Энцеклопедия кораблей
Пятница, 26.04.2024, 01:24



Приветствую Вас Гость | RSS
[ Главная ] [ Блог ] [ Регистрация ] [ Вход ]
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Ледокол [54]
Эскадренный миноносец [391]
Речные пассажирские суда [8]
Круизные суда [82]
Парусные линейные корабли [1]
Дредноут [1]
Пассажирское судно [35]
Теплоход [55]
Линкор [33]
Фрегат [74]
Танкер [11]
Сухогруз [6]
Учебные корабли [8]
Буровое судно [5]
Парусные линейные корабли [2]
Теплоходы [20]
Линейные крейсера [15]
Паромы [25]
Шхуна [2]
Подводные лодки [50]
Авианосцы [73]
Военные корабли [1]
Лёгкий крейсер [44]
Пароходы [33]
Вспомогательный крейсер [6]
Линейный корабль (парусный) [296]
Корабль 6 ранга [1]
Миноносец [81]
Королевская яхта [13]
Научно-исследовательские суда [39]
Грузовое судно [8]
Шлюп [10]
Тяжёлый крейсер [5]
Бронепалубный крейсер [64]
Барк [11]
Галера [10]
Контейнеровоз [2]
Корвет [14]
Броненосец [57]
Бригантина [2]
Бомбардирский корабль [2]
проа [1]
Бриг [15]
Галеон [5]
Клипер [12]
Джонка [2]
Ладья [1]
Катер [4]
Каравелла [4]
Трирема [2]
Каракка [6]
Яхта [4]
Канонерская лодка [32]
Большой противолодочный корабль [36]
Тяжёлый авианесущий крейсер [3]
Ракетный крейсер [9]
Броненосный крейсер [26]
Крейсера проекта 1144 [1]
Крейсер [23]
Малый ракетный корабль [8]
Буксир [4]
Моторная яхта [1]
Госпитальное судно [7]
Лидер эскадренных миноносцев [5]
Сторожевой корабль [6]
Судно на подводных крыльях [6]
Пожарное судно [2]
Вспомогательные корабли и суда [10]
Пароходофрегат [2]
Малый противолодочный корабль [19]
Тримаран [1]
Монитор [20]
Тральщик [5]
Минный крейсер [5]
Минный заградитель \ Минный катер [9]
Моторные яхты [4]
Сторожевые корабли [15]
Океанские лайнеры [18]
Вертолётоносец [2]
Десантные корабли [3]
Буровые суда [1]
Десантный корабль [5]
Разведывательные корабли [3]
Парусное судно [1]
Ракетный катер [5]
Шнява [1]
Люгер [2]
Траулер [2]
Торпедный катер [2]
Доковое судно [1]
Гражданские суда [1]

Календарь
«  Ноябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Главная » 2012 » Ноябрь » 25 » Мурманск (крейсер, 1953)
07:38
Мурманск (крейсер, 1953)

Рубка затонувшего корабля

«Му́рманск» — лёгкий крейсер проекта 68-бис Советского , а позже и Российского ВМФ .

Строительство

Корабль был назван в честь лёгкого крейсера «Милуоки» , переданного СССР Соединёнными Штатами, и который нёс службу на Северном флоте с 1943 по 1949 год под именем «Мурманск».

Крейсер был заложен 28 января 1953 года в доке №50 завода №402 в Молотовске (ныне Северодвинск ) с заводским №302. Сразу же был включён в состав 81-й бригады строящихся и ремонтирующихся кораблей Беломорской военной флотилии . Для постройки использовались днищевые конструкции крейсера того же проекта «Козьма Минин», снятого со строительства.

24 апреля 1955 года крейсер «Мурманск» спущен на воду. В период с 24 мая по 11 июля проходил швартовые испытания , с 12 июля по 30 июля— заводские испытания.

3 июля 1955 года на крейсере был поднят Военно-морской флаг СССР . С 31 июля по 22 сентября 1955 года крейсер проходил государственные испытания под руководством председателя комиссии государственной приёмки капитана 1 ранга Г.А.Визеля. С 28 по 29 сентября 1955 года, под руководством командующего эскадрой Северного флота контр-адмирала Леонида Васильевича Медведева крейсер совершил переход в главную базу Северного флота Североморск .

6 октября1955 года корабль был зачислен в состав Северного Флота СССР (приказ министра обороны СССР №00184 от 06.10.1955г.)

