«Витторио Венето» ( итал. Vittorio Veneto )— итальянский линкор типа «Литторио» времён Второй мировой войны . Назван в честь победы итальянских войск над австрийцами в годы Первой мировой войны .
История
Строительство и первые походы
Корабль был заложен на верфи «Кантьери Риунити дель Адриатике» в Триесте 28 октября 1934 в одиннадцатую годовщину « марша на Рим » итальянских фашистов во главе с Муссолини . Был спущен на воду 25 июля 1937 , достроен был 28 апреля 1940 . В строй вступил 1 мая 1940 , до 2 августа проходил курс боевой подготовки. Первый боевой выход состоялся 31 августа 1940 , когда крупнейшая группировка итальянских линейных сил (помимо «Витторио Венето», там были « Литторио », « Джулио Чезаре », « Конте ди Кавур » и « Кайо Дуилио », а также 10 крейсеров и 34 эсминца) направилась на открытое столкновение со средиземноморским флотом Англии , базировавшимся в Александрии . Английская авиация успела обнаружить итальянское соединение, и британцы отступили назад (этому благоприятствовала штормовая погода). Итальянцы вернулись на базу, но 6 сентября во второй раз отправились на бой с англичанами, на этот раз к Гибралтару . Впрочем, и эта битва не состоялась.
Нападение в Таранто
До ноября все линкоры стояли в Таранто , представляя собой угрозу для британцев: эти пять судов сопровождались девятью крейсерами, многочисленными кораблями разных классов, а сам порт прикрывали 90-мм зенитные орудия в количестве 21, несколько десятков автоматов калибров 37 и 20мм, 27 привязных аэростатов заграждения и многочисленные прожекторы. Однако у итальянцев не было радиолокационных станций, а противоторпедное сетевое заграждение вокруг кораблей было недостаточным. И 11 ноября ночью английский авианосец «Илластриес» подошёл к Таранто на 170 миль, оставаясь незасечённым. В 20:35 группа из 21 палубного торпедоносца « Свордфиш » атаковала итальянский флот, ещё одна такая группа нанесла удар по флоту через час. По «Витторио Венето» были выпущены две 450-мм авиаторпеды, которые не попали в крупнейший итальянский корабль, однако три других судна— « Литторио », « Конте ди Кавур » и « Кайо Дуилио »— были торпедированы и надолго вышли из строя (« Конте ди Кавур » не смог вернуться вообще). Эта атака изменила соотношение сил в Средиземноморье в пользу англичан.
Бой у мыса Спартивенто
«Витторио Венето» перешёл в Неаполь , где опасность налёта была ниже. 27 ноября этот корабль вместе с « Джулио Чезаре », шестью крейсерами и четырнадцатью эсминцами под командованием адмирала Кампиони покинул Неаполь для перехвата британского конвоя, шедшего по маршруту Гибралтар — Мальта . В состав сил прикрытия входили линейный крейсер «Ринаун», авианосец «Арк Ройял», два крейсера и десять эсминцев, а на подмогу им шли из Александрии линкор «Рэмилиес», три крейсера и пять эсминцев. Благодаря воздушной разведке Кампиони получил сведения об этой группы, поэтому прервал контакт, дабы не подвергать свои суда риску. Бой ограничился четырьмя залпами «Витторио Венето» по крейсерам британцев с большой дистанции, и крейсер «Бервик» получил серьёзное попадание. Этот бой вошёл в историю как бой у мыса Теулада (Спартивенто).
Стоянка с января по март
8 января 1941 вечером британцы организовали авианалёт на Неаполь и повредили « Джулио Чезаре », который был вынужден на следующий день уйти на ремонт в Специю . До марта итальянцы располагали только одним боеготовным линкором, которым и являлся «Витторио Венето». Его предполагалось использовать совместно со многочисленными крейсерскими силами против английских конвоев в Грецию , и для этого была запланирована операция на 24 марта : поддержку готовы были оказать немецкие лётчики из 10-го авиационного корпуса и итальянские лётчики королевских ВВС. Операция задержалась на два дня по просьбе немцев, стремившихся наладить более чёткое взаимодействие с итальянцами в ходе выполнения самой операции.
