Крейсер «Киров» на Неве в день ВМФ. Фото 1965 года Киров — Советский легкий артиллерийский крейсер проекта 26 . Спущен на воду 30 ноября 1936 года. Исключен из состава флота в 1974 году.
История
Строился по модернизированому проекту «Раймондо Монтекукколи» . Полный пакет технических документов на крейсер был приобретен советской стороной у итальянской фирмы «Ансальдо», главным конструктором проекта 26 был назначен Анатолий Иоасафович Маслов .
Строительство было начато по Постановлению Совета Труда и Обороны от 11 июля 1934 года №58сс.
Корпус крейсера был заложен на Ленинградском заводе имени С. Орджоникидзе (с опозданием на 4 месяца). Присутствовали— Калинин и наморси В.М.Орлов . Главный строитель— военинженер 2 ранга Н.В.Григорьев. При строительстве обозначение крейсера— «заказ №269».
7 августа 1937 года под заводским флагом совершил первый выход в море (из Кронштадта по « Маркизовой луже »).
В ходе испытаний произошли множественные аварии, и были выявлены недоделки. Григорьева арестовали и вскоре расстреляли. Главным строителем назначили В.Л.Бродского (в этом же году был арестован). В 1938 году, во время торпедных стрельб, одна из учебных торпед, сделав циркуляцию, ударила крейсер в борт, в результате чего был отстранен, а затем арестован председатель комиссии по приемке корабля А.К.Векман .
25 сентября 1938 года комиссией под председательством капитана 2 ранга Д.Д.Долина, был подписан акт о приемке.
Корпус был изготовлен клепаным методом из стали двух марок— марганцевистой (наружная обшивка, второе дно, главные переборки, верхняя палуба и ее набор и другие несущие конструкции), и обыкновенной углеродистой (сталь 3)— для оконечностей и второстепенных конструкций. Система набора— смешанная: в средней части (61—219 шп.) преимущественно продольная, с длиной шпации 750мм; в оконечностях— поперечная, со шпацией 500мм. Корпус разделен на 19 главных водонепроницаемых отсеков с таким расчетом, чтобы корабль остался на плаву при затоплении любых трех.
Боевое использование
15 октября 1939г. прибыл в Таллин . 22 октября прибыл в Лиепаю , которая стала для него базой до конца советско-финской войны . В этой войне крейсер провел одну боевую операцию— 1 декабря 1939 года вышел в море для обстрела финской береговой батареи на острове Руссарэ , не имея кораблей прикрытия и сведений о расположении минных полей. Чудом корабль избежал попадания на минное поле. При обстреле батареи было выпущено 35 снарядов (повреждены пристань, казарма, маяк, сама батарея не пострадала). В ответ финны выпустили 15 снарядов и по их данным добились попаданий в крейсер (советскими историками попадания в корабль не подтверждаются).
Осенью 1940 года ушел в Кронштадт на ремонт и замену лейнеров .
В мае 1941 года перешел в Таллин. 14 июня перебазировался в Усть-Двинск .
22 июня 1941года находился на рейде Риги . Участвовал в обороне Таллина : с 22 по 27 августа произвел 36 стрельб по войскам противника, в ответ по кораблю выпущено до 500 снарядов и сброшено 326 бомб немецкой авиацией. На рейде Таллина крейсер получил одно попадание немецкого крупного снаряда в корму, погибло 9 членов экипажа, 30 получили ранения. В обороне Таллина участие крейсера Киров с его 180-мм орудиями позволило, наконец, закрепиться на линии обороны отступавшим из Прибалтики войсками и на значительное время задержать немецкое наступление на Ленинград.
В таллинском переходе шёл как флагман отряда главных сил (командуюший— вице-адмирал В. Ф. Трибуц ). Силами прикрытия командовал контр-адмирал Ю. А. Пантелеев , арьергардом— контр-адмирал Ю. Ф. Ралль . Их задачей было прикрывать крейсер. На крейсере эвакуировались Военный совет КБФ, члены правительства Эстонии, ценности эстонского государственного банка и Краснознаменное знамя Балтийского флота. Все транспорты, вспомогательные суда и другие боевые корабли были сведены в 4 конвоя. Опасаясь обвинений в паникёрстве, командование флота не провело предварительного протраления маршрута перехода и не определило границы минного поля. Во время перехода не делалось попыток обвеховать протраленный фарватер .
Вначале перехода транспорты шли 7-ми узловым ходом, а боевые корабли −12 узловым, но и на этой скорости параваны не действовали. Наутро крейсер оторвался от конвоя и пошёл 27-узлвым ходом, благополучно прибыв в Кронштадт 29 сентября. При переходе корабль подвергся атакам 32-х самолётов, на него сброшено 80 бомб, попаданий не было. Зенитчики корабля сбили и повредили несколько самолётов врага.
Оставшиеся без защиты главными силами конвоя корабли и суда подвергались бомбардировке с воздуха и гибли на своих и немецких минах. Срезанные параванами и не уничтоженные мины стали причиной гибели некоторых кораблей конвоя. На переходе погибло 16 кораблей КБФ и 34 транспорта с войсками, ранеными и гражданскими лицами. ; « Вся поверхность Финского залива до острова Гогланд предcтавляет собой огромное сплошное пятно мазута, в котором плавают обломки и трупы. »— так сообщал 30 сентября 1941 в 07:10 пилот немецкого разведывательного самолёта ZX-40.
