«Александр Сибиряков»
(«Беллавенчур»)— ледокольный пароход. Впервые преодолел Северный морской путь за одну навигацию, погиб в неравном бою с немецким крейсером .
История корабля
Заложен 23 ноября 1908 года на верфи «Гендерсон и К°» по заказу компании «Беллавенчур Стимшип» ( англ. Bellaventure Steamship Co Ltd ). Спущен на воду в 1909 году под названием «Беллавенчур» ( англ. Bellaventure ).
Базировался в порту Сент-Джонс , Ньюфаундленд . Использовался для промысла тюленей . Рекордным в охотничьей биографии судна стал 1910 год , когда было добыто 35816 тюленей. Общее количество добытых на «Беллавенчур» тюленей составляет 112135 туш .
С 1913 по 1915 год работал по подрядам правительства Доминиона Ньюфаундленд при строительстве портовых терминалов.
В 1914 году «Беллавенчур» участвовал в эвакуации тел погибших от холода моряков судна «Newfoundland». 4 апреля 1914 года «Беллавенчур» прибыл в Сент-Джонс , неся на палубе 69 тел .
В 1915 году «Беллавенчур» вместе с однотипным зверобойным ледокольным пароходом «Бонавенчур» («Владимир Русанов») куплен у компании «Эй Джей Харви» ( англ. A. J. Harvey and Co. ) министерством торговли и промышленности России для зимних рейсов в Белом море .
В 1916 году переименован из «Беллавенчур» в «Александр Сибиряков». Назван в честь русского финансиста А.М. Сибирякова .
В 1-ю мировую войну работал в Белом море на перевозке прибывавших из стран-союзников военных грузов. После войны использовался ежегодно для весеннего зверобойного промысла в горле Белого моря и в навигацию как грузовое и снабженческое судно.
Знаменитый рейс
В июле 1932 года «Сибиряков» под командованием капитана В.И.Воронина , начальника экспедиции академика О.Ю.Шмидта и его заместителя В.Ю.Визе вышел из Архангельска и, обогнув с Севера архипелаг Северная Земля , в августе достиг Чукотского моря , где в сложной ледовой обстановке потерял часть гребного вала с винтом. Оставшись без хода, начал дрейфовать, но с помощью самодельных парусов команде удалось вывести судно на чистую воду к 1 октября в северной части Берингова пролива , откуда его отбуксировали в Петропавловск-Камчатский .
Это было первое в истории сквозное плавание по Северному морскому пути из Белого моря в Берингово за одну навигацию . В том же году «Александр Сибиряков» был награждён орденом Трудового Красного Знамени . Летом 1933 года В.И.Воронин и О.Ю.Шмидт повторили попытку, возглавив новую экспедицию на более крупном судне— пароходе « Челюскин »
1932—1942
В 1936 году судно наскочило на каменную гряду у берегов Новой Земли в Карском море , в следующем году было спасено ЭПРОНом и отремонтировано в Архангельске . До начала Великой Отечественной войны «Александр Сибиряков» работал в Арктике как снабженец.
В августе 1941 года вошёл в состав ледокольного отряда Беломорской военной флотилии под названием ЛД-6 («Лёд-6»). На корабле было установлено вооружение: два 76-мм (корма), два 45-мм орудия (бак), два 20-мм зенитных автомата «Эрликон» . Капитану ледокола Анатолию Алексеевичу Качараве было присвоено воинское звание старший лейтенант .
Гибель судна
Бой ледокола «Александр Сибиряков» с крейсером «Адмирал Шеер» 25 августа 1942 года. П.П.Павлинов , 1945 год.
24 августа (понедельник) 1942 года вышел с Диксона , выполняя рейс на Северную Землю . На борту находилось 104 человека (включая 47 человек экипажа, 32 военнослужащих под командованием Никифоренко, 11 полярников, 12 рабочих, 2 офицера— Бочурко и Элимелах), 349 тонн грузов (собаки, коровы, оснащение станции, провиант, топливо, стройматериалы). Целью рейса была замена персонала, пополнение запаса полярных станций на Северной Земле и организация новой станции на мысе Молотова .
25 августа 1942 года, направляясь по курсу к мысу Оловянный , между островами Белуха , Центральный и Продолговатый в заливе Миддендорфа Карского моря , встретил немецкий тяжёлый крейсер «Адмирал Шеер» , который вел поиск союзнических караванов в рамках операции «Вундерланд» . Крейсером командовал капитан Вильгельм Меендсен-Болькен . Предупреждения о возможном нахождении крейсера в Карском море поступили 24 августа от британского военного представителя в Архангельске и от персонала советской метеостанции на островах Гейберга , который видел 21 августа разведывательный самолёт Arado , но не были переданы экипажу ледокола; встреча с крейсером была неожиданностью.