Сражение у мыса Матапан
Немецкая воздушная разведка серьёзно просчиталась: по их данным, у англичан в восточном Средиземноморье был якобы в полной готовности только линкор «Вэлиент». Вечером 26 марта «Витторио Венето» под командованием адмирала Анжело Иакино покинул Неаполь в сопровождении крейсеров « Зара », « Пола », « Фиуме », « Больцано », « Тренто » и « Триесте », лёгких крейсеров « Абруцци » и « Гарибальди », а также 13 эсминцев. Они собирались атаковать английские конвои, следовавшие из Александрии в порты Греции, но в 12:20 следующего дня патрульная летающая лодка «Сандерленд» обнаружила итальянские корабли и сорвала их внезапную атаку. Утром 28 марта три итальянских крейсера столкнулись с внешним боевым прикрытием английской эскадры, состоявшей из линкоров «Вэлиент», «Бархэм», «Уорспайт», авианосца «Формидебл» и девяти эсминцев.
Британские крейсеры «Глочестер», «Аякс», «Орион» и «Перт» вместе с четырьмя эсминцами прикрывали поисковый конвой, следовавший в Грецию, и назодились в 30 милях к югу от острова Гуадо, когда обнаружили присутствие итальянских крейсеров на своём пути. Англичане пустились в преследование итальянцев, которые и навели их на свои главные силы. В 10:58 «Витторио Венето» вступил в бой, открыв огонь из 381-мм орудий по «Ориону» с дистанции 23 километра. Огромные всплески высотой до 70 метров окружили крейсер, на палубу посыпались осколки снарядов, но прямых попаданий не было. Англичане поставили плотную дымовую завесу и под её прикрытием вышли из боя, однако «Глочестер», который безрезультатно обстреливался линкором «Витторио Венето», остался для слежения. В 11:27 шесть палубных торпедоносцев « Альбакор » атаковали линкор и вынудили его прекратить вести огонь по «Глочестеру», однако торпедировать его не удалось. На помощь итальянцам поспешили два истребителя-бомбардировщика Junkers Ju 88 , однако палубные истребители англичан « Фульмар » сбили один самолёт и сорвали атаку немцев. В такой обстановке адмирал Иакино приказал отступить к базе. Таким образом итало-немецкая операция провалилась. В 11:30 итальянцы начали отступать, отбиваясь от атак британских торпедоносцев. Начиная с 12:07, « Альбакоры » в течение 5 часов предприняли 11 атак, а в 14:20 и 14:50 бомбардировщики « Бристоль Блэнхэйм », базировавшиеся в Греции, нанесли два бомбовых удара.
В 15:19 три « Альбакора », два « Свордфиша » и два « Фульмара » вышли в атаку на «Витторио Венето». Головной « Альбакор » рухнул в воду примерно в 1000 метров от корабля, однако его 450-мм торпеда попала в итальянский линкор— она угодила в кормовую часть правого борта над правым внешним гребным винтом (примерно шесть метров под ватерлинии). Взрыв 227-кг боевого зарядного отделения торпеды привёл к огромным разрушениям: пробоина размерами 9 на 3, интенсивно затапливаемый коридор правого внешнего гребного вала, деформированный и заклиненный вал (наравне с вспомогательным рулём правого борта), течи в продольных и поперечных переборках в районе четвёртой электростанции. Более того, в такой ситуации, несмотря на боевую тревогу, несколько водонепроницаемых люков и горловин в районе повреждения вообще не были задраены. К 15:30 линкор остановился: к тому моменту 3500 тонн забортной воды проникли в кормовую часть, у корабля был дифферент на корму около трёх метров и крен на правый борт около четырёх с половиной градусов. Сброшенные рядом бомбы с « Блэнхэйма » привели к выходу из строя рулевой машины главного руля и усилению течи в кормовой части.
