Эскадренные миноносцы типов E и F — типы эскадренных миноносцев , состоявшие на вооружении Королевских ВМС Великобритании в 1930-е годы и в период Второй мировой войны . Пятая и шестая серии британских межвоенных серийных эсминцев (т.н. «стандартные» эсминцы). Два корабля— HMS Exmouth и HMS Faulknor были спроектированы и построены в качестве лидеров флотилий и отличались от серийных единиц усиленным артиллерийским вооружением и несколько большей скоростью. Корабли приняли активное участие в морских операциях Второй мировой войны, в ходе которой погибло 9 эсминцев обоих типов, в том числе один лидер флотилии. Ещё один эсминец ( HMS Fury ) не восстанавливался после тяжёлых повреждений в результате подрыва на мине. В ходе войны три корабля ( HMS Express , HMS Fortune и HMS Foxhound ) были переданы КВМФ Канады , один ( HMS Echo )— ВМФ Греции и после войны ещё один ( HMS Fame )— ВМФ Доминиканской Республики . Оставшиеся в строю КВМФ Великобритании единицы вскоре после окончания боевых действий были выведены из состава флота и проданы на слом.
История создания и особенности конструкции
Эскадренные миноносцы типов E и F представляли собой немного видоизмененный вариант предыдущих типов C и D . В частности, была усовершенствована форма корпуса, а также увеличено число котельных отделений, которых стало 3 вместо двух на предыдущих типах . Это положительно отразилось на живучести кораблей .
Строились по программе 1931 года . Начиная с данной программы эсминцы британского флота перестали разделяться на вооружённые преимущественно тральным либо противолодочным вооружением— эсминцы типа Е несли и то и другое .
Также их предполагалось оснастить оборудованием для постановки морских мин , но отсутствие опыта эксплуатации нового привода постановки мин заставило ограничиться оборудованием двух заградителей— HMS Express и HMS Esk . По причине того, что вооружение было расширено, возросло водоизмещение кораблей. Требования к скорости при этом не были снижены. Это и заставило конструкторов применить новые обводы корпуса.
Носовые орудийные установки A и B эсминца
HMS Foxhound . Хорошо просматривается кольцевой колодец артиллерийской установки, призванный устранить удары лотка о палубу при стрельбе на больших углах возвышения.
Изменения коснулись и зенитного вооружения новых эсминцев. От 76-мм орудия отказались, но увеличили угол возвышения 120-мм орудий до 40 градусов, при этом во избежания ударов лотка о палубу при откате орудия на предельных углах возвышения была применена оригинальная конструкция палубной артиллерийской установки Mk. XVII:
«Вокруг установки в палубе имелся кольцевой колодец диаметром чуть более 2м и глубиной примерно 35см. При стрельбе по надводным целям он закрывался специальными металлическими щитами. При больших углах возвышения щиты снимались, что обеспечивало нормальный откат орудия с естественной балансировкой, устраняя риск удара зарядного лотка о палубу. Эта конструкция впоследствии вызвала ряд критических замечаний из-за своей непрактичности, однако использовалась на эсминцах трех типов, вплоть до типа G »
Кроме того, в состав зенитного вооружения входили также два четырёхствольных 12,7-мм пулемёта, практически бесполезных в условиях существенно возросшей угрозы воздушных атак.
В качестве лидеров флотилий эсминцев типов E и F были спроектированы и построены корабли HMS Exmouth и HMS Faulknor соответственно. В отличие от эсминцев предыдущих серий, в рамках которых лидеры флотилий несущественно отличались от серийных кораблей и были максимально с ними унифицированы, лидеры типов E и F имели усиленное артиллерийское вооружение (пять 120-мм орудий против четырёх на серийных единицах) и могли развивать несколько большую скорость— 36,75 узлов против 36 .
По-существу, Exmouth и Faulknor представляли собой улучшенный тип лидера HMS Codrington с увеличенным запасом топлива, большей на 0,5 узла скоростью и лучшей манёвренностью .
