Энцеклопедия кораблей
Вторник, 15.10.2019, 18:15



Приветствую Вас Гость | RSS
[ Главная ] [ Блог ] [ Регистрация ] [ Вход ]
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Ледокол [54]
Эскадренный миноносец [391]
Речные пассажирские суда [8]
Круизные суда [82]
Парусные линейные корабли [1]
Дредноут [1]
Пассажирское судно [35]
Теплоход [55]
Линкор [33]
Фрегат [74]
Танкер [11]
Сухогруз [6]
Учебные корабли [8]
Буровое судно [5]
Парусные линейные корабли [2]
Теплоходы [20]
Линейные крейсера [15]
Паромы [25]
Шхуна [2]
Подводные лодки [50]
Авианосцы [73]
Военные корабли [1]
Лёгкий крейсер [44]
Пароходы [33]
Вспомогательный крейсер [6]
Линейный корабль (парусный) [296]
Корабль 6 ранга [1]
Миноносец [81]
Королевская яхта [13]
Научно-исследовательские суда [39]
Грузовое судно [8]
Шлюп [10]
Тяжёлый крейсер [5]
Бронепалубный крейсер [64]
Барк [11]
Галера [10]
Контейнеровоз [2]
Корвет [14]
Броненосец [57]
Бригантина [2]
Бомбардирский корабль [2]
проа [1]
Бриг [15]
Галеон [5]
Клипер [12]
Джонка [2]
Ладья [1]
Катер [4]
Каравелла [4]
Трирема [2]
Каракка [6]
Яхта [4]
Канонерская лодка [32]
Большой противолодочный корабль [36]
Тяжёлый авианесущий крейсер [3]
Ракетный крейсер [9]
Броненосный крейсер [26]
Крейсера проекта 1144 [1]
Крейсер [23]
Малый ракетный корабль [8]
Буксир [4]
Моторная яхта [1]
Госпитальное судно [7]
Лидер эскадренных миноносцев [5]
Сторожевой корабль [6]
Судно на подводных крыльях [6]
Пожарное судно [2]
Вспомогательные корабли и суда [10]
Пароходофрегат [2]
Малый противолодочный корабль [19]
Тримаран [1]
Монитор [20]
Тральщик [5]
Минный крейсер [5]
Минный заградитель \ Минный катер [9]
Моторные яхты [4]
Сторожевые корабли [15]
Океанские лайнеры [18]
Вертолётоносец [2]
Десантные корабли [3]
Буровые суда [1]
Десантный корабль [5]
Разведывательные корабли [3]
Парусное судно [1]
Ракетный катер [5]
Шнява [1]
Люгер [2]
Траулер [2]
Торпедный катер [2]
Доковое судно [1]
Гражданские суда [1]

Календарь
«  Июль 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Главная » 2012 » Июль » 8 » Александр Сибиряков (корабль)
05:57
Александр Сибиряков (корабль)

null

«Александр Сибиряков» («Беллавенчур»)— ледокольный пароход. Впервые преодолел Северный морской путь за одну навигацию, погиб в неравном бою с немецким крейсером .

История корабля

Заложен 23 ноября 1908 года на верфи «Гендерсон и К°» по заказу компании «Беллавенчур Стимшип» ( англ. Bellaventure Steamship Co Ltd ). Спущен на воду в 1909 году под названием «Беллавенчур» ( англ. Bellaventure ).  

 Базировался в порту Сент-Джонс , Ньюфаундленд . Использовался для промысла тюленей . Рекордным в охотничьей биографии судна стал 1910 год , когда было добыто 35816 тюленей. Общее количество добытых на «Беллавенчур» тюленей составляет 112135 туш . 

 С 1913 по 1915 год работал по подрядам правительства Доминиона Ньюфаундленд при строительстве портовых терминалов. 

 В 1914 году «Беллавенчур» участвовал в эвакуации тел погибших от холода моряков судна «Newfoundland». 4 апреля 1914 года «Беллавенчур» прибыл в Сент-Джонс , неся на палубе 69 тел . 

 В 1915 году «Беллавенчур» вместе с однотипным зверобойным ледокольным пароходом «Бонавенчур» («Владимир Русанов») куплен у компании «Эй Джей Харви» ( англ. A. J. Harvey and Co. ) министерством торговли и промышленности России для зимних рейсов в Белом море . 

 В 1916 году переименован из «Беллавенчур» в «Александр Сибиряков». Назван в честь русского финансиста А.М. Сибирякова . 

 В 1-ю мировую войну работал в Белом море на перевозке прибывавших из стран-союзников военных грузов. После войны использовался ежегодно для весеннего зверобойного промысла в горле Белого моря и в навигацию как грузовое и снабженческое судно.