Аварийные партии предпринимали интенсивные меры по локализации распространения воды, герметизации и осушению помещений, но эти возможности сокращались с затоплением кормового отделения водоотливных насосов и недостатком переносных водоотливных средств. Однако к 16 часам удалось остановить распространение воды, ликвидировать крен и уменьшить дифферент. В 16:42 корабль сдвинулся с места за счёт турбин левого борта и набрал ход в 10 узлов, а к 18:20 довёл его до 16 узлов. Адмирал Иакино сообщил командованию о своём положении и запросил воздушное прикрытие, но получил отказ, поскольку, по данным разведки, в 175 милях было британское соединение из линкора и авианосца. Адмирал Эндрю Каннингхэм с тремя линкорами был на расстоянии 50 миль, приближаясь с каждым часом на 7 миль. В 19:00 «Витторио Венето», окружённый крейсерами и эсминцами, увеличил скорость до 19 узлов. Но в это время восемь торпедоносцев с «Формидебла» снова атаковали итальянскую эскадру и торпедировали тяжёлый крейсер « Пола ». На помощь повреждённому кораблю Иакино выделил корабли « Зара » и « Фиуме », а сам отступил к базе. Хотя «Витторио Венето» и удалось вернуться, оставшиеся три корабля были легко уничтожены британцами из 381-мм орудий, поскольку у моряков Великобритании были радиолокационные устройства, позволявшие вести огонь в темноте. Этот бой вошёл в историю как битва у мыса Матапан.
Попытка перехвата конвоя Гибралтар — Мальта
На протяжении всего перехода до Таранто на линкоре продолжалась борьба с поступлением воды, и приходилось снижать скорость из-за попадания воды в систему смазки главных упорных подшипников. Ремонт линкора занял четыре месяца, и лишь в августе он снова был готов к боевым действиям. 23 августа 1941 «Витторио Венето», « Литторио » и четыре крейсера с эсминцами охранения вышли в море на перехват английского соединения, следовавшего из Гибралтара на Мальту . Британский отряд состоял из линкора «Нельсон», авианосца «Арк Ройял» и крейсера в охранении нескольких эсминцев. Вскоре после обнаружения англичанами итальянской эскадры англичане вернулись в базу, а затем и итальянцы последовали их примеру.
24 сентября конвой из девяти транспортных судов снова вышел из Гибралтара на Мальту . Итальянцы допустили ошибку, посчитав, что состав охраняющих кораблей не изменился: на помощь британцам в действительности поспешили ещё и линкоры «Родней» и «Принс оф Уэлс». Англичане пытались втянуть итальянский флот в решительное сражение и разгромить его. 26 сентября всё та же эскадра под флагом адмирала Анжело Иакино в составе «Витторио Венето», « Литторио », пяти крейсеров и четырнадцати эсминцев покинула Неаполь и отправилась на перехват английских кораблей. Следующим вечером, 27 сентября , «Нельсон» получил попадание торпедой с итальянского самолёта и остался с конвоем, а остальные корабли отправились для боя с итальянцами на севере. Однако ни та, ни другая сторона друг друга не обнаружили, хотя и шли одно время параллельными курсами на расстоянии около 70 миль. В 14:00 Иакино велел прекратить выполнение боевой задачи и вернуться на базу.
