«Бывалый» — эскадренный миноносец проекта 56 (кодовое обозначение НАТО — «Kotlin class destroyer»).
История строительства
Зачислен в списки флота 3 сентября 1952 года . Заложен на ССЗ №445 6 мая 1953 года (строительный №1202), спущен на воду 31 марта 1954 года , флаг поднят 8 октября 1955 года , 21 декабря принят флотом, 4 января 1956 эсминец вступил в состав Черноморского флота
Служба
Эсминец «Бывалый» вместе с лёгким крейсером « Куйбышев » (на борту находился министр обороны СССР Г.К.Жуков) и эсминцем « Блестящий » с 8 по 10 октября 1957 года с дружественными и деловыми визитами посетил порт Задар (Югославия), а в период с 10 по 12 октября 1957 года порт Дубровник . 25 мая 1959 года «Бывалый» был переведён из состава Черноморского в состав 120-й БЭМ Северного флота . С 27 марта 1960 года на консервации. 5 июля 1961года «Бывалый» принимал участие в оказании помощи аварийной атомной ПЛ К-19 . С 20 ноября 1961 года эсминец был включён в состав Балтийского флота . С 23 июня 1962 года по 28 октября 1965 года на судоремонтном заводе в Таллине эсминец был модернизирован по проекту 56-ПЛО. 4 января 1968 года переведён обратно в состав Северного флота (7-я ОПЭСК)
Начиная со второй половины 1960-х годов эскадренный миноносец периодически привлекался к несению боевой службы : с 15 апреля по 30 мая 1966года корабль совместно с эсминцем «Настойчивый» нёс боевую службу в Норвежском море и Северной Атлантике, следил за АУГ противника; в июне-сентябре 1971года— в Средиземном море (с 9 по 14 августа эсминец посетил Алжир , а со 2 по 6 декабря 1971— Касабланку (Марокко)
С 5 марта по 6 мая 1972года и с 10 ноября 1973 по февраль 1974года «Бывалый» обеспечивал советское военное присутствие в Гвинейском заливе с базированием в Конакри . С 19 по 24 ноября 1972 участвовал в поисковых операциях в Норвежском море и Северной Атлантике (учения «Дуэт» и «Лагуна»), затем находился на учениях флота «Эльбрус» по поиску ПЛ. 21 января 1973 года корабль под командованием капитана 2 ранга Ю.Г.Ильиных, действуя самостоятельно, без разрешения управляющего им Командного пункта ВМФ перехватил катера с португальскими военными, убившими активного борца за независимость Португальской Гвинеи секретаря Африканской партии независимости Гвинеи и островов Зеленого мыса Амилкара Кабрала и освободил нескольких членов исполкома и ЦК этой партии, захваченных португальцами. 2 апреля 1973 года эсминец возвратился в Североморск
В 1974 году во время нахождения корабля в доке в Севастополе произошло возгорание. С июня по декабрь 1974года под командованием капитана 3-го ранга Яретенко корабль нёс боевую службу в Средиземном море и Атлантике с заходом в порты Алжира, Марокко (Касабланка)и Гвинеи (Конакри); с 18 ноября 1977 по март 1979 года прошёл средний ремонт на СРЗ « Севморзавод » в Севастополе ; с июля по ноябрь 1979года нёс боевую службу в Северной Атлантике. С 1 октября 1978 года «Бывалый» находился в составе 56-й БЭМ 7-й ОПЭСК. 1 июля 1982 года прибыл в Североморск для ремонта, 2 марта 1983 года выполнил на «отлично» минную постановку в ходе учения в составе разнородных сил и 15 августа переведён в состав 206-го дивизиона эсминцев
17 июля 1988 исключён из списков ВМФ СССР , 1 октября расформирован. Разобран на металл в Мурманске на базе «Главвторчермета» в 1989 (по другим данным в 1991) году
Особенности конструкции
Корабль вступил в строй с обтекателями гребных валов и одним балансирным рулем. В ходе модернизации по проекту 56ПЛО на эсминце была заменена фок-мачта на новую, усиленной конструкции. Также были заменены: РЛС «Риф»на РЛС « Фут-Н » и « Якорь-М »на РЛС «Якорь-М2»; были усилены конструкции носовой надстройки и установлена РЛС « Дон » (с АП на фок-мачте). Во время проведения среднего ремонта (1977—1979годы) РЛС « Нептун » была заменена на РЛС «Дон» (с АП на фок-мачте), а в районе носового автомата СМ-20-ЗИФ установили устройство для приёма грузов на ходу
«Бывалый» |
---|
|
---|
«Бывалый», 1972 или 1973 год.
|
---|
Служба: | СССР |
---|
Класс и тип судна | Эскадренный миноносец |
---|
Организация | ВМФ СССР |
---|
Изготовитель | Судостроительный завод №445 |
---|
Строительство начато | 6 мая 1953 |
---|
Спущен на воду | 31 марта 1954 |
---|
Введен в эксплуатацию | 4 января 1956 |
---|
Выведен из состава флота | 17 июля 1988 (исключён из списков ВМФ СССР ), |
---|
Статус | В 1989 году в Мурманске на базе «Главвторчермета» разобран на металл. |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | стандартное 2 667 т нормальное 2949 т полное 3230 т |
---|
Длина | 126,1 м (наибольшая) 117,9 (по КВЛ ) |
---|
Ширина | 12,76 м (наибольшая) 12,41 м (по КВЛ) |
---|
Высота | 34,5м от основной линии |
---|
Осадка | 4,2 м (полная) |
---|
Двигатели | 2 ПТУ |
---|
Мощность | 72 000 л. с. |
---|
Скорость хода | максимальная 38 узлов оперативно-экономическая 17,9 узлов |
---|
Дальность плавания | 3 880 миль на 14,3 узлах 3090 морских миль на 17,9 узлах 642 морские мили на 38 узлах |
---|
Экипаж | 284 (в том числе 19 офицеров) |
---|
Вооружение |
---|
Радиолокационное вооружение | РЛС « Якорь-М » |
---|
Артиллерия | 2x2 130-мм АУ СМ-2-1 4x4 45-мм АУ СМ-20-ЗИФ |
---|
Противолодочное вооружение | 6x БМБ-2 |
---|
Минно-торпедное вооружение | 2х5 ПТА-53-56 |
---|
|
|