Экипаж крейсера начал формироваться ещё в 1954 году. Командиром крейсера был назначен капитан I ранга Трифон Григорьевич Катышев. Офицерский состав набирался из состава Северного и Черноморского флотов, а также из выпускником военно-морских училищ. Старшинский и рядовой состав преимущественно набирался на Черноморском флоте среди лиц, имеющих опыт службы на кораблях данного проекта.

Шефство над кораблём взяли работники Мурманского тралового флота.

Служба

В 1956 году лёгкий крейсер «Мурманск» вошёл в состав 2-й дивизии крейсеров на Северном флоте.

В то же время, в середине 1950-х под давлением Н. Хрущёва , желавшего видеть корабли ракетными и атомными , в ВМФ СССР начинаются сокращения. Только в период с 1955 по 1958 года 240 кораблей и судов было пущено только на металлолом. Недавно построенный «Мурманск» избежал подобной участи, но сокращения коснулись и его.

21 марта 1957 года на эскадре Северного флота проходила инспекторская проверка Министерства обороны СССР под руководством Министра — Маршала Советского Союза Р. Я. Малиновского . Крейсер принимал участие в в артиллерийских стрельбах главным и универсальным калибрами по воздушной цели, летящей «на пониженной высоте». Стрельба проводилась исключительно радиолокационным способом наведения. Крейсер получил оценку «Отлично». Но уже 1 апреля на корабле начались работы по подготовке к консервации. Из 1270 человек экипажа осталось 925, остальные были досрочно уволены в запас или переведены на другие корабли. Корабль был выведен из состава действующих.

3 сентября 1957 года «Мурманск» был зачислен в состав 176-й бригады резерва кораблей Северного флота и перебазировался в губу Сайда , где был поставлен на бочки. С 1 сентября 1957 года корабль перешёл на новое штатное расписание , по которому в экипаже оставалось 495 человек.

В 1961 году в связи с пересмотром политики в отношении артиллейриских крейсеров корабль оживает. В соответствии с Директивой ГК ВМФ СССР 1 июня 1961 года корабль перешёл в п. Роста на СРЗ-35 для ремонта и расконсервации, был переведён на полный штат и с февраля 1962 года вошёл в состав сформированной 6-ой ракетной дивизии . 5 июля 1962 года крейсер приступил к отработке основных задач, возрождалась боевая подготовка.

С 4 по 6 июля 1963г. «Мурманск» впервые участвует в командно-штабном учении с участием 1-й флотилии атомных подводных лодок , 4-й эскадры дизельных подводных лодок и авиации флота , под командованием командующего флотом адмирала В. А. Касатонова . С 10 по 15 августа крейсер принимал участие в учениях, сразу после которых вышел в первый дальний поход— в Атлантику , имея на борту резервный экипаж атомной подводной лодки.

В 1964 году корабль несколько раз был в дальних походах с выполнением учебных стрельб. С 7 по 12 апреля на очередном выходе в море на корабле присутствовала инспекция министерства обороны СССР во главе с главным инспектором Маршалом Советского Союза К. С. Москаленко . По итогам похода экипаж получил высокую оценку инспекторов. С 17 по 21 октября под флагом командующего флотом вице-адмирала С. М. Лобова совместно с эскадренным миноносцем « Настойчивый » «Мурманск» находился с официальным визитом в Норвегии , в порту Тронхейм , где участвовал в праздничных мероприятиях, посвященных 20-летию освобождения Норвегии войсками Карельского фронта и моряками Северного флота .

В 1965 году корабль дважды, с 22 июля по 3 августа и с 23 августа по 3 сентября, в Карское море на перехват и пресечение попыток американских военных ледокольных пароходов пройти Северным морским путём на восток. В том же году по итогам боевой и политической подготовки за год крейсер «Мурманск» впервые становится «Отличным» среди крейсеров, с тех пор регулярно поддерживая это звание.

С 31 мая по 2 июня 1967 года крейсер «Мурманск» совершил переход из Северодвинска в губу Западная имея правительственную делегацию на борту. В составе делегации были Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев , Председатель Совета Министров СССР А. Н. Косыгин , министр Обороны СССР Маршал Советского Союза А. А. Гречко , главком ВМФ Адмирал Флота Советского Союза С. Г. Горшков и сопровождающие их лица. В ходе перехода корабль принял участие в небольшом показательном учении с ракетными стрельбами. В октябре 1967 года корабль был награждён Памятным Знаменем ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета и Совета Министров СССР за 2-е место в ВМФ по состязательной артиллерийской стрельбе на приз Главкома ВМФ.

