«Бая́н»
— броненосный крейсер Российского императорского флота одноимённого типа , принимавший участие в Первой мировой войне . Назван в память о потопленном в Порт-Артуре крейсере .
Проектирование и постройка
После поражения в Русско-Японской войне Российский императорский флот оказался без действующей и распланированной судостроительной программы. При этом флот остро нуждался в пополнении поредевшего корабельного состава.
10 ноября 1904 года управляющий Морским министерством принял решение о постройке в Санкт-Петербурге крейсеров «улучшенного типа „Баян"» по чертежам головного крейсера серии— « Адмирал Макаров ». Его постройка осуществлялась французской фирмой «Forges et Chantiers», которая передавала техническую документацию для постройки в России двух других кораблей— «Баян» и « Паллада ». Начало постройки крейсеров финансировалось кредитами, полученными Морским министерством для восполнения убыли корабельного состава Первой Тихоокеанской Эскадры после начала войны и первых потерь флота. «Баян» зачислен в списки судов Балтийского флота 15 апреля 1905 года , 15 августа 1905 года заложен на эллинге Нового адмиралтейства в Санкт-Петербурге , спущен на воду 2 августа 1908 года и вступил в строй 1 июля 1911 года . Крейсер незначительно [ источникнеуказан688дней ] отличался от первого « Баяна »; наиболее существенными отличиями были: переделка бронирования, возможность уборки боевых прожекторов в дневное время под защиту брони, расширение сети переговорных труб, установка специальных сальников для всех кабелей и проводов, проходящих через водонепроницаемые переборки, замена деревянных шкафов в хозяйственных помещениях на металлические ит.д.
История службы
«Баян» участвовал в составе 1-й бригады крейсеров Балтийского флота в Первой мировой войне , с мая 1918 года на консервации в порту Петрограда . Восемь демонтированных 152-мм орудий крейсера были установлены на плавбатареях Онежской военной флотилии, принимавших участие в Гражданской войне . Продан 1 июля 1922 года русско-германскому акционерному обществу « Деруметалл », осенью 1922 года отбуксирован в Германию и был разобран в Штеттине . Исключен из списков кораблей РККФ 25 ноября 1925 года .
«Баян» |
---|
|
|
---|
|
Основная информация
|
---|
Тип
|
Броненосный крейсер
|
Государство флага
|
Россия
|
Порт приписки
|
Кронштадт
|
Верфь
|
Адмиралтейский завод
| Спущен на воду |
2 августа 1908 года
| Введён в эксплуатацию |
1911 год
| Выведен из состава флота |
1922 год
| Современный статус | Разобран |
Параметры
|
---|
Водоизмещение
| 7900 т (полное— 8240 т) |
Длина
| 137,2 м |
Ширина
| 17,5 м |
Осадка
| 6,5 м |
Бронирование
|
Броневой пояс (носовая оконечность/средняя часть/кормовая оконечность)— 60/175/100мм, каземат (152-мм)— 80мм,
защита (75-мм орудий)— 60мм,
броневой траверз— 100мм,
башни главного калибра (стенки/крыша)— 132/30мм, носовая боевая рубка— 136мм, броневая палуба— 30 мм
|
Технические данные
|
---|
Силовая установка
|
2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 26 водотрубных котлов «Бельвиль» в 4-х котельных отделениях
|
Мощность
|
16 500—18 600 (форсированная) л. с.
|
Винты
| 2 |
Скорость
| 21,8 узла (на приемных испытаниях), экономическая— 14 узлов (при 10—12 задействованных котлах) |
Дальность плавания
|
750/2100 морских миль (21/14 узловым ходом)
|
Экипаж
| 20 офицеров, 17 кондукторов, 540 матросов |
Вооружение
|
---|
Артиллерийское вооружение
|
1908—1916
2 × 1— 203-мм/45 орудия,
8 × 1— 152-мм/45 орудий,
22 × 1— 75-мм/50 орудия,
8 × 1— 7,62-мм пулемётов
с
1916
3 × 1— 203-мм/45 орудия,
12 × 1— 152-мм/45 орудий,
2 × 1— 75-мм/50 орудия,
2 × 1— 47-мм орудия,
2 × 1— 7,62-мм пулемёта.
|
Торпедно-минное вооружение
| 2 однотрубных 457-мм подводных торпедных аппарата (боекомплект— 6 торпед) |
|