Гражданских лиц на судах никто не регистрировал и не считал. По оценкам их было около 15 000.Рапорты командиров кораблей и капитанов судов были засекречены, а затем по решению командования— уничтожены. По оценкам погибло не менее 18 000 человек, шедших на 66 погибших единицах боевого, вспомогательного и торгового флота.
30 августа 1941 года, приказом Наркома ВМФ крейсер передан как флагман в состав эскадры под командованием вице-адмирала В. П. Дрозда . Затем крейсер вёл артиллерийской огонь из Кронштадта по наступавшему противнику, выпущено свыше 500 снарядов. Почти ежедневно корабль подвергался атакам авиации врага, получил несколько попаданий авиабомб (небольшого калибра), на корабле погибло 3 и ранено 12 моряков. Зенитчики сбили 3 самолёта врага. Затем, с 4 сентября находился в Ленинграде , откуда с позиции на Неве продолжал вести огонь по врагу.
В результате проводимых немцами операций « Айсштосс » и « Гёц фон Берлихинген » в апреле — мае 1942 года крейсер получил 4 прямых бомбовых и одно артиллерийское попадание (не считая близких разрывов). Возник сильный пожар, в том числе в артиллерийских погребах, часть из которых пришлось затопить во избежание взрыва. Были повреждены многие надстройки, запасной командный пункт корабля, часть помещений и трубопроводов. На крейсере погибло 86 человек, 46 было ранено.
|
27 февраля 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых задач командования в борьбе против немецко-фашистских захватчиков и проявленное мужесто и отвагу личным составом, крейсер «Киров» награжден орденом Красного Знамени .
| |
Артиллерия крейсера участвовала в Ленинградско-Новгородской операции в январе 1944 года . В июне 1944 года с позиции в Ленинградском торговом порту крейсер произвел свои последние залпы в войне по «линии Маннергейма» в ходе Выборгско-Петрозаводской операции .
Послевоенная служба
17 октября 1945 года , недалеко от Кронштадта, подорвался на оставшейся с войны донной магнитной мине , получил значительные повреждения, имелись жертвы в составе экипажа.
С ноября 1949 года по апрель 1953 года ремонт и модернизация на заводе №194 .
100-мм универсальные установки Б-34 заменили на Б-34УСМ, имевшие дистанционное наведение,. Вместо малокалиберной зенитной артиллерии были установлены 9 спаренных 37-мм установок В-11. Заменено радиооборудование. Была переделана носовая надстройка и фок-мачта. Грот мачту перенесли и установили перед второй дымовой трубой. Стоимость выполненных работ— около 200млн руб (в ценах того времени).
29 апреля 1958 года выведен из боевого состава и поставлен на отстой в Кронштадте.
6 сентября 1960 года расконсервирован и передан в состав ЛенВМБ, 3 августа 1961 года переквалифицирован в учебный корабль.
До 1974 года крейсер-ветеран регулярно совершал походы с курсантами по Балтийскому морю, неоднократно посещал порты Польши и ГДР. После исключения корабля из списков флота две его носовые артиллерийские башни были установлены в Ленинграде в качестве памятника кораблю-защитнику города.
- 1937— капитан 1-го ранга Н.Э.Фельдман
- 1941—декабрь 1942— капитан 1-го ранга М.Г.Сухоруков
- декабрь 1942—январь 1945— капитан 1-го ранга С.Д.Солоухин
- с января 1945— капитан 2-го ранга М.Д.Осадчий
- 1956— капитан 1-го ранга П.И.Сидоренко
- 1971— капитан 1-го ранга В.П.Макаров
- 1974— капитан 2-го ранга Гильманов
«Киров» |
---|
|
---|
|
---|
Служба: | СССР |
---|
Класс и тип судна | Лёгкий крейсер |
---|
Изготовитель | Завод №189 |
---|
Строительство начато | 22 октября 1935 года |
---|
Спущен на воду | 30 ноября 1936 года |
---|
Введен в эксплуатацию | 26 сентября 1938 года |
---|
Выведен из состава флота | 22 февраля 1974 года |
---|
Статус | разобран на металл |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | 7880 т стандартное 8590 т нормальное 9436 т полное |
---|
Длина | 191,3 м |
---|
Ширина | 17,7 м |
---|
Высота | 10,1 м |
---|
Осадка | 5,27 м |
---|
Бронирование | Борт, нижняя палуба и траверсы — 50мм, боевая рубка— 100—150мм, башни ГК— 50 мм |
---|
Двигатели | Два турбозубчатых агрегата , шесть водотрубных котлов |
---|
Мощность | 113 500 л.с. (83,5 М Вт ) |
---|
Скорость хода | 35,9 узла (66,5 км/ч ) |
---|
Дальность плавания | 3750 миль |
---|
Автономность плавания | 20 суток |
---|
Экипаж | при вступлении в строй 692 человек; по штату— 44 офицера, 124 старшины и 566 краснофлотцев— всего 734 человека |
---|
Вооружение |
---|
Артиллерия | 3 × 3 × 180/57-мм орудий в башнях МК-3-180; 8 × 1 × 100/56-мм универсальных орудий в башенных щитах |
---|
Зенитная артиллерия | 4 × 12,7-мм зенитных пулемёта ДШК; 6 × 45-мм зенитных полуавтомата 21-К |
---|
Минно-торпедное вооружение | 2 × 3-трубных 533-мм торпедных аппарата 39-Ю; 164 мины; глубинные бомбы: 20 ББ-1 и 30 БМ-1 |
---|
Авиационная группа | 2 КОР-1 , 1 катапульта К-12 («Хейнкель») |
---|
|
|