Чесма́ — черноморский эскадренный броненосец , второй в серии из четырёх кораблей типа « Екатерина II ».
Строился в Севастополе, на верфи РОПиТа . 30 сентября 1883 года получил название «Чесма». Заложен 25 сентября 1884 года . Спущен на воду 18 мая 1886 года , вступил в строй 17 мая 1889 года . 18 марта 1907 года разоружён и сдан в порт. С 1912 года использовался в качестве мишени.
Наблюдателем от Морского министерства при строительстве броненосца был капитан корпуса корабельных инженеров А.П.Торопов, его помощником— поручик Отто. Строителем от РОПиТ был назначен штабс-капитан К.Н.Арцеулов.
Строительство
30 июня 1882 года в Севастополе член правления РОПиТ Н.Н.Сушев заключил контракт с конторой Санкт-Петербургского порта на постройку по чертежам и спецификациям первого черноморского броненосца «Екатерина II» ещё двух кораблей. Общество обязывалось немедленно приступить к строительству и изготовить всё, кроме машин, брони, артиллерии, шлюпок , якорей с цепями и такелажа . Фактически РОПиТ изготавливало только корпуса кораблей и уже в процессе постройки устанавливало всё вышеперечисленное оборудование, которое Морское министерство обязалось поставлять в заранее оговоренные сроки.
При постройке броненосца МТК учитывал опыт службы «Петра Великого» . В конце августа 1883 года адмирал И.А.Шестаков приказал рассмотреть в МТК вопросы о продлении брони на всю длину корабля, сокращении количества 305-мм орудий до четырёх и размещении их в башнях французской фирмы «Форж и Шантье», о размещении четырнадцати 152-мм орудий на батарейной палубе . В декабре 1883 года года МТК утвердил удлинение броневого пояса, но отказался от изменения вооружения.
Заказ на броню был размещён на заводе «Кэмел» в Шеффилде. Два орудийных снижающихся станка 305-мм орудий заказали английскому заводу Андерсона, рассчитывая по ним сделать затем четыре остальных на Обуховском заводе. 12 февраля 1884 года с бельгийской фирмой «Коккериль» был заключён контракт на постройку двух трёхцилиндровых машин, паровых котлов и вспомогательных механизмов к ним.
Намереваясь ввести «Чесму» в строй одновременно с «Екатериной II» , в июле 1884 года Морское министерство запросило правление РОПиТ об ускорении на корабле темпа работ и перенесении его спуска на воду на май 1886 года, ради чего был отложен заказ машин для «Синопа» и спуск его на воду.
В ноябре 1885 года по предложению командира броненосного фрегата «Князь Пожарский» капитана 1-го ранга С.О.Макарова на «Чесме» произвели испытания водонепроницаемых переборок , которые по результатам испытания усилили угольниками и Z-образными полосами.
После спуска на воду оказалось, что броненосец имеет перегрузку в 639 тонн по сравнению с проектом. Для облегчения «Чесмы» и «Синопа» капитан Торопов предложил уменьшить ширину и срезать на 381мм верхний каземат, однако эти работы задержиали бы достройку «Чесмы» на четыре месяца, и временный управляющий Морским министерством адмирал Н.М.Чихачев приказал проделать соответствующие работы только на «Синопе» , который ещё стоял на стапеле .
26 марта 1887 года произвели первую паровую пробу главных машин. Первое ходовое испытание провели только 17 июня 1888 года, но из-за неопытности кочегаров сумели развить мощность лишь 7601 л. с. и скорость 12,8 узлов . Испытания признали неудачными. Второе официальное испытание состоялось 24 июня. Корабль развил скорость 13,5 узла при мощности машин 9059 л. с. Присутствовавший инспектор от МТК Н.Г.Нозиков признал неудачным и это испытание. MTK потребовал от бельгийцев произвести установку к шести имеющимся в котельных отделениях вентиляторам шесть дополнительных, на что общество запросило ещё полгода. В итоге паровые машины «Чесмы» долгое время считались лучшими на флоте, но из-за малой производительности котлов нормальная скорость броненосца не превышала 13,5 узлов.
