«Эмиль Бертин» — лёгкий крейсер французского флота времён Второй мировой войны . Проектировался как быстроходный крейсер- минный заградитель , но фактически никогда не использовался в этом качестве.
История создания
«Эмиль Бертин» первоначально проектировался как усовершенствованная версия минного заградителя «Плутон» . По сравнению с предшественником требовалось установить полноценное крейсерское вооружение из девяти 152-мм орудий и обеспечить скорость не менее 35 узлов, что дало бы, по мнению адмиралов, возможность устанавливать мины у вражеских берегов. При этом командование желало получить небольшой и дешёвый корабль, водоизмещением не более 5500 тонн, что повлекло за собой резкое ослабление требований к защите
«Эмиль Бертин» строился по программе 1930 года , утверждённой парламентом Франции 12 января 1930 года . Заказ на крейсер был официально выдан 11 сентября 1931 года , но ещё до этого события верфь компании Ateliers et Chantiers de la Loire et Penhoët , располагавшаяся в Сен-Назере произвела закладку корабля.
Конструкция
Корпус и архитектура
Конструкция корпуса «Эмиля Бертина» была типичной для крейсеров 1930-х годов— с полубаком , изогнутым форштевнем и полукруглой кормой . Для обеспечения высокой скорости корпусу придали большое для крейсеров удлинение— 10,5, что в сочетании с лёгкой конструкцией предопределило низкую прочность и значительную вибрацию на полном ходу. Хотя в дальнейшем корпус укрепили, стрелять полными залпами было всё равно невозможно из-за опасных напряжений конструкции . Мореходность крейсера в силу этих проблем была ограниченной . Сам корабль имел характерный силуэт с единственной фок-мачтой и широко расставленными дымовыми трубами . Последнее было вызвано стремлением разместить на крейсере авиационный ангар . Распределение весовых нагрузок выглядело следующим образом:
| масса, т | в процентах |
---|
Корпус | 2646,2 | 44,2% |
Бронирование, всего | 123,8 | 2,1% |
Вооружение и боезапас | 874,44 | 14,6% |
Машинная установка | 1374,5 | 23% |
Вспомогательные механизмы | 809,17 | 13,5% |
Оборудование | 62,35 | 1% |
Стандартное водоизмещение | 5984 | 100% |
Энергетическая установка
Очень высокие требования к скорости вынудили конструкторов разместить на небольшом крейсере четырёхвальную энергетическую установку. Четыре турбозубчатых агрегата производства фирмы «Парсонс» ( англ. C. A. Parsons and Company ) имели общую мощность 102 000 л.с. без форсировки. Турбины питали паром шесть котлов . Энергетическая установка размещалась по эшелонному принципу, в пяти отсеках . На ходовых испытаниях крейсер развил скорость 36,73 узла при номинальной мощности и 39,66 узла при форсировке турбин до 137 908 л.с. Скорость на часовом пробеге кратковременно превышала 40 узлов. Запас топлива составлял 1360 тонн нефти . С полной заправкой крейсер мог пройти 3600 миль на скорости 15 узлов или 1100 миль на скорости 33 узла .
Бронирование
Броневая защита «Эмиля Бертина» была крайне слабой даже на фоне «картонных» крейсеров начала 1930-х годов. Фактически корабль получил лишь противоосколочное бронирование. Толщина броневой палубы составила всего 20мм, такой же тонкой бронёй защищалась боевая рубка . Погреба боеприпасов получили коробчатое бронирование толщиной 30мм. Стремление максимально облегчить конструкцию привело к решению оставить вообще без броневой защиты башни главного калибра и пути подачи боеприпаса . Сами башни защищали расчёты лишь от непогоды и могли быть легко пробиты осколками.
Вооружение
Главный калибр
Главным калибром «Эмиля Бертина» стали новейшие 152-мм орудия M1930 , причём крейсер стал первым кораблём флота, получившим их на вооружение. Орудия располагались в трёх трёхорудийных башнях, две в носу, одна в корме, имели электрогидравлический привод и могли наводиться дистанционно. Сами башни оценивались как весьма удачные . Обеспечивался угол возвышения до 45°. Орудия M1930 имели длину ствола 55 калибров и весили по 7780кг. Вес снарядов колебался от 54,17кг до 57,15кг. Позднее был принят на вооружение бронебойный снаряд весом 58,8кг. При максимальном угле возвышения и весе снаряда 54,17кг, выпускаемого с начальной скоростью 870 м/с, дальнобойность составляла 26 474м. Скорострельность колебалась в пределах 7-8 выстрелов в минуту .