С 1 декабря 1967года по 30 сентября 1968года корабль находился на текущем ремонте в Кронштадтском морском заводе. В ходе ремонта был заменён главный паропровод и установлена новая РЛС «Киль» . После окончания ходовых испытаний «Мурманск» принял участие в параде кораблей Балтийского флота на Неве в Ленинграде , где находился с 27 октября по 8 ноября 1968 года. После возвращения на Северный флот крейсер был зачислен в состав сформированной ранее 7-й оперативной эскадры Северного флота и стал её флагманом.

С 18 марта по 6 мая 1969 года «Мурманск» находился в на боевой службе в Северной Атлантике и Средиземном море в качестве корабля управления под флагом командира 7-й оперативной эскадры контр-адмирала Г. Е. Голоты , сопровождал 8 подводных лодок 4-й эскадры дизельных подводных лодок , причисленных к 5-й оперативной средиземноморской эскадре . Во время этого похода с деловым визитом посетил алжирский порт Аннаба , где был с 12 по 18 апреля. С 22 августа по 14 октября 1969 года крейсер вновь находился в походе в Средиземном море.

С 9 по 30 апреля 1970года «Мурманск» участвовал в крупнейших за всю историю советского ВМФ учениях « Океан » од командованием адмирала С.М.Лобова с выходом в Атлантику. С 28 апреля с борта крейсера за окончанием учений наблюдали министр обороны А.А.Гречко и главком С.Г.Горшков.

С 3 марта по 22 апреля 1971года крейсер находился на боевой службе в Средиземном море, оказывая помощь вооруженным силам Египта в ходе войны на истощение . В ходе похода крейсер посетил с визитом югославский порт Дубровник .

С 10 ноября 1971года крейсер направляется в Чёрное море для ремонта в Севастополе . Однако в ходе движения корабль получил приказ о присоединении к 5-й Средиземноморской эскадре для участия в боевой службе и учениях «Узел» в Тирренском море , которые проходили с 18 ноября по 13 декабря 1971года. С 28 января 1972 по 30 ноября 1973год «Мурманск» находился в Севастополе, в длительном ремонте на судоремонтном заводе им. Орджоникидзе .

После ремонта, 29 сентября 1973 года корабль отправился на базу в Североморск , но вновь получил приказ о следовании в зону боевых действие арабо-израильского конфликта в Средиземном море. Находился в зоне боевых действий с 5 октября по 8 ноября 1973 года, за это время выполнил артиллерийские стрельбы и боевые упражнения по ПВО , РЭП и минным постановкам.

В 1974 году корабль участвовал в учениях «Амбразура», «Омега» и «Арктика-74». Участвовал (салютом из 30 залпов) в открытии мемориала « Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны » в Кольском заливе . С 1 января 1976 года после переклассификации согласно приказу ГК ВМФ №0296 от 31.12.1975года лёгкий крейсер «Мурманск» стал относиться к классу просто крейсеров. С 10 по 14 мая 1978г. под флагом командира 7-й опэск контр-адмирала В. И. Зуб , совместно с БРК « Смышлёный » «Мурманск» находился с официальным визитом в порту Бордо ( Франция ). В 1981 году корабль участвовал в крупномасштабных учениях Балтике « Запад-81 ».

С 22 ноября 1982 года «Мурманск» встал на средний ремонт на СРЗ-82 в п. Роста , войдя в в состав 48-й отдельной бригады подводных лодок . К этому времени корабль прошёл 242 703 мили.

В 1988 — 1989годах начато переоборудование крейсера в крейсер управления . В 1989 году корабль выполнил артиллерийские стрельбы, по итогам которых был объявлен лучшим кораблём по артиллерийской подготовке среди всех кораблей Военно-Морского Флота СССР и награждён переходящим Кубком Главнокомандующего ВМФ.

1 декабря 1989 года крейсер был выведен из боевого состава флота, законсервирован и поставлен в Кольском заливе на отстой.

Гибель и демонтаж

Корабль был разоружён и исключён из состава флота 3 июля 1992 года , а 31 декабря 1992 года расформирован. В 1994 году был продан в Индию на металл.

