HMS Birmingham
(Его величества корабль
«Бирмингем»
)— британский легкий крейсер, первой серии крейсеров типа «Таун» . Заказан 1 марта 1935 года на верфи Devonport Dockyard в Плимуте. Крейсер вторым кораблем в Британском флоте стал носить это имя. Первым был крейсер времен Первой мировой войны, сданный на слом в 1931 году. Бирмингем был заложен 18 июля 1935 года, спущен на воду 1 сентября 1936 года. 18 ноября 1937 года строительство было завершено и корабль ввели в строй.
Девиз корабля звучал: «Forward»— Вперед!
История службы
Предвоенный период
После недолгой службы в отечественных водах, крейсер был направлен на Китайскую станцию. Начало войны крейсер встретил в составе 5-й крейсерской эскадры этой станции.
Вторая мировая война
На 3 сентября 1939 года— начало Второй мировой войны— крейсер базировался в Сингапуре . В течение сентября— октября он выполнял функции по защите собственного судоходства в Индийском океане и Малаккском проливе , одновременно пытаясь перехватить вражеские суда, прорывающиеся в Европу.
4 ноября совместно с крейсером Dauntless совершил переход в Гонконг . С 10 ноября, базируясь в этом порту, перехватывал контрабанду в китайских водах. 28 ноября сопровождал французский лайнер Andre Lebon .
9 декабря от голландского корабля было получено сообщение, что немецкий пароход Burgenland был встречен на переходе из Кобе и крейсер совместно со вспомогательным крейсером Moreton Bay направился к берегам Японии для поиска вражеского судна. 17 декабря при заправке с танкера Francol , крейсер столкнулся с последним и получил повреждения. 27 декабря во время ремонта в доке Гонконга на крейсере был заменен винт и отремонтирован нос корабля.
3 января 1940 года крейсер отправился через Александрию в состав Средиземноморского флота. 22 января он прибыл на Мальту , где снова встал на непродолжительный ремонт. В феврале крейсер проследовал дальше, в отечественные воды, войдя в состав 18-й эскадры крейсеров Home Fleet’а.
В составе Home Fleet’а
27 марта 1940 года крейсер в составе Соединения «WB» совместно с эсминцами
Hyperion
и
Hero
участвовал в демонстрациях постановок минных заграждений у берегов Норвегии (
Operation Wilfred
). 31 марта вместе с эсминцами
Fearless
и
Hostile
снова выходил в море для прикрытия подобных демонстративных действий и перехвата любых немецких судов, оказавшихся в данном районе.
Норвежская кампания
8 апреля во время выхода с линейным крейсером Renown на прикрытие минных постановок был послан командующим для патруруля в Вест-фьорд, однако из-за нехватки топлива получил приказ вернуться Скапа-Флоу. 10 апреля у норвежского побережья попал под воздушную атаку.
13 апреля вместе с крейсерами Manchester и Cairo в сопровождении эсминцев Nubian , Sikh и Somali вышел в качестве сил прикрытия войскового конвоя NP1, с десантными силами в Норвегию ( Operation Rupert/R4 ) 14 апреля вместе с крейсерами Manchester и Cairo в сопровождении эсминцев Highlander , Vanoc и Whirlwind сопровождал польский лайнер Chobry и лайнер Empress of Australia во время их перехода к Намсусу ( Operation Maurice ). Позже пункт назначения изменен на Lillesjona из-за воздушной угрозы и нехватку разгрузочных средств в гавани Намсуса. 15 апреля войска пересадили на эсминцы для последующей там высадки. 17 апреля пришел в Скапа-Флоу, сопровождая с эсминцами Vanoc и Whirlwind лайнер Empress of Australia .
20 апреля вышел с крейсером Cairo и двумя французскими эсминцами в качестве эскорта французского войскового транспорта Ville d’Alger во время заключительной высадки в Намсусе. 22 апреля вернулся в Скапа-Флоу.
24 апреля вышел из Розайта для доставки боеприпасов для «Sickle Force» в Andalsnes и Мёльде вместе с крейсерами Manchester и York с прикрытием из эсминцев Acheron , Arrow и Griffin . Войска и припасы были успешно выгружены с Вирмингема и Йорка. 25 апреля Бирмингем и Манчестер отправились в совместный патруль в норвежские воды. 26 апреля Бирмингем потопил немецкий траулер Schelswig (Schiff 37) шедший под голландским флагом. В ходе последующей операции Бирмингем столкнулся с эсминцем Arrow .