Универсальный калибр
Зенитная артиллерия среднего калибра была представлена четырьмя 90-мм орудиями с длиной ствола 50 калибров.. Они размещались в корме, в спаренной установке M1930 возвышенно, за кормовой башней и в одинарных установках M1926 по бортам . Спаренная установка весила 13,5 тонн, одинарная 6,7 тонны, при весе самого орудия в 1,57 тонны. Угол максимального возвышения составлял 80°. Орудия стреляли снарядом весом 9,5кг с начальной скоростью 750 м/с, на дальность до 15 440м, досягаемость по высоте достигала 10 600м. Техническая скорострельность достигала 10 выстрелов в минуту .
Лёгкая зенитная артиллерия
Лёгкая зенитная артиллерия состояла из четырёх спаренных 37-мм орудий M1933 с длиной ствола 50 калибров. Они размещались по бокам от носовой надстройки. Это автоматическое орудие стреляло снарядами весом 0,725кг с начальной скоростью 850 м/с, темп стрельбы был очень низок для зенитного автомата — 30— 42 выстрела в минуту . Кроме того, «Эмиль Бертин» нёс четыре спаренных установки 13,2-мм пулемётов . Это оружие, разработанное компанией «Гочкисс» ( фр. Hotchkiss et Cie ) стреляло 52-граммовыми пулями с начальной скоростью 800 м/с. Техническая скорострельность составляла 450 выстрелов в минуту, но на практике была значительно ниже, так как пулемёты имели магазинное питание на 30 патронов .
Торпедно-минное вооружение
Торпедное вооружение включало два трёхтрубных торпедных аппарата калибра 550мм. Торпеда 23D работала на воздушно спиртовой смеси и несла 310 кг тротила при собственном весе 2068кг. На скорости 43 узла торпеда могла пройти 6000м, 14 000м на скорости 35 узлов и 20 000м на скорости 29 узлов .
Поскольку «Эмиль Бертин» проектировался с учётом использования в качестве минного заградителя, он мог нести солидное количество мин различных типов. В перегруз можно было взять до 200 мин, но при этом исключалось использование кормовой башни главного калибра .
Авиационное вооружение
Служба
Первоначально «Эмиль Бертин» нёс службу в составе Атлантического флота Франции. Он стал флагманом группы контр-миноносцев, а затем и флагманом 2-й лёгкой эскадры, состоявшей из 12 контр-миноносцев . Крейсер должен был обеспечивать боевую устойчивость контр-миноносцев ао время атак последних на вражеские корабли. В конце 1935 — начале 1936 годов «Эмиль Бертин» совершил поход к Антильским островам . В июле 1936 года крейсер действовал у берегов Испании , обеспечивая эвакуацию французских граждан в ходе начавшейся там гражданской войны . В мае 1937 года «Эмиль Бертин» вернулся к берегам Испании, действуя в составе «патруля нейтралитета» .
Летом 1938 года было принято решение о переводе «Эмиля Бертина» на Средиземное море и 15 октября 1938 года он прибыл в Тулон . В ноябре 1938 года крейсер совершил визит в Стамбул , где представлял Францию на похоронах Кемаля Ататюрка . На обратном пути «Эмиль Бертин» посетил Пирей . 1 июля 1939 года крейсер был переведен в Бизерту , где он вошел в состав так называемых Лёгких ударных сил Средиземного моря ( фр. Forces legeres d'attaque en Mediterranee ). Они должны были в случае начала войны действовать против итальянских коммуникаций между Сицилией и Северной Африкой . В состав соединения числились 3-я дивизия крейсеров, состоявшая из кораблей типа «Ла Галиссоньер» и три дивизиона контр-миноносцев, лидером которых и должен был стать «Эмиль Бертин» .
В начале Второй мировой войны «Эмиль Бертин» базировался на Бизерту. С 23 сентября по 27 сентября 1939 года он выполнил специальное задание, вывезя 57 тонн золота из Бейрута . Золото принадлежало банку Польши . Далее он до января 1940 года ремонтировался в Тулоне . В январе—феврале 1940 года крейсер действовал в Центральной Атлантике, базируясь на Дакар . 17 февраля 1940 года «Эмиль Бертин» прибыл в Брест .