13 декабря «Витторио Венето», « Литторио » и четыре эсминца осуществляли дальнее прикрытие конвоя из пяти транспортов, следовавшего в Триполи. Возвращаясь в базу, 14 декабря в 8:59 у мыса Арми в Мессинском проливе «Витторио Венето» вступил в бой с подлодкой «Урге», и та выпустила веером три торпеды. Одна из них взорвалась по левому борту в районе кормовой 381-мм башни. Сила взрыва 340кг тротила пробила даже конструктивную подводную защиту: в наружной обшивке образовалась пробоина размерами 13x6 метров, а корабль принял 2 032 тонны забортной воды и получил крен в размере трёх с половиной градусов на правый борт и дифферент на корму около 2,2 метра. Было убито несколько десятков человек, примерно столько же было ранено. Крен удалось уменьшить до одного градуса, а вот полностью устранить дифферент не удалось вплоть до возвращения в базу. Корабль прибыл в Таранто своим ходом, и его ремонт занял примерно четыре месяца. Из его команды на это время были выделены моряки на эсминцы Любляна и др.
Повторная попытка перехвата конвоя Гибралтар — Мальта
«Витторио Венето» вернулся в строй в июне 1942 : в середине этого месяца англичане пытались провести два конвоя на Мальту: в первый входили пять транспортов, охраняемые линкором «Малайя», двумя авианосцами, четырьмя крейсерами и семнадцатью эсминцами, и этот конвой шёл из Гибралтара ; во второй конвой входили 11 транспортов под охраной средиземноморской эскадры, и шёл он из Александрии . Оба конвоя должны были подойти к Мальте одновременно. «Витторио Венето» и « Литторио » направились из Таранто 14 июня в 14:30 для перехвата западного конвоя (дивизия крейсеров из Палермо отправилась к восточному конвою).
Перехват восточного конвоя планировался на 9:30, однако он сорвался из-за начавшихся атак англо-американской авиации: она атаковала с 3:40 вплоть до той самой даты 9:30. Немецкая авиация не смогла остановить войска союзников, и в итоге торпеда угодила в тяжёлый крейсер « Тренто », а авиабомба попала в первую 381-мм башню « Литторио ». В 15:00 Иакино понял, что его ждёт очередной ночной бой, к которому итальянцы не были готовы, и сначала изменил курс для выхода на перехват следующим утром, а затем и вовсе отменил операцию. При отходе итальянцы снова подверглись торпедной атаке бомбардировщиков « Виккерс Уэллингтон »: в условиях отсутствия воздушного прикрытия « Литторио » был торпедирован, а « Тренто » получил ещё две торпеды от подлодки «Амбра» и затонул. Остальные итальянские корабли благополучно вернулись в свои базы. Они смогли добиться только отмены похода восточного конвоя и прорыва только одного транспорта в Ла-Валетту .
Перебазировка
Нехватка топлива привела к тому, что «Витторио Венето» больше не привлекался к операциям. 12 ноября он совместно с « Литторио » перебазировался из Таранто в Неаполь , а затем 6 декабря вместе с линкором « Рома » в Специю . Линкоры уже использовались как плавучие зенитные батареи: орудия калибров 381 и 152мм были специально переквалифицированы для атак по самолётам, и для этого в их боекомплекты включили фугасные снаряды с дистанционными взрывателями.
5 июня 1943 во время массированного авианалета на Специю американских бомбардировщиков B-17 две 908-кг бронебойные авиабомбы попали в носовую оконечность «Витторио Венето» (первая по левому борту у первой 381-мм башни в районе 159 шпангоута пробила все палубы, цилиндры конструктивной подводной защиты и, не взорвавшись, ушла на дно, а вторая по левому борту возле шпилей, в районе 197 шпангоута прошла через все корабельные конструкции и взорвалась под днищем). Корабль ушел на ремонт в Геную , откуда после завершения всех работ через месяц вновь возвратился в Специю , где оставался вплоть до капитуляции Италии.