1 мая участвовал в эвакуации союзных войск из Andalsnes и Мёльде . Вместе с крейсерами Manchester и Calcutta , шлюпом Auckland и эсминцами Diana , Delight , Inglefield , Somali и Mashona принял 390 человек и доставил их 2 мая в Скапа-Флоу.
8 мая вместе с крейсерами Manchester и Sheffield передан Командованию Нор, для действий в южной части Северного моря. И уже 9 мая крейсер вместе с эсминцами Janus , Havock , Hereward и Hyperion вышел в море для действий в районе Little Fisher Bank. На переходе корабли подверглись удару с воздуха. В то же самое время, эсминец Kelly во время боя с немецкими торпедными катерами получил торпедное попадание. Его взял на буксир эсминец Bulldog и повел его в устье Тайна . 10 мая крейсер вместе с крейсером Sheffield прикрывал данные корабли.
12 мая крейсер прибыл в Гарвич и тут же был перенацелен на поддержку голландских войск на острове Терсхеллинг в связи с начавшимся немецким наступлением.
С июня по август крейсер вместе с крейсерами 1-й крейсерской эскадры базировался в устье реки Хамбер для патрулирования в Северном море против ожидавшегося немецкого вторжения. 31 августа переведен в Ширнесс и вместе с крейсерами Manchester и Southampton, а также флотилией эсминцев вышел в море на поиски сил вторжения, которых, естественно, не обнаружили.
Ремонт
В сентябре крейсер встал на ремонт в Ливерпуле. В ходе него на крейсер установили поисковой радар Type 286M и таким образом он стал первым кораблем оснащенным подобной РЛС. Помимо этого на крейсере установили оборудования идентификации самолетов RAF . Только 27 декабря 1940 года крейсер вернулся в состав флота и вошел в состав 18-й эскадры крейсеров, для действий у северо-западных подходов по поиску вражеских рейдеров и блокадопрорывателей .
24 января помогал крейсерам Aurora и Naiad вместе с крейсером Edinburgh и тремя эсминцами сопровождать торговые суда Elizabeth Burke , Taurus и Tai Shan вышедших из Гетеборга вместе с необходимыми товарами, закупленными в Швеции ( Operation Rubble ).
9 февраля крейсер вступил в охрану войскового конвоя WS6A, следующего на Ближний Восток. Помимо Бирмингема в эскорт входили крейсер Phoebe и вспомогательный крейсер Cathay . Они выполняли функции океанского эскорта вплоть до Фритауна . 15 февараля к конвою присоединились линкор Rodney в сопровождении эсминцев Eclipse и Electra .
17 февраля Родней и его эскорт оставили конвой, а им на замену прибыли линейный крейсер Renown и авианосец Ark Royal . 21 февраля присоединился линкор Malaya . 1 марта конвой прибыл во Фритаун. 6 марта Бирмингем вместе с крейсером Phoebe и вспомогательным крейсером Cathay вышли из Фритауна с секцией конвоя WS6 и 21 марта корабли прибыли в Кейптаун. Там Бирмингем остался для зсжиты торгового судоходства в Южной Африке, но уже в апреле крейсер вернулся в Скапа-Флоу.
6 мая крейсер вышел в качестве океанского эскорта 1-й минной эскадрой для минно-заградительной операции у Северного барража ( Operation SN9A ). 7 мая Бирмингем вместе с крейсерами Edinburgh , Manchester , эсминцем Somali и тремя другими эсминцами отделился для перехвата немецкого метеорологического судна Munchen. Целью операции был захват шифровальной машины Энигма , находящейся на борту корабля. В ходе операции Мюнхен был потоплен, а часть документов и саму машину англичанам удалось захватить до того, как немецкий корабль затонул.
19 мая вышел вместе с крейсером Manchester на патрульную линию Фарерские острова — Исландия . 23 мая соединился с крейсером Arethusa . 24 мая после потопления линейного крейсера Hood прикрывал возможные пути отступления немецкого линкора Bismarck к северо-востоку от Исландии.