Служба и модернизации
Все эсминцы типов E и F приняли участие в боевых действиях Второй мировой войны . С течением времени корабли проходили модернизацию, направленную поначалу в основном на усиление зенитного вооружения. Так, на всех эсминцах, кроме HMS Escort , один четырёхтрубный торпедный аппарат был заменён на 76-мм орудие. Кроме того, устанавливались 20-мм зенитные автоматы, их число варьировало от 1 до 4 на разных единицах. К концу войны уцелевшие корабли выполняли функции эскортных миноносцев с вооружением, состоящим из 3 120-мм орудий, 6 20-мм автоматов, 1 четырёхтрубного 533-мм торпедного аппарата, бомбомёта «Сквид» и 60 глубинных бомб. HMS Express и HMS Esk были переоборудованы в минные заградители и несли по два 120-мм орудия, от 60 до 72 морских мин и не имели торпедного вооружения. Faulknor , в отличие от своего собрата-лидера, доживший до конца войны, нёс 3 120-мм орудия, 1 76-мм зенитное орудие, 1 четырёхствольный «пом-пом», 6 20-мм автоматов, 8 533-мм торпедных аппаратов и 38 глубинных бомб . Экипаж возрос до 201 человека .
В ходе боевых действий погибло 9 эсминцев обоих типов, в том числе лидер флотилии— Exmouth . Ещё один эсминец ( HMS Fury ) не восстанавливался после тяжёлых повреждений в результате подрыва на мине. Три корабля ( HMS Express , HMS Fortune и HMS Foxhound ) в 1943 — 1944 были переданы КВМФ Канады и переименованы соответственно в HMCS Gatineau , HMCS Saskatchewan и HMCS Qu’Appelle . HMS Echo в 1944 году передан ВМФ Греции и переименован в «Navarinon» . Уже после окончания войны, в 1949 году ещё один эсминец ( HMS Fame ), был передан ВМФ Доминиканской Республики . Оставшиеся в строю КВМФ Великобритании эсминцы и лидеры типов E и F вскоре после окончания боевых действий были выведены из состава флота и проданы на слом
Эскадренные миноносцы типов E и F |
---|
E and F class destroyer |
---|
|
---|
|
---|
Служба: | Великобритания Канада Греция Доминиканская Республика |
---|
Класс и тип судна | Эскадренный миноносец |
---|
Организация | КВМФ Великобритании КВМФ Канады КВМФ Греции ВМФ Доминиканской Республики |
---|
Изготовитель | William Denny and Brothers Hawthorn Leslie and Company Scotts Shipbuilding and Engineering Company Swan Hunter HM Dockyard Portsmouth Parsons Marine Steam Turbine Company Vickers-Armstrongs Cammell Laird J. Samuel White John Brown & Company Yarrow Shipbuilders |
---|
Строительство начато | март 1933 |
---|
Введен в эксплуатацию | август 1934 |
---|
Выведен из состава флота | 1946 ( КВМФ Великобритании ) 1956 ( ВМФ Греции ) 1968 ( ВМФ Доминиканской Республики ) |
---|
Статус | выведены из состава флота |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | 1350 - 1405 т стандартное ( Exmouth , Faulknor — 1460 - 1495 т), 1886 — 1940 т полное (впоследствии 2025 — 2095, Exmouth , Faulknor — 2009 - 2049 т, впоследствии 2200 т) |
---|
Длина | 97 м (по ватерлинии , Exmouth , Faulknor - 101,19) 100,28 (наибольшая, Exmouth , Faulknor - 104,54) м |
---|
Ширина | 10,13 ( Exmouth , Faulknor - 10,29) м |
---|
Осадка | 3,81 (впоследствии 3,96 — 4,01, Exmouth , Faulknor - 4,04) м |
---|
Двигатели | 2 ТЗА Parsons ( Fortune , Foxhound - Brown-Curtiss) 3 ПК Адмиралтейского типа ( Kempenfelt — Yarrow) |
---|
Мощность | 36 000 л. с. |
---|
Движитель | 2 |
---|
Скорость хода | 36 ( Exmouth , Faulknor — 36,75) узлов |
---|
Дальность плавания | 6 350 ( Exmouth , Faulknor - 6 500) миль на 15 узлах. Запас нефти 471 т |
---|
Экипаж | 145 человек ( Exmouth , Faulknor — 175) |
---|
Вооружение |
---|
Артиллерия | 4 x 1 ( Exmouth , Faulknor — 5x1) — 120- мм /45 орудий QF Mk. IX |
---|
Зенитная артиллерия | 2x4 — 12,7-мм пулемёта |
---|
Минно-торпедное вооружение | 2x4 533-мм ТА |
---|
|