В апреле 1940 года «Эмиль Бертин» действовал как флагман двух флотилий лидеров и эсминцев в ходе Норвежской кампании . На крейсере держал свой флаг адмирал Дерьен. Вместе с лёгкими кораблями «Эмиль Бертин» прикрывал конвой с десантом французских альпийских стрелков. 19 апреля 1940 года , находясь в Намсусе , он был повреждён немецкими бомбардировщиками Ju-88 . После этого крейсер ремонтировался в Бресте до 21 мая 1940 года . Затем, в мае— июне 1940 года он совершил два рейса через Атлантический океан , вывозя золотой запас Франции в Галифакс . Третий рейс не состоялся из-за капитуляции Франции и «Эмиль Бертин» перешёл в Фор-де-Франс с грузом 254 тонны золота .
В течение последующих трёх лет крейсер находился на Мартинике , где был разоружен в соответствии с соглашением между США и администрацией Виши от 1 мая 1942 года . После того как колониальная администрация Мартиники признала Французский комитет национального освобождения , «Эмиль Бертин» перешёл в США, где прошёл обширный ремонт и модернизацию на верфи в Филадельфии в августе— декабре 1943 года . 21 декабря 1943 года крейсер ушёл из Филадельфии в Дакар . С февраля 1944 года он действовал в Средиземном море, участвуя в поддержке десантных операций союзников на юге Франции .
С 30 декабря 1944 года по октябрь 1945 года «Эмиль Бертин» ремонтировался в Тулоне. В дальнейшем он действовал у берегов Индокитая и принимал участие в реоккупации французских колоний в этом регионе. На родину крейсер вернулся 2 сентября 1946 года . «Эмиль Бертин» был выведен из боевого состава флота в 1951 году , но до своего списания использовался как учебный корабль для подготовки артиллеристов . Исключён из списков флота 27 октября 1959 года , в 1961 году был продан на слом .
Оценка проекта
«Эмиль Бертин» проектировался как крейсер— минный заградитель, способный ставить мины у вражеских берегов. При этом ставилась задача получить такой корабль за весьма небольшую цену. Платой за ограничение водоизмещение стало крайне слабое бронирование, поэтому крейсер был малопригоден для боя со сколь-нибудь серьёзным противником . Ставка на очень высокую скорость предопределила и другие недостатки проекта— слабый корпус серьёзно ограничивал мореходность и не позволял вести огонь полными залпами . Если учесть, что в ходе войны «Эмиль Бертин» ни разу не использовался в качестве минного заградителя, он фактически представлял собой лишь небольшой и плохо защищённый крейсер, а преимущество в скорости на 2-3 узла, как показал боевой опыт, не имело серьёзного значения . Не случайно французский флот ограничился только одним кораблём этого проекта и в дальнейшем перешёл к серийному строительству лёгких крейсеров типа «Ла Галиссоньер» — не столь быстроходных, но гораздо лучше защищённых
«Эмиль Бертин» |
---|
Croiseur léger Émile Bertin |
---|
|
---|
|
---|
Служба: | Франция |
---|
Класс и тип судна | Лёгкий крейсер |
---|
Изготовитель | Ateliers et Chantiers de la Loire et Penhoët |
---|
Строительство начато | 18 августа 1931г. |
---|
Спущен на воду | 9 мая 1933г. |
---|
Введен в эксплуатацию | 28 января 1935г. |
---|
Выведен из состава флота | 27 октября 1959г. |
---|
Статус | Сдан на слом в 1961г. |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | Стандартное— 5886 т , полное— 8480 т |
---|
Длина | 167/177 м |
---|
Ширина | 15,84 м |
---|
Осадка | 5,44 м |
---|
Бронирование | Погреба— 30мм, палуба— 20мм, рубка— 30 мм |
---|
Двигатели | 4 ТЗА Parsons |
---|
Мощность | 102 000 л. с. (75 М Вт ) |
---|
Скорость хода | 34 узла (63 км/ч ) |
---|
Дальность плавания | 3600 морских миль на 15 узлах |
---|
Экипаж | 567 человек (в военное время 711 человек) |
---|
Вооружение |
---|
Артиллерия | 3 × 3— 152-мм/55 |
---|
Зенитная артиллерия | 1 × 2 и 2 × 1— 90-мм/50 4 × 2— 37-мм/50 4 × 2— 13,2-мм пулемёта |
---|
Минно-торпедное вооружение | 2 × 3— 550-мм ТА до 200 мин |
---|
Авиационная группа | 1 катапульта, 1—2 гидросамолёта |
---|
|