Флагман Южноафриканской станции
4 июня крейсер снова передан южноафриканской станции в качестве флагмана, для защиты торгового судоходства. По пути он был выделен в качестве океанского эскорта очередного войскового конвоя из Клайда до Дурбана . 7 июня он вышел вместе со вспомогательным крейсером Dunottar Castle сопровождая конвой WS9A. 14 июня они благополучно прибыли во Фритаун. 20 июня они покинули его и направились в Кейптаун, прибыв туда 2 июля. 5 июля вместе с конвоем вышел в Дурбан, а 9 июля был заменен крейсером Hawkins. 12 июля вышел для действий по защите торгового судоходства и перехвата рейдеров. Всю оставшуюся часть года он провел в подобных операциях в южных морях.
В январе 1942 года вместе со вспомогательным крейсером Asturias находился у Фолклендских островов для предотвращения возможной атаки после вступления в войну Японии.
В феврале крейсер встал на ремонт на верфи Саймонстаун в Южной Африке. В ходе ремонта на корабле установили 20-мм зенитные автоматы, радар управлением огнем главного калибра Type 284, а РЛС надводного обнаружения Type 286M был заменен на улучшенную британскую разработку Type 291, использующую вращающуюся антенну вместо неподвижной.
Во время ремонта, в марте 1942 года был переведен в 4-ю крейсерскую эскадру Восточного флота. В мая, по завершении испытаний вместе с крейсером Newcastle был назначен на службу в Средиземное море и 25 мая через Суэц отправился в Александрию.
На Средиземном море
6 июня крейсер прибыл в Александрию и вступил в состав 15 крейсерской эскадры. Уже 11 июня крейсер участвовал в операции по доставке подкреплений на Мальту (
Operation Vigorous
). 15 июня крейсер пострадал от воздушных атак. От близких разрывов корпус получил существенный прогиб, вызвавший повреждение башенных установок. 16 июня корабли вернулись в Александрию, так как операция была отменена из-за угроз атаки итальянского флота, а также продолжающихся воздушных атак.
2 июля крейсер ушел в Kilindini Harbour ( Момбаса ), чтобы вернуться в состав Восточного флота.
В Индийском океане
18 июля вместе с линкором Warspite , и авианосцами Formidable и Illustrious вышел из Килиндини в море. Это было демонстрацией активизирующихся британских сил в регионе. 21 июля эти корабли отправились в Коломбо совместно с крейсером Mauritius , эсминцами Norman , Nizam , Inconstant и голландским Van Galen образовав Соединение «A». 25 июля корабли прибыли в Коломбо и были готовы к выходу для прикрытия 3-х пустых конвоев в Бенгальском заливе. Конвои должны были имитировать высадку на Андаманские острова ( Operation STAB ). Цель операции была отвлечение японских сил от Соломоновых островов, где в скором времени предстояла операция по высадке союзных войск на Гуадалканале. 2 августа операция была отменена, после объявления главного командования о том, что цели операции были выполнены. 11 августа крейсер вместе с минным заградителем Manxman вернулся в Килиндини.
5 сентября крейсер вместе с Восточным флотом в составе крейсера Gambia , авиатранспорта Albatross эсминцев Express , Fortune , Hostspur и Inconstant и голландского крейсера Van Heemskerk с 29-й пехотной бригадой (29th Infantry Brigade) на борту направился в Majunga для операции по захвату Мадагаскара ( Operation Stream ). 10 сентября крейсер прикрывал высадку в Маджунге. С 12 по 15 сентября поддерживал высадку в Antanarive, 18 сентября высадку в en:Tamatave .
В октябре— ноябре вернулся к защите торгового судоходства в Индийском океане. 24 ноября спасал людей с парохода Tilawa , потопленого японской подводной лодкой I-129 у Бомбея. После этого по февраля 1943 года продолжал патрулирование в Индийском океане, пока не был назначен на переход в Великобританию.
1 марта вышел в окранении конвоя WS26 из Дурбана, совместно с крейсером Ceres . Корабли направлялись в Аден . 8 марта от конвоя отделился Ceres , а 9 марта и Бирменгем был заменен крейсером Hawkins , после чего корабль направился в Девонпорт . По прибытии туда в апреле, крейсер встал на ремонт и модернизацию, с планируемым дальнейшим возвращением в состав Восточного флота. На крейсере установили РЛС управления зенитным огнем Type 285,РЛС воздушного обнаружения Type 281) и система определения «свой-чужой». Также радар Type 291 был заменен на 10см радар воздушного и поверхностного обнаружения Type 273. По окончании ремонта в сентябре, прошел испытания в Плимуте .