Крейсер буксировался в Индию в декабре 1994 года. Во время шторма в Норвежском море тросы буксиров не выдержали и крейсер был выброшен на скалы острова Серейа вблизи поселка Сёрвэр коммуны Хасвик ( Финнмарк , Норвегия ).  До 2008 года крейсер ржавел во фьорде и стал местной туристической достопримечательностью. В программу некоторых туров по Финнмарку даже включалось посещение советского корабля.

Однако, в августе 2008 года был проведён анализ образцов с корабля. Он показал наличие в них радиоактивных веществ, полихлорбифенила и бромированных замедлителей возгорания.  В результате этого в Норвегии было принято решение демонтировать и утилизировать крейсер. В 2009 году норвежская компания AF Gruppen заключила контракт на утилизацию корабля. Работы начались в 2010 году ; они включают в себя строительство дока вокруг корабля, откачку воды и разделку корпуса корабля в сухом доке

На лето 2012 года от корабля почти ничего не осталось.

Награды

  • 26 февраля 1967— Переходящее Красное Знамя Мурманского областного комитета ВЛКСМ, а также приз-модель Маяка со знаками воинской доблести, комсомольская организация крейсера занесена в Книгу Почёта комсомольцев и молодёжи Флота.
  • 20 октября 1967 года— Памятное Знамя ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР.
  • 1968 год— комсомольская организация электро-технической группы БЧ-5 награждена Памятным Красным Знаменем Ивано-Франковского Обкома ЛКСМУ.

С 1964 года практически ежегодно крейсер награждался Кубками и грамотами как Главнокомандующим ВМФ СССР, так и командующим Северным флотом за отличную и хорошую артиллерийскую стрельбу.

Среди почётных званий корабля такие как: «Лучший корабль среди крейсеров», «Лучший надводный корабль Северного флота», «Лучший корабль ВМФ СССР».

«Мурманск»
Служба: СССР
Россия
Класс и тип судналёгкий крейсер проекта 68-бис
Изготовитель Завод №402 , Северодвинск
Строительство начато28 января 1953 года
Спущен на воду 24 апреля 1955 года
Введен в эксплуатацию22 сентября 1955 года
Выведен из состава флота1992 год
СтатусЗатонул у побережья Норвегии в своём последнем переходе— на слом
Основные характеристики
Водоизмещение 13 600 т (нормальное)
16 640 т (при полной загрузке)
Длина210 м (205м по ватерлинии)
Ширина22 м
Высота6,9 м
Бронирование Броневой пояс— 100мм,
боевая рубка— 150мм,
палуба— 50мм,
башни— 75 мм
ДвигателиДвухвальная, два турбозубчатых агрегата, тип ТВ-7, 6 котлов
Мощность 110 000 л. с. (80,9 М Вт )
Скорость хода 32,5 узла (60,2 км/ч )
Дальность плавания 9000 морских миль на скорости 18 узлов
Экипаж 1250 человек
Вооружение
Артиллерия 12 × 152-мм (4 трехорудийные башни МК-5бис);
12 × 100-мм универсальных орудий (6 башен СМ-5-1);
32 × 37-мм артустановок МЗА В-11;
Минно-торпедное вооружение 2 пятитрубных 533-мм торпедных аппарата; 179 мин
 
Категория: Лёгкий крейсер | Просмотров: 1167 | Добавил: ucoz | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Архив записей

...

Друзья сайта
Вам Скучно? То гда Вам Сюда!
  • МЕГА СБОРНИК САМОДЕЛОК
  • ОНЛАЙН ТЕЛЕВИДЕНИЕ
  • ОНЛАЙН РАБОТА
  • БРОНЕ ТЕХНИКА
  • Смотреть онлайн кино бесплатно
  • ИЗОБРЕТЕНИЯ И ИЗОБРЕТАТЕЛИ
  • МИР ОРУЖИЯ
  • ОНЛАЙН КИНО
  • Самоделки
  • ВКУСНО С НАМИ
  • Блог о Все и не очем
  • Архив знаний
  • ОНЛАЙН КИНО
  • Фотоальбомы
  • энциклопедия авиации
  • Игры Денди Sega Онлайн
  • Сделай сам
  • New Wiki
  • Энцеклопедия кораблей
  • Железнодорожный транспорт
  • Доисторическая Европа
  • Динозавры
  • Дирижабли
  • Цивилизация майя
  • Древний Восток
  • Скучать некогда
  • Читаем книги онлайн
  • Создай свой блог сам

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024      Конструктор сайтов - uCoz