
«Булга́рия» (до 2010 года— Украина )— речной круизный двухпалубный дизель-электроход проекта 785 «Россия» , словацкое обозначение OL800 (osobná loď 800, словацк. пассажирское судно мощностью 800 л.с. ). 10 июля 2011 года затонул в акватории Куйбышевского водохранилища около села Сюкеево ( Татарстан ) с многочисленными жертвами. Был поднят на поверхность и после состоявшегося расследования из-за возникшей перед доком задолженности со стороны Камского речного пароходства 25 октября 2011 года отправлен на утилизацию.
История судна
Дизель-электроход был построен в 1955 году на верфи Národný Podnik Škoda Komárno (сейчас Slovenské lodenice Komárno a.s. ) в Комарно ( Чехословакия , сейчас— Словакия ). Судно построено по проекту 785 во второй серии.
С момента постройки теплоход носил имя Украина , в феврале 2010 года был переименован в честь Волжской Булгарии — древнего государства на территории современного Татарстана. До 1962 года принадлежал Волжскому объединённому речному пароходству (ВОРП), порт приписки— Горький , затем был передан в Камское речное пароходство (в настоящее время— ОАО «Судоходная компания „Камское речное пароходство"», генеральный директор— Валерий Незнакин , крупнейший акционер— Михаил Антонов ), порт приписки— Чайковский .
В 2000—2010 годах арендаторами теплохода были «Казанская судоходная компания», «Водафлот», «Волгатур». Затем теплоход был арендован ООО «Бриз» (генеральный директор— Валерий Незнакин }, которым в июне 2011 года теплоход был сдан в субаренду казанскому ООО «АргоРечТур» (директор— Светлана Инякина) , которое имело плохую деловую репутацию и не входило в Единый реестр туроператоров, что означает отсутствие прав организовывать перевозки .
Продажей билетов на круизы на теплоходе для разных туроператоров в последние годы занималась казанская фирма «ИнтурВолга». Пассажиры отдельно, как правило, не страховались, в том числе и в потерпевшем крушение рейсе, но входили в программу обязательного страхования на транспорте (с компенсацией родственникам 120 МРОТ, или 519 тыс. руб) в случае смерти и обычного медстрахования по полисам ОМС в случае необходимости лечения .
Теплоход ходил по водохранилищам и крупным озёрам бассейна реки Волги (в том числе по Каме ), выполняя туристические (прогулочные) рейсы.
В ночь с 4 на 5 сентября 2008 года , находясь на отстоечном пассажирском рейде, судно вышло за его границу и село на мель всем корпусом недалеко от речного порта Казани (1311-й км Волги) . Через 2 часа вызванный буксир-толкач снял судно с мели, и оно благополучно вернулось в речной порт.
9 июля 2011 года дизель-электроход «Булгария» вышел из Казани в Болгар в двухдневный круиз выходного дня, уже имея крен на правый борт. Маршрут круиза проходил по акватории Куйбышевского водохранилища . На следующий день, 10 июля, в 11 часов 15 минут теплоход отправился из порта города Болгар в обратный путь, также имея крен.
Примерно в 13 часов 30 минут, при плохих погодных условиях, при манёвре и выходе на главный судовой ход судно ещё сильнее накренилось на правый борт. Произошло затопление палуб и внутренних помещений, в результате чего в течение короткого времени теплоход «Булгария» полностью затонул на глубине около 18 метров . Крушение произошло в 2560 метрах от правого берега Волги , в районе села Сюкеево Камско-Устьинского района Татарстана . . В результате крушения теплохода «Булгария» погибло 122 человека, 79 удалось спастись.
В настоящий момент теплоход «Булгария» поднят со дна Куйбышевского водохранилища и в качестве вещественного доказательства по уголовному делу находится на мели в районе Куйбышевского затона .
| «Булгария» |
|---|
| |
|---|
|
|
|---|
| Флаг | СССР → Россия |
|---|
| Класс и тип судна | Речной круизный дизель-электроход класса проект 785 «Россия» (OL800) |
|---|
| Порт приписки | 1955-1962: Горький 1962-1993: Пермь 1993-2011: Пермь |
|---|
| Организация | ОАО «Судоходная компания „Камское речное пароходство"» |
|---|
| Оператор | ООО «Бриз» (арендатор), ООО «АргоРечТур» (субарендатор) |
|---|
| Изготовитель | Národný Podnik Škoda Komárno (Slovenské Lodenice n.p. Komárno) |
|---|
| Спущен на воду | 1955 |
|---|
| Выведен из состава флота | 10 июля 2011 года |
|---|
| Статус | Поднят со дна Куйбышевского водохранилища , отправлен на утилизацию 25 октября 2011 года |
|---|
| Основные характеристики |
|---|
| Водоизмещение | 1003 тонны |
|---|
| Длина | 80,22 м |
|---|
| Ширина | 12,5 m |
|---|
| Осадка | 1,9 м |
|---|
| Двигатели | 2 дизеля |
|---|
| Мощность | 2 × 4 кВт (всего 800 л. с.) |
|---|
| Движитель | 2 винта |
|---|
| Скорость хода | 20,5 км/ч |
|---|
| Экипаж | 33 (?) |
|---|
| Пассажировместимость | 120—140 (после переделки) 259 (исходно по проекту серии II) |
|---|
| |
|