 Знаменитый рейс

В июле 1932 года «Сибиряков» под командованием капитана В.И.Воронина , начальника экспедиции академика О.Ю.Шмидта и его заместителя В.Ю.Визе вышел из Архангельска и, обогнув с Севера архипелаг Северная Земля , в августе достиг Чукотского моря , где в сложной ледовой обстановке потерял часть гребного вала с винтом. Оставшись без хода, начал дрейфовать, но с помощью самодельных парусов команде удалось вывести судно на чистую воду к 1 октября в северной части Берингова пролива , откуда его отбуксировали в Петропавловск-Камчатский . 

 Это было первое в истории сквозное плавание по Северному морскому пути из Белого моря в Берингово за одну навигацию . В том же году «Александр Сибиряков» был награждён орденом Трудового Красного Знамени . Летом 1933 года В.И.Воронин и О.Ю.Шмидт повторили попытку, возглавив новую экспедицию на более крупном судне— пароходе « Челюскин »

1932—1942

В 1936 году судно наскочило на каменную гряду у берегов Новой Земли в Карском море , в следующем году было спасено ЭПРОНом и отремонтировано в Архангельске . До начала Великой Отечественной войны «Александр Сибиряков» работал в Арктике как снабженец. 

 В августе 1941 года вошёл в состав ледокольного отряда Беломорской военной флотилии под названием ЛД-6 («Лёд-6»). На корабле было установлено вооружение: два 76-мм (корма), два 45-мм орудия (бак), два 20-мм зенитных автомата «Эрликон» . Капитану ледокола Анатолию Алексеевичу Качараве было присвоено воинское звание старший лейтенант .

 Гибель судна

Бой ледокола «Александр Сибиряков» с крейсером «Адмирал Шеер» 25 августа 1942 года. 
П.П.Павлинов , 1945 год.

24 августа (понедельник) 1942 года вышел с Диксона , выполняя рейс на Северную Землю . На борту находилось 104 человека (включая 47 человек экипажа, 32 военнослужащих под командованием Никифоренко, 11 полярников, 12 рабочих, 2 офицера— Бочурко и Элимелах), 349 тонн грузов (собаки, коровы, оснащение станции, провиант, топливо, стройматериалы). Целью рейса была замена персонала, пополнение запаса полярных станций на Северной Земле и организация новой станции на мысе Молотова . 

25 августа 1942 года, направляясь по курсу к мысу Оловянный , между островами Белуха , Центральный и Продолговатый в заливе Миддендорфа Карского моря , встретил немецкий тяжёлый крейсер «Адмирал Шеер» , который вел поиск союзнических караванов в рамках операции «Вундерланд» . Крейсером командовал капитан Вильгельм Меендсен-Болькен . Предупреждения о возможном нахождении крейсера в Карском море поступили 24 августа от британского военного представителя в Архангельске и от персонала советской метеостанции на островах Гейберга , который видел 21 августа разведывательный самолёт Arado , но не были переданы экипажу ледокола; встреча с крейсером была неожиданностью. 

 Сигнальщик Алексеев в 13 ч. 17 мин. заметил дым неизвестного корабля. Корабль приблизился. На немецком крейсере, с целью введения советских моряков в заблуждение, подняли американский флаг и передали сигналами ложное название корабля (переданное «Тускалуза» , было трактовано как японское «Сисияма» ). После двадцатиминутного диалога, в котором немцами на русском языке запрашивались сведения о ледовой обстановке в проливе Вилькицкого , капитаном Качаравой принято решение следовать на полном ходу к острову Белуха (10 морских миль), для того, чтобы укрыть людей и груз. Была объявлена тревога: все бойцы заняли места у орудий, подготовлены средства пожаротушения и медицинской помощи, отправлена радиограмма: «Встретили иностранный крейсер. Наблюдайте за нами». Радиостанция штаба ГУСМП передала информацию о том, что ни американских, ни японских военных кораблей в акватории моря находиться не может. 

 На «Адмирале Шеере» была включена аппаратура радиопомех, поднят немецкий военно-морской флаг. Крейсер потребовал прекратить радиопередачи и лечь в дрейф, затем был дан предупредительный выстрел. В 13 часов 45 минут была даны радиограммы: «Началась канонада, ждите», затем «Нас обстреливают». «Сибиряков» начал обстрел крейсера с дистанции 64 кабельтовых . Ответный огонь крейсера: из 27 снарядов главного калибра в 6 залпах 4 попали в цель. Первым попаданием снаряда снесло фор- стеньгу и повредило радиостанцию (перешли на аварийный передатчик) , систему телефонной связи, вторым снарядом накрыло корму, мощный взрыв выбросил высоко в воздух тела бойцов, коробки груза, элементы кормы, кормовых орудий, шлюпок,— около тридцати человек погибло. Третий снаряд попал на носовую палубу, взорвались бочки с бензином (около 300 штук), из-за чего обгорели многие находившиеся на борту. К дымовой завесе, выставленной ледоколом, прибавился дым мощного пожара. Четвертый снаряд угодил в ботдек и взорвался в котельном отделении (левый котел вышел из строя). Ледокол полностью потерял ход и дал дифферент на нос. 

