Oriental Nicety , бывший Exxon Valdez (часто произносится как val-deez ), также носил названия Exxon Mediterranean , SeaRiver Mediterranean , S/R Mediterranean , Mediterranean и Dong Fang Ocean — нефтяной танкер, получивший известность после аварии в проливе принца Уильяма, которая привела к утечке сотен тысяч баррелей сырой нефти, загрязнившей воды и побережье Аляски.
Танкер длиной в 301м, шириной в 50м, глубиной в 26м, в пустом состоянии весит 30 тонн, приводится в движение 23 мегаваттным дизельным двигателем. Судно может перевозить 235 тыс. кубометров (1,48млн баррелей) нефти на скорости 30 км/ч (16,25 узлов). Корпус однослойный. Танкер построен в Сан-Диего (Калифорния) компанией National Steel and Shipbuilding Company. Доставлен компании Эксон в декабре 1986 года. Ко времени аварии на Аляске он считался сравнительно новым танкером.
[Авария
24 марта 1989 года танкер принадлежащий бывшей Exxon Shipping Company ведомый капитаном Джозефом Хейзлвудом направлялся в Лонг-бич (Калифорния) и налетел на Блайт-риф, что привело к второй по масштабу из величайших утечек нефти в истории США . Из танкера вытекло (по различным оценкам) от 40,9 тыс. до 120 тыс. кубометров (10,8млн— 32млн американских галлонов) или от 257 тыс. до 750 тыс. баррелей нефти . В 1989 году утечка нефти из корпуса Exxon Valdez была поставлена на 54-е место в списке величайших утечек нефти в истории.
Ко времени аварии танкер Exxon Valdez был задействован при доставке сырой нефти от терминала трансаляскинского трубопровода в Вальдесе (Аляска) в континентальные штаты . К моменту аварии в танкере находилось около 201 кубометров (53,1млн галлонов) нефти.
Иск был предъявлен от лица 38 тыс. истцов. В 1994 суд обязал компанию выплатить 287млн долларов в качестве компенсации ущерба и 5млрд долларов в качестве штрафных выплат. Компания Exxon обжаловала приговор, и Апелляционный суд 9-го округа снизил штрафные выплаты до 2,5млрд долларов. Затем Эксон обжаловал приговор в Верховном суде, который в июне 2008 года снизил штрафные выплаты до 507,5млн долларов. 27 августа 2008 года компания Exxon Mobil согласилась выплатить сумму в 75% от штрафа в 507,5млн долларов за ущерб от разлития нефти у побережья Аляски . В июне 2009 года федеральный суд обязал компанию выплатить 480млн долларов дополнительно в качестве процентов за просроченные штрафные выплаты .
По состоянию на 2010 год приблизительно 98 кубометров сырой нефти вылившейся из танкера Valdez всё ещё загрязняют песок и почву Аляски .
Последующая служба
После утечки нефти танкер был отбуксирован в Сан-Диего, прибыл туда 10 июня 1989 года, ремонтные работы начались 30 июня 1989 года. В июле было заменено около 1600 тонн стальных конструкций, стоимость ремонта составила 30млн долларов. Конструкция однослойного корпуса осталась неизменной.
После ремонта Exxon Valdez был переименован сначала в Exxon Mediterranean, затем в SeaRiver Mediterranean (в начале 1990-х) так как компания Exxon передала свой судовой бизнес новой дочерней компании River Maritime Inc. Имя впоследствии было сокращено до S/R Mediterranean, а в 2005-м году до просто Mediterranean. Хотя компания Exxon пыталась незамедлительно вернуть судно в состав североамериканского флота согласно постановлению судну запрещалось входить в пролив Принца Уильяма Судно служило в Европе, на Среднем Востоке и в Азии. . В 2002 году судно снова было отстранено от службы . В 2005 оно начало ходить под « удобным» флагом Маршалловых островов . С 2005 года согласно правилам Европейского союза судам с одинарным корпусом (таким как Valdez) был запрещён заход в европейские порты . В начале 2008 компания SeaRiver Maritime (дочерняя компания ExxonMobil) продала судно Mediterranean гонконгской компании Hong Kong Bloom Shipping Ltd, переименовавшей судно в Dong Fang Ocean и зарегистрировала его в Панаме. В 2008 судно переоборудовали из нефтяного танкера в рудовоз.
29 ноября 2010 года судно Dong Fang Ocean столкнулось в Южно-китайском море с грузовым судном Aali , шедшим под флагом Мальты. Оба корабля серьёзно пострадали в ходе инцидента, судно Aali было отбуксировано в Вэйхай а Dong Fang Ocean был отбуксирован в Лонгян-порт в провинции Шаньдун .
В марте 2012 судно Dong Fang Ocean было приобретено корпорацией Global Marketing Systems на металлолом за 16млн американских долларов и отправлено своим ходом в пункт утилизации кораблей в Сингапуре. Судно перекупил другой торговец металлоломом Priya Blue Industries (обычный случай) и в итоге оно направилось в Аланг (Индия) будучи переименованным в Oriental Nicety . В мае 2012 года суд наложил запрет на вытаскивание судна на берег после того как было доказано что это нарушает Базельскую конвенцию .
30 июля 2012 года Верховный суд Индии разрешил владельцам судна Oriental Nicety вытащить его на побережье штата Гуджарат где его разберут на металл . 2 августа 2012 года судно вытащили на берег у Аланга