Балтика
(первоначально
Вячеслав Молотов
, во время Великой Отечественной войны военный транспорт
ВТ-509
)— советский океанский лайнер — использовавшийся с середины 1960-х годов как круизное судно — был построен по заказу советского правительства на верфи N.V. Nederlandsche Dok & Scheepsbouw Maats. в Амстердаме в Нидерландах в 1940 году и передан советской стороне вместе с судном-близнецом Иосиф Сталин .
История
В 1938 году советское правительство разместило в в Нидерландах заказ на строительство двух судов для улучшения инфраструктуры на линиях, перевозящих советских работников посольств и госучреждений из Ленинграда в Хельсинки , Стокгольм и Лондон , так как местные советские верфи были не в состоянии производить суда такого класса.
Судно под заводским номером 276 было спущено на воду 17 августа 1939 года и принято в эксплуатацию 1 Мая 1940 года, за неделю до оккупации Голландии войсками вермахта.
В мае 1940 года судно было мобилизовано в РККФ и получило название ВТ-509 , военный транспорт №509. 11 августа 1941 года турбоэлектроход ВТ-509 (Вячеслав Молотов), осуществлявший эвакуацию раненых и гражданского населения из Таллина , подорвался на мине и был взят на буксир эскадренным миноносцем Стерегущим . Во время Ленинградской блокады пассажирский лайнер служил стационаром лечебных учреждений, судном-лазаретом, электростанцией для порта, прачечной и рабочими мастерскими для изготовления снарядов для «катюш». В 1943 году судно попало под огонь немецкой артиллерии. В 1945 году судно было отремонтировано и его планировали поставить на линию Ленинград— Ливерпуль — Нью-Йорк , однако, для выхода в Северную Атлантику судно было не готово и его отправили на дополнительную модернизацию на верфях Ливерпуля и Амстердама.
После модернизации судно вернулось не на свою запланированную линию, а пополнило состав Черноморского морского пароходства , где эксплуатировалось до 1950 года.
Затем судно перевели на Дальний Восток, где его базовой гаванью стал Владивосток .
Проработав там 5 лет, снова вернулось на Чёрное море в 1955 году, перед тем как окончательно вернуться на линию Ленинград— Лондон. На рейс туда и обратно уходило 16 дней, включая 4-5 дней в Лондоне, с заходом в Копенгаген , Стокгольм и Хельсинки.
В 1957 году судно получило название Балтика после того, как Вячеслав Молотов потерял министерский пост в правительстве.
В 1960 году забункерованное топливом в оба конца, нарядно расцвеченное флагами судно доставило Никиту Сергеевича Хрущёва в Нью-Йорк, где он выступил со своей знаменитой речью в ООН . Вместе с ним 9 сентября 1960 года в 19:10 по московскому времени из порта Пиллау в рейс отправились делегации Болгарии под руководством Тодора Живкова , Венгрии под руководством Яноша Кадара и Румынии под руководством Георге Георгиу-Деж .
В 1962 году Балтика , Эстония и другие советские пассажирские лайнеры участвовали в Карибском кризисе , во время которого Балтика тайно, под видом «пассажира» под советским флагом доставила на Кубу 51-ю ракетную дивизию, а Эстония в сентябре 1962 года— целый мотострелковый полк Дмитрия Язова
С середины 60-х годов использовалось как круизное судно для иностранных туристов.
В 1980 году во время парусной регаты , являвшейся частью спортивной программы летних Олимпийских игр 1980 Балтика служила судном-отелем в Таллине.
На борту
На борту судна был ресторан «Пингвин» (
Penguin
), славившийся своей замечательной кухней.
«Балтика» |
---|
Балтика | |
---|
-
Вячеслав Молотов
(1945–1957)
-
ВТ-509
(
военный
транспорт № 509
) (1940–1945)
-
Вячеслав Молотов
(1940)
|
Основная информация
|
---|
Тип |
лайнер , круизное судно
| Государство |
| Порт приписки |
1940: Ленинград
1940-1945: Кронштадт
−1950: Одесса ,
1950-1955
Владивосток,
1955- Одесса ,
−1987 Ленинград
| Класс |
Иосиф Сталин
| Номер ИМО | 5035294 | Позывной |
UVMO
| Оператор |
Балтийское морское пароходство
| Владелец |
БГМП
| Верфь |
N.V. Nederlandsche Dok & Scheepsbouw Maats., Амстердам ,
Нидерланды
| Спущено на воду |
17 августа 1939 года
| Введено в эксплуатацию |
1 мая 1940 года
| Выведено из состава флота |
987 год
| Современный статус | судно утилизировано в Пакистане |
Параметры
|
---|
Длина |
135,60 м
| Ширина | 18,30 м | Средняя осадка | 6,30 м |
Водоизмещение
|
7494 брт 3452 нрт
|
Технические данные
|
---|
Силовая установка | 4 паровых котла системы Babcock & Wilcox (Бабкок—Уилкокс), 2 паровые турбины Stork; 2 гребных электродвигателя | Мощность | 12 800 л. с. | Скорость |
20,0 узла
| Пассажировместимость | 437 | Грузовместимость | 1272 тонн, 2380 м³ |
|