Повреждение торпедой
В октябре был определен на дипломатическую службу в составе флота Метрополии, по окончании которой, 18 ноября 1943 года через Средиземное море вновь отправился в состав Восточного флота. 27 ноября крейсер прибыл в Восточное Средиземноморье, а 28 ноября у берегов Киренаики , в точке 33°05′ с.ш. 21°43′ в.д. / 33.083333° с.ш. 21.716667° в.д. (G) (O) , получил торпеду с немецкой подводной лодки U-407 . В результате попадания погибло 29 человек, у крейсера были затоплены носовые погреба, корабль получил дифферент в 8 градусов, а его скорость упала до 20 узлов.
С декабря по апрель 1944 года крейсер проходил временный ремонт на верфи в Александрии для подготовки к предстоящему переходу в США.
Ремонт в США и последующая модернизация
В мае крейсер отправился в США, прибыв 9 июня на верфь Navy Yard в Норфолке , Вирджиния. Ремонт, в ходе которого провелись подготовительные работы по установке дополнительного радиолокационного оборудования, продолжался до октября.
В ноябре, после проведения испытаний крейсер совершил переход в Великобританию для окончательного ремонта, встав на него на верфи в Портсмуте . В ходе него был установлен радар управления зенитным огнем Type 282, а также сняты кормовая башня «X» и авиационное вооружение.
Снова в отечественных водах
14 января 1945 года крейсер вошел в состав 10-й эскадры крейсеров Home Fleet’а в Скапа-Флоу. В феврале и марте в составе флота выходил в море для нарушения судоходства у норвежского побережья.
3 апреля вышел с крейсером
Bellona
для прикрытия эскортных авианосцев
Queen
,
Searcher
и
Trumpeter
в подобной операции, которая была отменена из-за плохих погодных условий. Тем не менее крейсер продолжал патрулирование в пределах полярного круга до 12 апреля.
5 мая вместе с крейсером
Dido
, эсминцами Zealous , Zephyr и Zest отправился в Копенгаген , чтобы принять капитуляцию немецких кораблей ( Operation Cleaver ). 6 мая прибыл туда и принял капитуляцию немецких крейсеров Prinz Eugen и Nurnberg . 13 мая был заменен крейсером Devonshire и отправился в Скапа-Флоу.
26 мая погрузил в Розайте на брот войска и направился в Тронхейм, для оказания помощи пленения немецких войск, еще не капитулировавших в этом районе, куда и прибыл 28 мая.
До окнчания Второй мировой войны, в июне— августе 1945 года исполнял обязанности флагмана 10-й эскадры крейсеров, вплоть до самой капитуляции Японии.
«Бирмингем» |
---|
HMS Birmingham (C19) |
|
---|
Лёгкий крейсер «Бирмигем» 24 октября 1943 года
|
Основная информация
|
---|
Тип
|
Лёгкий крейсер
|
Государство флага
|
Великобритания
|
Принадлежность
|
Королевский флот
|
Верфь
|
Devonport Dockyard , Плимут
| Строительство начато | 18 июля 1935 года | Спущен на воду | 1 сентября 1936 года | Введён в эксплуатацию | 18 ноября 1937 года | Современный статус | Продан на слом в 1960 году |
Параметры
|
---|
Водоизмещение
|
Стандартное— 9100 тонн,
полное— 11 350 тонн
|
Длина
| 170,1/180,3 м |
Ширина
| 18,8 м |
Осадка
| 6,55 м |
Бронирование
|
пояс— 114мм;
траверзы— 63мм;
палуба— 32 (51 над погребами) мм;
погреба— 114…32мм;
башни— 102…51мм;
барбеты— 25 мм
|
Технические данные
|
---|
Силовая установка
|
4 ТЗА Parsons , 3 адмиралтейских котла
|
Мощность
|
75 000 л. с. (55,2 М Вт )
|
Винты
| 4 трёхлопастных винта |
Скорость
|
32 узла (59,26 км/ч )
|
Дальность плавания
|
7320 морских миль на скорости 13 узлов
|
Экипаж
| 748 человек |
Вооружение
|
---|
Артиллерийское вооружение
|
4 × 3— 152-мм/50,
4 × 2— 102-мм/45
|
Торпедно-минное вооружение
| 2 трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата |
Авиационная группа
|
1 катапульта, 2гидросамолёта Supermarine Walrus
|
|