Передача линкора британцам
9 сентября 1943 в 3:00 линкор «Витторио Венето» покинул Специю и в составе эскадры отправился к острову Сардиния, где итальянцы намеревались разместить короля и правительство в надежде проводить независимую от Германии политику сепаратного мира. Впрочем, немцы в тот же день спешно заняли Сардинию, и итальянцы вынуждены были следовать на Мальту для сдачи союзникам. Вместе с эскадрой «Витторио Венето» прибыл в Ла-Валетту 11 сентября , а через три дня вышел в Александрию , куда прибыл 17 сентября . Месяц спустя линкор бросил якорь в Большом Горьком озере (зона Суэцкого канала), где оставался до 6 февраля 1946 (в тот день он вышел в Италию). 9 февраля линкор прибыл в Августу (Сицилия), а 14 октября возвратился в Специю . 3 января 1948 линкор был выведен из состава флота, а 1 февраля был формально исключён из состава флота. По условиям Парижского мирного договора линкор передавался Великобритании, но та предложила итальянцам разобрать его на металлолом. С 1953 по 1955 годы корабль был разобран в Специи.
Общая статистика
Этот корабль флота Италии был наиболее активным в ходе Второй мировой войны: за её годы он выполнил 56 боевых заданий, прошёл с боями 17970 миль за 1056 ходовых часов и израсходовал 20288 тонн топлива. В ремонтах и доках корабль находился в общей сложности 199 дней.
Капитаны корабля
- Джузеппе Спарцани ( 30 апреля 1940 — 17 февраля 1942 )
- Корсо Пекори Жирарди ( 18 февраля 1942 — 4 ноября 1943 )
- Лучано Сотгью ( 5 ноября 1943 — 13 января 1944 )
- Родольфо дель Миньо ( 14 января 1944 — 30 мая 1945 )
- Франческо Мимбелли ( 31 мая 1945 — 10 мая 1946 )
- Марко Каламаи ( 11 мая 1946 — 22 июня 1947 )
- Эрнесто Нотари ( 23 июня — 5 сентября 1947 )
- Марио Барталези ( 6 сентября — 30 декабря 1947 )
- Бруно Цани ( 31 декабря 1947 — 2 июня 1948 )
Витторио Венето |
---|
Vittorio Veneto |
---|
|
---|
«Витторио Венето» в битве у мыса Спартивенто
|
---|
Служба: | Королевские ВМС Италии |
---|
Класс и тип судна | линкор |
---|
Организация | Королевские ВМС Италии |
---|
Изготовитель | Cantieri Riuniti dell’Adriatico |
---|
Строительство начато | 28 октября 1934 |
---|
Спущен на воду | 25 июля 1937 |
---|
Введен в эксплуатацию | 2 августа 1940 |
---|
Выведен из состава флота | 1948 |
---|
Статус | разобран на металл |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | 44324 т (стандартное) 46486 т (полное) |
---|
Длина | 224,5-237,8 м |
---|
Ширина | 32,9 м |
---|
Осадка | 10,5 м |
---|
Бронирование | 350мм вертикальное 230мм горизонтальное 350мм артиллерия 260мм командирская башенка |
---|
Двигатели | 4 паровые турбины Yarrow 8 котлов Belluzzo |
---|
Мощность | 140 тысяч л.с. |
---|
Движитель | 4 винта |
---|
Скорость хода | 31,45 узлов |
---|
Дальность плавания | 3920 морских миль при скорости в 20 узлов |
---|
Экипаж | 1830 человек (1910 на флагманском корабле) |
---|
Вооружение |
---|
Радиолокационное вооружение | радар «Gufo» E.C.4. |
---|
Артиллерия | 9 x 381-мм/50 корабельные орудия 1934 года (по три орудия в трёх установках) 12 x 155-мм/55 корабельные орудия |
---|
Зенитная артиллерия | 12 x 90-мм/50 зенитные орудия 20 x 54-мм/37 пулемёты (8 двойных и 4 одинарных) 32 x 20-мм пулемёты (16 пар) |
---|
Авиационная группа | 2 или 3 самолёта Reggiane Re.2000 Falco и IMAM Ro.43 |
---|
|
|