«Бы́стрый» — эскадренный миноносец проекта 7 Черноморского флота СССР , участник Великой Отечественной войны . Дважды был потоплен, после войны был поднят и разобран на металл.
История
Заложен 17 апреля 1936 на заводе имени 61-го Коммунара в Николаеве. На воду был спущен 5 ноября 1936 года , вступил в строй после ремонтов 7 марта 1939 года . С началом Великой Отечественной войны был включён в систему ПВО базы Черноморского флота. 1 июля 1941 был направлен на ремонт в Николаев.
«Быстрый» вышел в 14:00 из Южной бухты Севастополя и через 10 минут при проходе первой линии бонов (глубина 14-16 м) наткнулся на донную мину, выставленную немецким самолётом. Раздался мощный взрыв, после которого судно подбросило вверх и вправо. 24 человека из экипажа погибли, 81 был ранен (около половины личного состава итого). После взрыва начал описывать циркуляцию вправо и, немного не дойдя до Константиновского равелина, остановился с креном на левый борт: его затормозил левый якорь, самопроизвольно отдавшийся в момент взрыва. Котельные отделения №1 и №2 были затоплены, через 10 минут после взрыва вода заполнила все помещения до 109-го шпангоута и между 159-м и 185-м шпангоутами. Крен на левый борт достиг 15°, нос сел на грунт. Примерно в 15:00 вокруг эсминца вспыхнул вытекший из цистерн мазут.
После взрыва пришлось эвакуировать оставшийся в живых личный состав. На помощь подошли три спасательных судна, но пожар удалось потушить только к полуночи. Эсминец к тому времени почти полностью затонул: над водой возвышались только надстройка и часть полубака. На следующее утро начались спасательные работы (к тому моменту нос сидел на грунте на глубине 6м, а корма на 12 м). Первым делом были сняты орудия калибром 130мм, полуавтоматические пушки 45мм и КДП, однако вскоре начался шторм. Положение эсминца было определено безнадёжным, а через два дня под ударами волн носовая часть корпуса отломилась по 34-му шпангоуту. 13 июля корабль был поднят аварийно-спасательной службой флота и поставлен в док. При детальном осмотре выяснилось, что восстановить корабль будет чрезвычайно трудно: корпус в районе котельных отделений и между 34-м и 86-м шпангоутами был сильно деформирован, киль перебит, в районе взрыва (58-70 шпангоуты) зияла огромная пробоина размером 5×3,5м. Тем не менее, 30 августа корпус эсминца вывели из дока и отбуксировали в Килен-бухту для продолжения ремонта на плаву. Однако вскоре во время авианалета в него попало несколько бомб. «Быстрый» вторично затонул.
Носовая часть «Быстрого» осенью 1941 года была использована для восстановления « Беспощадного », а из снятых 130-мм орудий сформировали береговую батарею №112. Только после войны корабль был поднят и разобран на металл. В течение короткой боевой службы «Быстрого» его единственным командиром (точнее, исполняющим обязанности командира) был капитан 2 ранга С.М.Сергеев.
Быстрый |
|
|
Служба: |
СССР |
Класс и тип судна |
эскадренный миноносец |
Порт приписки |
Севастополь |
Организация |
Черноморский флот СССР |
Изготовитель |
Завод имени 61-го Коммунара ( Николаев ) |
Строительство начато |
17 апреля 1936 года |
Спущен на воду |
5 ноября 1936 |
Введен в эксплуатацию |
7 марта 1939 года |
Выведен из состава флота |
30 августа 1941 года |
Статус |
два раза затонул, позднее поднят и разобран на металл |
Основные характеристики |
Водоизмещение |
2402 т |
Длина |
112,8 м |
Ширина |
10,2 м |
Осадка |
4,8 м |
Двигатели |
котлотурбинная установка |
Мощность |
56 000 л. с. |
Движитель |
2 |
Скорость хода |
38,6 узла |
Дальность плавания |
2565 морских миль при 19,5 узлах |
Экипаж |
236 человек |
Вооружение |
Артиллерия |
4 × 130/50-мм корабельные пушки Б-13-2 , 2 × 76/55-мм орудия 34-К |
Зенитная артиллерия |
3 × 45/46-мм полуавтоматические пушки 21-К , 4 × 12,7-мм зенитные пулемёты ДШК |
Противолодочное вооружение |
бомбомёт БМБ-1, 10 глубинных бомб Б-1 и 20 глубинных бомб М-1 |
Минно-торпедное вооружение |
2 × 3 533-мм торпедных аппарата 1-Н (торпеды 53-38), 48 морских мин |
|
|