История службы
Первый год службы выявил необходимость укрепления обшивки под лапами кронштейнов , усиления форсированной тяги котлов, добавочного крепления палубы под носовыми барбетными установками. Артиллерийские испытания выявили ряд конструктивных недостатков, основным из которых было ограничение сектора стрельбы на нос и корму из-за слабости креплений верхней палубы.
Поскольку на «Чесме» были установлены более тяжёлые 305-мм орудия с длиной ствола 35 калибров, а барбетные установки были разнесены более широко, при наведении орудий главного калибра на траверз корабль получал значительный крен , весьма затруднявший стрельбу.
Броненосец благополучно дослужил до конца русско-японской войны , хотя у него неоднократно возникали неприятности с машинно-котельной установкой.
Катастрофа русского флота при Порт-Артуре и Цусиме заставляла бережно относиться к каждому оставшемуся кораблю, в том числе и устаревшему. В июне 1903 года Санкт-Петербургские заводы Металлический, Обуховский и Путиловский приступили к разработке проектов двухорудийной башенной установки, в которой предполагалось разместить новые 305-мм орудия Обуховского завода с длиной ствола в 40 калибров. Такие башенные установки предполагалось поставить на броненосец «Чесма» , перевооружение которого предполагалось провести в ближайшее время, однако в июне 1905 года от планов по перевооружению броненосца отказались и предназначенные для него установки определили на броненосец «Иоанн Златоуст» .
18 марта 1907 года «Чесма» была разоружена и сдана в порт на консервацию.
После 9 апреля 1912 года броненосец был выведен из активной службы и переименован в «Исключённое судно №4». Летом того же года его начали использовать для проверки схемы бронирования новых дредноутов типа «Севастополь». Бывший броненосец отбуксировали к Тендровской косе и расстреляли с линейного корабля «Иоанн Златоуст» . Также по броненосцу были проведены торпедные стрельбы.
Стрельба велась почти в упор. Осколки мощных «послецусимских» снарядов вместе с обломками судна-мишени долетали почти до борта содрогавшегося от залпов линкора «Иоанн Златоуст» . А целью его комендорам служил старый корабль— эдакий симбиоз допотопного барбетного броненосца и новейшего дредноута. Это был один из первенцев русского броненосного кораблестроения «Чесма» , в корпус которого «врезали» полномасштабный отсек балтийского линкора типа « Севастополь ». Малая дальность стрельбы обеспечивала высокую точность попаданий (вплоть до конкретной броневой плиты), а реальную дальность морского боя имитировали уменьшением пороховых зарядов и приданием «Чесме» необходимого крена— таким образом изменялся угол встречи снаряда с бронёй.
Корпус расстрелянного броненосца до сих пор покоится на дне возле Тендровской косы (был найден аквалангистами Николаевского клуба « Садко »).
«Чесма» |
---|
|
---|
|
---|
Служба: | Россия |
---|
Класс и тип судна | Барбетный броненосец |
---|
Организация | Черноморский флот |
---|
Изготовитель | Верфи РОПиТа, Севастополь |
---|
Строительство начато | 25 сентября 1883 года |
---|
Спущен на воду | 18 (31) мая 1886 года |
---|
Введен в эксплуатацию | 17 мая 1889 года |
---|
Выведен из состава флота | 1907 год |
---|
Статус | Расстрелян как мишень |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | 10 280 т |
---|
Длина | 103,5 м |
---|
Ширина | 21 м |
---|
Осадка | 8,6 м |
---|
Двигатели | 2-вальная вертикальная машина, 14 цилиндрических котлов |
---|
Мощность | 9100 л. с. |
---|
Скорость хода | 15 узлов |
---|
Дальность плавания | 1100 морских миль |
---|
Экипаж | 720 человек |
---|
Вооружение |
---|
Артиллерия | 6 × 305-мм, 7 × 152-мм орудий, 10—12 малокалиберных орудий |
---|
Минно-торпедное вооружение | 7 × 380-мм торпедных аппаратов |
---|
|
|