 В результате третьего попадания тяжело ранило капитана в руку, он терял много крови. Командование принял комиссар З.А.Элимелах , и далее руководил боем, несмотря на ранение в голову. По его приказу радист А.Г.Шаршавин в передал в эфир радиограмму: «Помполит приказал покинуть судно. Горим, прощайте. 14 ч. 05 мин.» По приказу комиссара старший механик Бочурко открыл кингстон . Комиссар и старший механик погибли вместе с кораблем. Последнее уцелевшее орудие продолжало обстрел вражеского крейсера с дистанции в 2,2 мили. В 14 ч. 30 мин. крейсер, подавив огневую точку, прекратил шрапнельный огонь и подошёл к месту, где находился тонущий ледокол. Бой крейсера с ледоколом продолжался 43 минуты. Из двух шлюпок со спасшимися одну немцам удалось потопить. К оставшейся шлюпке был выслан катер для поиска возможных данных о караванах, ледовой обстановке, кодов, шифров. В шлюпке немецкими моряками были обнаружены 28 человек, из которых 18 человек (по другим данным 19 или 22 ), включая капитана Качараву, радиста Шаршавина, руководителя планируемой станции Золотова, были захвачены в плен. Оказавший сопротивление матрос Матвеев был расстрелян, несколько человек отказалось от эвакуации на немецкий крейсер, выпрыгнули за борт и остались в воде. Около 15 часов ледокол начал быстро погружаться под воду, образуя воронку. Моряки крейсера фотографировали эвакуацию и погружение «Сибирякова». 

 Кочегару Вавилову удалось добраться до острова Белуха . В сентябре он был замечен с борта парохода «Сакко» и 29 сентября, через 32 дня , эвакуирован с острова самолетом (летчик Черевичный ) . 

 13 человек из плененных выжили в немецких лагерях и были освобождены после окончания войны. Поиски останков судна, организованные в 2007г. не увенчались успехом. 

«Александр Сибиряков»
«Беллавенчур» ( англ. «Bellaventure» )
Иллюстрация
Основная информация
Типледокол-пароход
Государство Флаг Великобритании Флаг России Флаг СССР
Порт приписки Сент-Джонс , Архангельск
Класспароход-ледокол
Владелец Совторгфлот
Верфь D & W Henderson Ltd,
Yard No 464 
Глазго , Великобритания

Спущено на воду 1909 г.
Введено в эксплуатацию1909г.
Выведено из состава флота 1942 г.
Современный статус Погиб в бою в 1942 г.
Параметры
Длина76,5м
Ширина10,8м
Средняя осадка
Водоизмещение 1383 т (при спуске, позже – 1498 т, 1384 т)
Технические данные
Силовая установка Одна паровая машина,
2 котла
Винты1 винт (диаметр ок. 2,9м;4 лопасти)
Мощность2360л.с.
Скорость13узлов (23 км/ч)
Категория: Ледокол | Просмотров: 1063 | Добавил: ucoz | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Архив записей

...

Друзья сайта
Вам Скучно? То гда Вам Сюда!
  • МЕГА СБОРНИК САМОДЕЛОК
  • ОНЛАЙН ТЕЛЕВИДЕНИЕ
  • ОНЛАЙН РАБОТА
  • БРОНЕ ТЕХНИКА
  • Смотреть онлайн кино бесплатно
  • ИЗОБРЕТЕНИЯ И ИЗОБРЕТАТЕЛИ
  • МИР ОРУЖИЯ
  • ОНЛАЙН КИНО
  • Самоделки
  • ВКУСНО С НАМИ
  • Блог о Все и не очем
  • Архив знаний
  • ОНЛАЙН КИНО
  • Фотоальбомы
  • энциклопедия авиации
  • Игры Денди Sega Онлайн
  • Сделай сам
  • New Wiki
  • Энцеклопедия кораблей
  • Железнодорожный транспорт
  • Доисторическая Европа
  • Динозавры
  • Дирижабли
  • Цивилизация майя
  • Древний Восток
  • Скучать некогда
  • Читаем книги онлайн
  • Создай свой блог сам

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2019      Конструктор сайтов - uCoz