«Орёл» — госпитальное судно Российского общества Красного Креста, сопровождавшее 2-ю Тихоокеанскую эскадру в походе вокруг Африки и во время Цусимского сражения .
Строительство
Второй после «Ярославля» пароход, построенный по заказу Добровольного флота и первый русский пароход, отвечавший требованиям мирового торгового флота того времени. Послужил образцом при заказе следующих судов.
Контракт на постройку быстроходного грузопассажирского парохода был заключен Добровольным флотом с английской фирмой «Hawthorn R & W. Leslie & Со» в августе 1888 года . Деньги на постройку судна были собраны жителями Орловской губернии . Строительство осуществлялось на стапеле в Ньюкасле . Стоимость контракта составила 103 тыс. фунтов стерлингов. Сроком сдачи было определено 30 июня 1889 года, однако из-за забастовки рабочих сдача состоялась только 1 марта 1890 года .
Технические характеристики
- Длина: 137,7 м
- Ширина: 14,6 м
- Осадка: 7,32 м
- Водоизмещение: 8175 т
- Тоннаж: 5073,8 брт
- Тип машины: 2 паровых машины тройного расширения
- Мощность машины: 9500 л. с. (общая)
- Средняя скорость: 19,25-20 узлов
- Экипаж: 87 чел.
- Пассажирских мест:
- на палубе: 1212—1840 чел.
- в каютах: 9 х 1-го класса, 49 х 2-го класса, 36 х 3-го класса
- Грузоподъемность: 2624 т
Медицинское оснащение
- 9 палат
- 444 койки
- операционная
- 2 перевязочные
- стерилизационная
- опреснитель
- рентгенографический аппарат
- лаборатория
- аптека
- пекарня
- лифт
История службы
Перевозил грузы и пассажиров на линии Одесса - Владивосток , время от времени привлекался для перевозки Государя Императора и Его семьи из Севастополя в Ялту и обратно. В 1900 году был привлечен для переброски войск в Китай с целью подавления Боксёрского восстания .
В 1902 году из-за нерентабельности был снят с эксплуатации и поставлен на прикол в Одессе. В том же году был переоборудован во вспомогательный крейсер (установлена артиллерия: 3 х 120-мм, 12 х 75-мм и 6 х 47-мм орудий). После пробных стрельб орудия были демонтированы и сданы на хранение в порт.
В 1903 году был зачислен в отряд кораблей под командованием контр-адмирала А.А.Вирениуса , отправлявшийся из Кронштадта на Дальний Восток , однако с началом русско-японской войны отряд был возвращён из Красного моря в Россию.
16 июня 1904 года вышел из Одессы в Тулон , где на верфи завода «Forges et Chantiers de la Mediterranee» в Ла-Сейне его должны были переоборудовать в госпитальное судно. Работы были закончены в августе. Расходы— 600 тыс. франков— взяло на себя Французское общество Красного Креста. Российское общество Красного Креста обеспечивало содержание госпиталя в течение всего времени его деятельности. Медперсонал плавучего госпиталя насчитывал 86 врачей, 20 медсестер, 10 санитаров и 15 помощников.
Роль в Цусимском походе и сражении
21 октября 1904 года в Танжере присоединился ко 2-й Тихоокеанской эскадре, с которой совершил плавание вокруг Африки до места Цусимского сражения.
«Орёл» стал косвенным виновником того, что сражение состоялось. 14 мая 1905 года в 2 часа 28 минут утра опознавательные огни парохода были замечены разведывательным судном японского флота— вспомогательным крейсером «Синано-Мару». Если бы не это, по мнению многих историков, 2-я Тихоокеанская эскадра, шедшая в сумраке и тумане без огней, могла бы пройти место сражения незамеченной.
Во время эскадренного боя «Орёл» был остановлен и досмотрен японским вспомогательным крейсером «Садо-Мару» в 10 морских милях к западу от о-ва Окиносима и отведен под конвоем в бухту Миура.
По приказу командующего эскадрой З.П.Рожественского , на «Орле» были размещены члены команды конфискованного 6 мая английского парохода «Ольдгамия» . Кроме того, по приказу штаба эскадры, во время стоянки в Кейптауне, на борту судна был размещён приобретённый запас изолированного кабеля. Во время прохождения Цусимского пролива «Орёл» держался на траверзе боевых сил эскадры. Японцы расценили эти факты как нарушение правил Гаагской конвенции и реквизировали судно . Впоследствии «Орёл» был продан японской фирме и плавал под именем «Касуно-Мару».
Дальнейшая судьба
С 1905.09.07— госпитальное судно в Курэ. С 1909.10.16— пароход. 1910.04.06— продан компании «Тоё Кисэн». 1910.04.12— исключен из списков флота. 1910.11.18— разделан на металл
По другим данным, пароход был в 1916 году выкуплен Россией, но из-за плохого технического состояния не использовался. Дальнейшая судьба корабля не установлена.
«Орёл» |
---|
|
---|
|
---|
Флаг | Российская империя |
---|
Класс и тип судна | госпитальное судно |
---|
Организация | Российское общество Красного Креста |
---|
Изготовитель | Hawthorn R & W. Leslie & Со , Ньюкасл , Великобритания |
---|
Введен в эксплуатацию | 1890 |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | 8175 тонн |
---|
Длина | 137,7 м |
---|
Ширина | 14,6 м |
---|
Осадка | 7,32 м |
---|
Двигатели | 2 паровых машины тройного расширения |
---|
Мощность | 9500 л. с. (общая) |
---|
Скорость хода | 19,25-20 узлов |
---|
Экипаж | 87 чел. |
---|
Пассажировместимость | на палубе: 1212—1840 чел. в каютах: 9 х 1-го класса, 49 х 2-го класса, 36 х 3-го класса |
---|
|
|