«Готланд» — лёгкий крейсер шведского флота. Построен в единственном экземпляре. Оригинальный корабль— носитель гидросамолётов.
История создания
К идее создания специализированного авианесущего корабля руководство шведского флота пришло после проведения морских маневров 1925 г. Первым шагом в этом направлении — стала перестройка в авиатранспорт старого броненосца береговой обороны "Dristigheten". Одновременно с этим началось проектирование авианесущего крейсера, согласно первым проработкам — 4500-т корабля с 27-уз. ходом, вооруженного шестью 152-мм одноорудийными установками и несущего 12 гидросамолетов, для хранения которых предусматривался ангар. В январе 1927 г. требования Морского совета несколько изменились в сторону "универсализации" нового корабля — теперь 152-мм орудия необходимо было разместить в двухорудийных башнях, усилить средства ПВО и найти место для 2x3 533-мм ТА. В компенсацию новых требований допускалось отказаться от ангара и хранить самолеты открыто на палубе. В проект внесли изменения, после чего водоизмещение возросло до 4800 т.
Заказ на постройку "Gotland" выдали 7.6.1930.
Конструкция
Универсальное назначение корабля наложило отпечаток на его внешний вид: кормовая треть корпуса отводилась под авиационное вооружение — платформу для хранения гидросамолетов, поднятую над верхней палубой, поворотную катапульту (первоначально предполагали установить две, но в конечном итоге ограничились одной) и кран для подъема машин с воды. Кран помещался в самой корме, а катапульта — ближе к средней части корпуса, непосредственно за кормовой башней ГК. Для транспортировки самолетов от крана к катапульте по платформе проложили специальные рельсовые пути. Штатный состав авиагруппы по проекту насчитывал 12 единиц, но к моменту готовности крейсера его сократили до восьми, а фактически на борту никогда не находилось больше шести.
Под навесной авиационной платформой по верхней палубе проходили рельсы, на которых, в зависимости от типа, могло находиться до 100 мин.
Артиллерийское и торпедное вооружение было сконцентрировано в средней части корпуса. Число двухорудийных 152-мм башенных установок, по сравнению с первоначальным проектом, сократили с трех до двух — в основном по финансовым соображениям, поскольку в этом случае возрастала длина корпуса и, как следствие, его цена. Чтобы сохранить общее число стволов ГК, на "Gotland" вернулись к архаичному казематному расположению артиллерии — 152-мм орудия из ликвидированной третьей башни переместились в казематы, оборудованные по бокам носовой надстройки. Эти орудия имели в два раза меньший угол возвышения, по сравнению с башенными (30° против 60°), и, естественно, меньшую дальность стрельбы.
В средней же части корпуса находились и трехтрубные ТА (в районе второй дымовой трубы).
ЭУ "Gotland" была по возможности унифицирована с принятой на ЭМ типа "Goteborg", главное отличие заключалось в увеличенном до четырех числе ПК и, соответственно, большей паропроизводительности. МО и КО располагались эшелонно, при этом из-за сильно сдвинутой в нос кормовой 152-мм башни (на что пришлось пойти для более удобного размещения авиационного оборудования) ее погреба оказались зажаты между КО №2 и МО №2. Следствием стала чрезвычайно большая разница длины валопроводов правого и левого бортов.
Ограниченные размеры "Gotland" и обширная номенклатура вооружения не позволили обеспечить кораблю сколько-нибудь серьёзного бронирования; пришлось ограничиться противоосколочным — толщина брони нигде не превышала 25 мм.
Служба
В 1937 — 1938 гг. на крыше носовой башни ГК оборудовали платформу со спаренным 25-мм автоматом.
К 1943 г. гидросамолеты Хаукер "Оспрей", поставленные ещё в 1934 — 1935 гг., потеряли всякое боевое значение. Любая их замена потребовала бы существенной переделки катапульты и прочего авиационного оборудования из-за возросшего веса новых гидросамолетов. С учетом этого, а также возросших возможностей береговой авиации с "Gotland" решено было демонтировать все авиационное вооружение, одновременно усилив его ПВО. Для этого в освободившейся кормовой части корпуса расположили четыре спаренных 40-мм "бофорса" и два спаренных 20-мм автомата. Модернизация закончилась в апреле 1944 г.
Наиболее заметным событием, связанным с "Gotland" в годы войны, стало обнаружение им в мае 1941 г. выходящего в Атлантику герм. ЛК "Bismarck". Это сообщение, переданное шведским крейсером, положило начало одной из самых драматичных операций на море — охоте на "Bismarck".
Исключен из списков флота 1.7.1960 и 1.5.1963 продан на слом.
«Готланд» |
---|
HMS Gotland (flygplanskryssare) |
---|
|
---|
|
---|
Служба: | Швеция |
---|
Класс и тип судна | Лёгкий крейсер |
---|
Изготовитель | A. B. Gotaverken |
---|
Строительство начато | 1930 год |
---|
Спущен на воду | 14 сентября 1933 года |
---|
Введен в эксплуатацию | 14 декабря 1934 года |
---|
Выведен из состава флота | 1 июля 1960 года |
---|
Статус | Продан на слом 1 мая 1963 года |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | Стандартное— 4750 т , полное— 5550 т |
---|
Длина | 130/134,8 м |
---|
Ширина | 15,4 м |
---|
Осадка | 4,5 м |
---|
Бронирование | борт— 15…24мм; палуба— 25мм; башни— 25мм; рубка— 19 мм |
---|
Двигатели | 2 ТЗА De Laval |
---|
Мощность | 33 000 л. с. |
---|
Скорость хода | 27,5 узла |
---|
Автономность плавания | 4000 морских миль на 12 узлах |
---|
Экипаж | 480 человек |
---|
Вооружение |
---|
Артиллерия | 2 × 2 и 2 × 1— 152-мм/55 |
---|
Зенитная артиллерия | 1 × 2 и 2 × 1— 76-мм/60, 1 × 2 и 4 × 1— 25-мм/64 |
---|
Минно-торпедное вооружение | 2 трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата |
---|
Авиационная группа | 1 катапульта, 8 гидросамолётов |
---|
|
|