Сигнальщик Алексеев в 13 ч. 17 мин. заметил дым неизвестного корабля. Корабль приблизился. На немецком крейсере, с целью введения советских моряков в заблуждение, подняли американский флаг и передали сигналами ложное название корабля (переданное «Тускалуза» , было трактовано как японское «Сисияма» ). После двадцатиминутного диалога, в котором немцами на русском языке запрашивались сведения о ледовой обстановке в проливе Вилькицкого , капитаном Качаравой принято решение следовать на полном ходу к острову Белуха (10 морских миль), для того, чтобы укрыть людей и груз. Была объявлена тревога: все бойцы заняли места у орудий, подготовлены средства пожаротушения и медицинской помощи, отправлена радиограмма: «Встретили иностранный крейсер. Наблюдайте за нами». Радиостанция штаба ГУСМП передала информацию о том, что ни американских, ни японских военных кораблей в акватории моря находиться не может.
На «Адмирале Шеере» была включена аппаратура радиопомех, поднят немецкий военно-морской флаг. Крейсер потребовал прекратить радиопередачи и лечь в дрейф, затем был дан предупредительный выстрел. В 13 часов 45 минут была даны радиограммы: «Началась канонада, ждите», затем «Нас обстреливают». «Сибиряков» начал обстрел крейсера с дистанции 64 кабельтовых . Ответный огонь крейсера: из 27 снарядов главного калибра в 6 залпах 4 попали в цель. Первым попаданием снаряда снесло фор- стеньгу и повредило радиостанцию (перешли на аварийный передатчик) , систему телефонной связи, вторым снарядом накрыло корму, мощный взрыв выбросил высоко в воздух тела бойцов, коробки груза, элементы кормы, кормовых орудий, шлюпок,— около тридцати человек погибло. Третий снаряд попал на носовую палубу, взорвались бочки с бензином (около 300 штук), из-за чего обгорели многие находившиеся на борту. К дымовой завесе, выставленной ледоколом, прибавился дым мощного пожара. Четвертый снаряд угодил в ботдек и взорвался в котельном отделении (левый котел вышел из строя). Ледокол полностью потерял ход и дал дифферент на нос.
В результате третьего попадания тяжело ранило капитана в руку, он терял много крови. Командование принял комиссар З.А.Элимелах , и далее руководил боем, несмотря на ранение в голову. По его приказу радист А.Г.Шаршавин в передал в эфир радиограмму: «Помполит приказал покинуть судно. Горим, прощайте. 14 ч. 05 мин.» По приказу комиссара старший механик Бочурко открыл кингстон . Комиссар и старший механик погибли вместе с кораблем. Последнее уцелевшее орудие продолжало обстрел вражеского крейсера с дистанции в 2,2 мили. В 14 ч. 30 мин. крейсер, подавив огневую точку, прекратил шрапнельный огонь и подошёл к месту, где находился тонущий ледокол. Бой крейсера с ледоколом продолжался 43 минуты. Из двух шлюпок со спасшимися одну немцам удалось потопить. К оставшейся шлюпке был выслан катер для поиска возможных данных о караванах, ледовой обстановке, кодов, шифров. В шлюпке немецкими моряками были обнаружены 28 человек, из которых 18 человек (по другим данным 19 или 22 ), включая капитана Качараву, радиста Шаршавина, руководителя планируемой станции Золотова, были захвачены в плен. Оказавший сопротивление матрос Матвеев был расстрелян, несколько человек отказалось от эвакуации на немецкий крейсер, выпрыгнули за борт и остались в воде. Около 15 часов ледокол начал быстро погружаться под воду, образуя воронку. Моряки крейсера фотографировали эвакуацию и погружение «Сибирякова».
Кочегару Вавилову удалось добраться до острова Белуха . В сентябре он был замечен с борта парохода «Сакко» и 29 сентября, через 32 дня , эвакуирован с острова самолетом (летчик Черевичный ) .
13 человек из плененных выжили в немецких лагерях и были освобождены после окончания войны. Поиски останков судна, организованные в 2007г. не увенчались успехом.
«Александр Сибиряков» |
---|
«Беллавенчур» ( англ. «Bellaventure»
)
|
|
---|
|
Основная информация
|
---|
Тип | ледокол-пароход | Государство |
| Порт приписки |
Сент-Джонс
, Архангельск
| Класс | пароход-ледокол | Владелец |
Совторгфлот
| Верфь |
D & W Henderson Ltd,
Yard No 464 Глазго , Великобритания
| Спущено на воду |
1909
г.
| Введено в эксплуатацию | 1909г. | Выведено из состава флота |
1942 г.
| Современный статус |
Погиб в бою в 1942 г.
|
Параметры
|
---|
Длина | 76,5м | Ширина | 10,8м | Средняя осадка | 6м |
Водоизмещение
| 1383 т (при спуске, позже – 1498 т, 1384 т) |
Технические данные
|
---|
Силовая установка |
Одна паровая машина,
2 котла
| Винты | 1 винт (диаметр ок. 2,9м;4 лопасти) | Мощность | 2360л.с. | Скорость | 13узлов (23 км/ч) |
|