«Академик Фёдоров»
— российское научно-исследовательское судно, построенное в 1987 году на верфях города Раума ( Финляндия ) по заказу СССР и названное в честь академика АН СССР героя Советского Союза Е. К. Фёдорова , работавшего на первой советской дрейфующей станции « Северный полюс-1 ».
Рейсы
В первое плавание вышел 24 октября 1987 года. Ежегодно совершает экспедиционные рейсы в Арктику (август, сентябрь) и участвует в работах Российской Антарктической экспедиции (отплытие из Санкт-Петербурга в начале ноября, возвращение в начале мая следующего года) . К 8 сентября 2007 года «Академик Фёдоров» находился в море 4045 суток (более 11 лет), выполнил 25 рейсов (находясь в 26-м), прошёл около 687 тыс. морских миль , из них 100 тыс. миль во льдах .
Участие в экспедиции «Арктика-2005»
5 июля
«Академик Фёдоров» вышел из Санкт-Петербурга. На первом этапе экспедиции велась геологическая разведка на дне океана, в том числе на хребте Менделеева . В ходе экспедиции 29 августа «Академик Фёдоров» стал первым в мире транспортным судном, которое без сопровождения ледокола дошло до Северного полюса . На полюсе были взяты образцы донного грунта. 5 сентября научно-исследовательское судно эвакуировало дрейфующую станцию « Северный полюс-33 », высаженную им же 9 сентября 2004 года. 19 сентября 2005 года «Академик Федоров» доставил новый состав полярников в точку с координатами 85 ° 39' с. ш. и 115° 19' в. д., где была основана новая дрейфующая станция .
4 октября корабль вернулся в Санкт-Петербург.
Участие в экспедиции «Арктика-2007»
10 июля
«Академик Фёдоров» вышел из Санкт-Петербурга в Мурманск . Из Мурманска корабль вышел к полюсу вслед за ледоколом «Россия» 25 июля после полуночи. Через 57 миль на судне произошла поломка двигателя, и оно простояло несколько часов на ремонте. Ледокол «Россия» был вынужден развернуться, в Мурманск был отправлен вертолёт за запчастями. К 11 часам утра поломка была устранена силами команды . На график экспедиции инцидент не повлиял — кораблям удалось быстро наверстать упущенное время.
«Академик Фёдоров» нёс аппараты «Мир» , на которых 29 июля было совершено пробное погружение, а 2 августа — погружение на дно в точке Северного полюса.
7 августа «Академик Фёдоров» в проливе Кембридж ( Земля Франца-Иосифа ) встретил судно «Академик Мстислав Келдыш» и передал на его борт аппараты «Мир» . После этого «Академик Фёдоров» участвовал в работах второго этапа экспедиции «Арктика 2007» в море Лаптевых , в ходе которых с его борта проводились наблюдения за состоянием ледяного покрова, атмосферы и океана.
В конце августа «Академик Фёдоров» с 24 полярниками, которым предстоит жить и работать на дрейфующей станции « Северный полюс-35 », вышел из Тикси . 5 сентября в Чукотском море он встретился с ледоколом «Россия» . 18 сентября в 65 милях к востоку от мыса Арктический ( Новая Земля ) было обнаружено подходящее для создания станции ледовое поле и в 16:00 по московскому времени были начаты работы по размещению «СП-35» .
53-я Антарктическая экспедиция 2007 - 2008 годов
Рейс проходил с 6 ноября 2007 года по 2 июня 2008 года (210 суток). Было пройдено свыше 47 000 морских миль, из них 21 500 миль было пройдено в водах Антарктического континента .
Антарктическая экспедиция была проведена силами интернационального коллектива, была выполнена большая научная работа, в том числе расконсервированы станции « Русская » и « Ленинградская ».
Исследование Арктики в сезоне 2010 года
27 июля «Академик Федоров» отправился в 100-суточный научный рейс из морского порта города Архангельск . Планируется проведение исследований в Арктическом бассейне Северного Ледовитого океана . Работы будут проводиться под проводкой атомного ледокола « Ямал ».
Работы организованы НИИ Росгидромет и выполняются в рамках государственного проекта как часть работы «по сопровождению российской заявки на юридическое закрепление внешней границы континентального шельфа в Северном Ледовитом океане» . Работы возглавляет Полномочный представитель президента РФ по международным вопросам Арктики и Антарктики, член-корреспондент РАН Артур Чилингаров , в организации экспедиции участвовали официальные представители Федерального агентства по недропользованию (Роснедра) .
В рамках экспедиции планируется исследовать геологическое строение моря Лаптевых и Восточно-Сибирского моря с использованием современной аппаратуры. Кроме этого планируется провести аналогичные исследования в других акваториях океана, вплоть до географической точки Северного полюса .
По оконча нии работ экспедиционное судно вернётся в Санкт-Петербург в третьей декаде октября 2010 года.
«Академик Фёдоров» |
---|
Akademik Fedorov |
|
---|
«Академик Фёдоров» в порту немецкого города Киль
|
Основная информация
|
---|
Тип | Научно-исследовательское судно | Государство |
СССР
→
Россия
| Порт приписки |
Санкт-Петербург
Россия
| Класс | KM(*) ULA[2] AUT2 | Номер ИМО | 8519837 | Позывной | UCKZ | Оператор |
ААНИИ
| Владелец |
ААНИИ
| Верфь |
Верфь
Раума
Финляндия
| Спущено на воду |
8 сентября
1987
| Современный статус | В эксплуатации |
Параметры
|
---|
Длина | 141,2 м | Ширина | 23,5 м | Высота | 13,3 м | Средняя осадка | 8,5 м |
Водоизмещение
| 16 336 т |
Технические данные
|
---|
Силовая установка | 2 x Wartsila 16V32D, 2 x Wartsila 6R32D | Винты | 1 винт фиксированного шага с 4 съемными лопастями | Мощность | 2 x 6000 кВт, 2 x 2250 кВт | Скорость | 16,5 узлов | Экипаж | 90 | Грузовместимость | 365 м³; 1930 м³; 2050 м³; 2350 м³ |
|