«Альтмарк»
( нем. Altmark ) — танкер, вспомогательное судно крейсера кригсмарине « Адмирал граф Шпее », подвергшееся в 1940 году абордажу со стороны британского корабля в территориальных водах нейтральной Норвегии с целью освобождения пленных .
Судно изготовлено и спущено на воду в Киле на верфи Ховальдтсверке ( нем. Howaldtswerke ) как танкер, водоизмещением 10688 BRT в 1937 году. Вошло в строй 14 ноября 1938 года как база – вспомогательное судно немецкого военно-морского флота. В августе 1939 года оно было прикомандировано к немецкому рейдеру – тяжёлому крейсеру « Адмирал граф Шпее », ведущему крейсерские операции в Атлантике .
Инцидент
17 декабря 1939 года года «Адмирал граф Шпее» после боя с английскими кораблями был тяжело повреждён и затоплен своей командой в устье Ла-Платы . Однако «Альтмарку» удалось бежать на север, имея на борту 302 пленных моряка с потопленных крейсером торговых судов.
14 февраля следующего 1940 года танкер всё же был обнаружен у берегов Норвегии и 16 февраля встретился с английским крейсером и пятью эсминцами. Капитан Хайнрих Дау ( нем. Henrich Dau ) не остановил судна, несмотря на предупредительный выстрел и скрылся в Йосингфьорде , окружённом высокими скалами и имеющим длину около 2км и ширину до 250м. Присутствовавшие две норвежские канонерки вышли навстречу англичанам и сообщили, что «Альтмарк» не вооружён и имеет разрешение от норвежских властей продолжать своё плавание в территориальных водах Норвегии.
Как только информация достигла английского адмиралтейства, Черчилль направил командиру эсминца « Казак » капитану Филиппу Виану ( англ. Philip Vian ) телеграмму:
Если норвежским канонеркам не разрешено «Альтмарк» под англо-норвежским конвоем сопровождать в Берген , захватить его, освободить пленных и пленить его команду.
После этого «Казак», нарушив территориальные воды Норвегии, вошёл в фиорд и прожектором дал сигнал на подготовку к передаче людей. «Альтмарк» попытался таранить миноносец, на палубу которого уже была вызвана призовая команда. В результате короткой стычки 7 немцев было убито и пятеро ранено. Около 23 часов пленные были освобождены.
Эсминец был встречен с ликованием в Англии в субботу 24 февраля 1940 года .
Дальнейшая судьба
Танкер, переименованный 6 августа 1940 года в «Уккермарк» ( нем. «Uckermark» ), продолжал использоваться как вспомогательное и снабженческое судно кригсмарине. В период с января по март 1941 года танкер обеспечивал операции линкоров « Шарнхорст » и « Гнайзенау » в Антлантике.
9 сентября 1942 года танкер отбыл из Франции в Японию с грузом растительного масла и топлива. Выполнив в пути бункеровку вспомогательного крейсера « Михель », 24 ноября 1942 года «Уккермарк» прибыл в порт Йокогама . Танкер ошвартовался поблизости от рейдера кригсмарине « Тор » и австралийского пассажирского лайнера «Нанкин», захваченного «Тором» в марте 1942 года .
30 ноября 1942 года произошёл большой силы взрыв, разорвавший «Уккермарк» на части и разрушивший соседние суда. «Уккермарк», «Тор» и «Нанкин» в результате полученных повереждений затонули. В результате взрыва погибли 53 члена экипажа «Уккермарка». Причиной взрыва была названа случайная искра при выполнении ремонтных работ в топливных танках.
Выжившие члены экипажа «Уккермарка» отправились на родину на вспомогательном судне кригсмарине «Доггербанк» ( нем. «Doggerbank» ). Вечером 3 марта 1943 года «Доггербанк» был по ошибке атакован германской подводной лодкой U-43 и потоплен. В живых остался только один (из 365) человек, находившийся на борту .
«Альтмарк» |
---|
«Uckermark» (с 6 августа 1940)
«Altmark»
| |
---|
|
Основная информация
|
---|
Тип |
Танкер , теплоход
| Государство |
| Владелец |
Кригсмарине
| Верфь |
«Ховальдтсверке» ( нем. Howaldtswerke ), Киль ( Германия )
| Спущено на воду |
13 ноября
1937 года
| Введено в эксплуатацию |
14 августа
1939 года
| Выведено из состава флота |
30 ноября
1942 года
| Современный статус |
Разрушено взрывом в Иокогаме ( Япония )
|
Параметры
|
---|
Длина | 178,25 м | Ширина | 22 м | Средняя осадка | 9,3 м |
Водоизмещение
| 20 858 тонн |
Технические данные
|
---|
Силовая установка | 4 дизеля MAN | Винты | 2 | Мощность | 22 000 л.с. | Скорость | 21,1 узлов | Автономность плавания | 12 500 морских миль | Экипаж | 94 — 208 чел. |
|