отправлена в нижние помещения во избежание распространения паники. Лодка, развернувшись бортом, добилась накрытия германского эсминца, который отошел за линию немецких судов. Стало понятно, что спасти «Гром» невозможно, поэтому с эсминца приняли экипаж. Отойдя на некоторое расстояние, «Храбрый» открыл огонь по «Грому», наводя под ватерлинию, при этом получил повреждения эсминец «В-98», пытавшийся буксировать захваченный русский корабль. «Гром» вскоре затонул . За время боя канонерская лодка получила несколько попаданий, 6 человек были ранены.
На следующий день «Храбрый» с «Хивинцем» вновь обстреливали германские эсминцы у входа в Малый Зунд, после чего канонерские лодки ушли из залива вместе с флотом .
Служба в составе советского флота
С октября 1918 года по 1922 год канлодка находилась на долговременном хранении в Кронштадтском порту. В конце 1922 года получила название «Красное Знамя». С 31 декабря 1922 года по 15 марта 1940 года использовалась в качестве учебной канонерской лодки. С 11 января 1935 года — в составе 2-го дивизиона бригады подводных лодок Морских сил Балтийского моря .
В 1930 прошла ремонт и перевооружение. От старой лодки фактически остался только корпус.
Во время Великой Отечественной войны участвовала в обороне побережья Финского залива и Ленинграда . 16 ноября 1942 года затонула у острова Лавенсари после попадания торпеды, выпущенной финским торпедным катером . 13 ноября 1943 года была поднята и 17 сентября 1944 года , после капитального ремонта, введена в строй. С 7 апреля 1956 года — учебная канонерская лодка, 13 марта 1959 года разоружена и обращена в плавучую казарму. Сдана на слом 3 июня 1960 года , разобрана на металл в начале 1960 -х годов
«Храбрый» с 31 декабря 1922 года— «Красное Знамя» с 6 апреля 1959 года — «ПКЗ-152» |
---|
|
---|
|
---|
Служба: | Россия СССР |
---|
Класс и тип судна | Канонерская лодка |
---|
Организация | Санкт-Петербург |
---|
Изготовитель | Новое Адмиралтейство |
---|
Строительство начато | 15 декабря 1894 года |
---|
Спущен на воду | 9 ноября 1895 года |
---|
Введен в эксплуатацию | 1897 год |
---|
Статус | Разобрана |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | 1862 т |
---|
Длина | 72,31 м |
---|
Ширина | 13,01 м |
---|
Осадка | 4,08 м |
---|
Бронирование | Борт— 76…127мм, палуба— 12,7…25мм, рубка и орудийные щиты— 25 мм |
---|
Двигатели | Две вертикальные паровые машины тройного расширения, 8 котлов Никлосса |
---|
Мощность | 2097 л. с. |
---|
Движитель | 2 |
---|
Скорость хода | 14,5 узла |
---|
Дальность плавания | 720 морских миль наскорости 10узлов |
---|
Экипаж | 11 офицеров и 177 матросов |
---|
Вооружение |
---|
Артиллерия | 2 × 203-мм/45, 1 × 152-мм/45, 5 × 47-мм, 7 × 37-мм, 1 ТА 456-мм С 1915 : замена 203-мм и 152-мм орудий на 3 × 105-мм/45 С 1916 : 5 × 130-мм/45, 2 × 47-мм, 1 × 40-мм, 2 пулемета |
---|
|
|