Ледокол «Арктика» в Карском море, 1980 год.
А́томный ледоко́л «А́рктика»
— второй в мире атомный ледокол , первое судно, достигшее Северного полюса в надводном плавании.
История
Строительство
Атомный ледокол «Арктика» (головной корабль серии проекта 10520) заложен 3 июля 1971 года на Балтийском заводе в Ленинграде. Спуск на воду произведен 26 декабря 1972 года . Окончание ходовых испытаний— 17 декабря 1974 года . Приём в эксплуатацию и подъём государственного флага на ледоколе— 25 апреля 1975 года .
«Леонид Брежнев»
10 ноября 1982 года умер Леонид Ильич Брежнев . Согласно постановлению ЦК КПСС было решено увековечить память Л.И.Брежнева. Есть версия, что из-за опечатки в постановлении имя было присвоено не строящемуся ледоколу, а действующему, и в период с 1982 года и до 1986 года ледокол «Арктика» носил имя «Леонид Брежнев», вместо строящегося ледокола, который впоследствии был назван «Советский Союз» .
Ледоколы типа «Арктика»
Позднее на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге по проекту атомного ледокола «Арктика» было построено ещё 5 атомных ледоколов: «Сибирь» (1977) , «Россия» (1985), «Советский Союз» (1990), «Ямал» (1993), «50 лет Победы» (1993). Все эти ледоколы относятся к ледоколам типа «Арктика» .
Капитаны ледокола «Арктика»
-
Кучиев, Юрий Сергеевич (с 1971 по 1980 года)
- Голохвастов, Василий Александрович (с 1980 по 19хх года)
- Ламехов, Анатолий Алексеевич (с 19xx по 19хх года)
- Улитин, Григорий Алексеевич (с 19xx по хххх года)
- Баринов, Александр Николаевич (с xxxx по 2007)
- Арутюнян, Владимир Грачавич (с 2007 по 2009)
Штурманский состав и палубная команда
1990г. Палубная команда, матрос-рулевой 1-го класса Дубелир Андрей Владимирович
Радиослужба
UKTY
— позывные ледокола с 19хх по хххх года
Для поддержания связи ледокол оснащен УКВ радиотелефонной станцией; радиостанцией спасательных средств; станцией морской спутниковой связи; УКВ радиотелефонной станцией с цифровым избирательным вызовом; радиостанцией промежуточных и коротких волн с цифровым избирательным вызовом; судовой земной станцией системы ГМССБ ; спутниковым аварийным радиобуем системы ГМССБ ; приемником службы НАВТЕКС ; приемником расширенного группового вызова; приемником цифрового избирательного вызова; приемником КВ буквопечатающей аппаратуры; УКВ аппаратурой двусторонней радиотелефонной связи.
Радиопозывным ледокола был UKTY . Позже был присвоен новый позывной— UCKH , который сохранился и по настоящее время.
Служба воздушной разведки
На ледоколе имеется возможность базирования вертолёта и лётного состава для проведения ледовой разведки.
Медицинская служба
На ледоколе имеется медицинский блок, который включает в себя, помимо всего прочего, стоматологическую установку и операционную.
Российско-Германская высокополярная арктическая экспедиция 1998 года
4— 27 июля 1998 года атомный ледокол «Арктика» осуществлял проводку немецкого научно-исследовательского судна «Поларштерн» ( нем. "Polarstern" ). Целью экспедиции являлось исследование хребта Альфа , входящего в область Центрально-Арктических поднятий Северного Ледовитого океана, восточнее хребта Ломоносова .
4 июля в Баренцевом море встретились ледокол «Арктика», вышедший 2 июля из Мурманска, и «Поларштерн», вышедшее 27 июня из Бремерхафена.
Проводка экспедиции СП-33
В 2004 году ледокол «Арктика» проводил научно-экспедиционное судно «Академик Фёдоров» , с борта которого была высажена дрейфующая станция «Северный Полюс-33» .
Последний рейс
21 августа 2008 года у ледокола закончился срок действия документов Морского Регистра РФ. Целесообразность техническая и экономическая дальнейшей эксплуатации старого ледокола отсутствует. Запас ядерного топлива в реакторах подходил к концу.
3.10.2008 была остановлена атомная энергетическая установка ледокола «Арктика»
«Арктика» |
---|
|
|
---|
Атомный ледокол «Арктика»
|
Основная информация
|
---|
Тип | Ледокол | Государство |
Россия
| Порт приписки |
Мурманск
| Класс | КМ(*) ЛЛ2 А | Номер ИМО | 7429061 | Позывной | UCKH | Оператор | ФГУП «Атомфлот» госкорпорации «Росатом» | Владелец |
Российская Федерация
| Верфь |
Балтийский завод , Санкт-Петербург
| Спущено на воду | 26 декабря 1972 года | Введено в эксплуатацию |
25 апреля 1975 года
| Современный статус | Выведен из эксплуатации в августе 2008г. |
Параметры
|
---|
Длина | 147,9 метров | Ширина | 29,9 метров | Средняя осадка | 11 метров |
Водоизмещение
| 23460 тонн |
Технические данные
|
---|
Винты | 3, фиксированного шага | Мощность |
75 000 лошадиных сил
| Скорость |
20,8 узлов (38,5 км/ч)
| Автономность плавания | 7,5 месяцев | Экипаж | 150 человек |
|