HMS Southampton (Его величества корабль «Саутгемптон» )— британский лёгкий крейсер первой серии крейсеров типа Таун . Заказан 1 июня 1934 года вместе с однотипным Newcastle на верфи John Brown & Company , Клайдбэнке . Крейсер был пятым кораблём в Британском флоте, который стал носить это имя. Первым был корабль 4-го ранга, построенный в 1693 году. Сроительство началось 21 ноября 1934 года. Саутгемптон был спущен на воду 10 марта 1936 года. 6 марта 1937 года строительство было завершено и корабль ввели в строй 2-й крейсерской эскадры Home Fleet’а.
Девиз корабля звучал: «Pro justitia pro rege»— «За справедливость и короля!»
История службы
Вторая мировая война
С началом войны, 3 сентября 1939 года, крейсер вместе с систершипом Glasgow был выведен из состава 2-й крейсерской эскадры и передан силам Хамбера, для перехвата вражеских судов в Северном море. Уже 4 сентября он вышел в море, а 5 сентября совместно с эсминцами Jervis и Jersey , первыми перехватили немецкий пароход Johannes Molkenbuhr (5294 брт ) в точке 61.666667 , 3.85 61°40′ с.ш. 3°51′ в.д. / 61.666667° с.ш. 3.85° в.д. (G) (O) . После высадки экипажа парохода на Jervis , Jersey затопил вражеское судно.
22 сентября вместе с крейсерами 2-й эскадры планировал выйти в Скаггерак, но операцию отменили во время выдвижения.
25 сентября совместно с крейсерами Sheffield , Glasgow и Aurora и 6-й флотилией эсминцев прикрывали переход поврежденной подводной лодки Spearfish от Horns Reef до Розайта . Эту операцию прикрывали также самолеты RAF, тем не менее, 26 сентября крейсер впервые оказался под воздушной атакой.
8 октября совместно с линейными крейсерами Hood и Repulse , крейсерами Aurora , Glasgow и Sheffield , а также эсминцами, крейсер выходил в Северное море на поиски немецких линкора Gneisenau и крейсера Koln .
16 октября в районе устья Форт поврежден вражеской авиацией. 500 килограммовая бомба сброшенная Ju-88 из I./ KG30 с высоты в 150 метров попал в угол обоймы зенитной установки Пом-Пом и рикошетом прошла через 3 палубы, взорвавшись в воде. Бомба причинила лишь мелкие повреждения корпуса и временно вывела из строя некоторые электрические системы, устранение которых заняло 3 дня. Тем не менее корабль смог продолжить патрулирование юго-восточнее Норвегии.
10 ноября в составе ударного соединения из крейсеров Belfast , Glasgow и Aurora снова вышел на патрулирование в Северное море.
21 ноября снова вышел из Розайта вместе с крейсером Belfast , но корабли были вынуждены вернуться, после того, как последний получил тяжелые повреждения после подрыва на мине.
23 ноября вышел из Розайта вместе с крейсерами Edinburgh и Aurora, эсминцами Afridi, Gurkha, Bedouin, Kingston и Isis на линию между Оркнейскими и Шетландскими островами. Крейсера должны были перекрыть возможный путь немецким линкорам Scharnhorst и Gneisenau после того, как они потопили британский вспомогательный крейсер Rawalpindi . Слабость отряда была вызвана тем, что британское Адмиралтейство считало, что ведет охоту на карманный линкор Deutschland . Операция закончилась безрезультатно.
24 декабря крейсер встал на ремонт на верфи Тайна, который продолжался до 23 января. В ходе ремонта на крейсер установили радар воздушного обнаружения Type 279.
В феврале— марте 1940 года, крейсер совместно с кораблями 10-й крейсерской эскадры выполнял патрульные плавания в Северном море и у Северо-Западных подходов.
Норвежская операция
7 апреля отплыл, прикрывая конвой ON25, в Норвегию вместе с крейсером Manchester и эсминцами Eclipse , Grenade , Janus и Javelin , отделился от конвоя и встретился со вспомогательным минзагом Teviot Bank , в сопровождении эсминцев Ilex , Inglefield , Isis и Imogen , которые совершали переход для постановки минного заграждения у Bud, но позже операция ( Operation R4 ) была отменена и корабли 9 апреля присоединились к Home Fleet’у. В тот же день крейсер вместе с систершипами Manchester , Glasgow и Sheffield и 7 эсминцами был выделен в отряд для атаки судов в Бергене , однако операция была отменена Адмиралтейством во время перехода, а на обратном пути корабли подверглись воздушным атакам, в ходе которых Саутгемптон получил незначительные повреждения осколками— на короткое время был выведен из строя директор управления огнем главного калибра. После этого корабли вернулись на заправку в Скапа-Флоу.
12 апреля принял на борт половину батальона шотландских гвардейцев, а также генерала Mackesy— командующего операцией в Норвегии, и вышел в 13-00 из Скапа-Флоу. Пунктом назначения первоначально был Vestfjord. Крейсер сопровождали эсминцы Electra и Escapade. На переходе у Нарвика крейсер был атакован немецкой подводной лодкой U-38 , но торпеды не взорвались из-за дефекта. По прибытию в 6-00 14 апреля в Ваагс-фьорд, в Харстад , было принято решение высадить войска в Sjovegan, в 35 милях северо-восточнее Нарвика. 15 апреля вместе с силами, собранными у Нарвика, выполнял поддержку сил на берегу, а также прикрытие судов от воздушных атак. 19 апреля вернулся в Скапа-Флоу.
29 апреля выделен для эвакуации десантных сил из Andalsnes и Молде . 30 апреля прикрывал эвакуацию из Andalsnes, выполняемую эсминцами Somali , Mashona , Sikh , Walker и Westcott . 1 мая выполнял зенитное прикрытие эвакуации, сопровождая эсминцы Sikh и Wanderer , которые забирали 300 человек из Alfarnes в 6 милях севернее Andalsnes’а. 2 мая крейсер вернулся в Скапа-Флоу.
В течение 25—26 мая крейсер, действуя у Харстада, получил осколочные повреждения от целого ряда разрывов 50- и 100-килограммовых бомб, взорвавшихся у борта. Командир корабля был ранен, а сам крейсер нуждался в 10-дневном ремонте. 27 мая крейсер выполнял огневую поддержку польских войск на полуострове Arkanes, являющейся частью операции по захвату Нарвика. 28 мая крейсер подвергался воздушным атакам, в ходе очередной 29 мая снова легко поврежден, повреждения устранены командой.
С 7 июня флагман командующего эвакуацией из Нарвика, адмирала Корка. Принял на борт генерала Окинлека и французского генерала Bathouart и вступил в охранение войскового конвоя (2-я группа) из эсминцев Havelock , Fame , Firedrake , Beagle и Delight . 10 июня отделился от конвоя и вернулся в Скапа-Флоу вместе с крейсером Coventry .
6 июля с крейсером Coventry эскортировал поврежденную подводную лодку Shark . Во время перехода корабли подверглись воздушным атакам.
16 июля вышел с крейсерами Glasgow , Shropshire и Suffolk в Северное море, по донесениям о немецких кораблях. После столкновения в тумане крейсера Glasgow с эсминцем Imogen корабли вернулись в Скапа-Флоу.
31 июля вместе с крейсерами Birmingham и Manchester переведен в устье Темзы для патрулей против ожидавшегося немецкого вторжения, оставаясь на этой службе весь август и сентябрь. Только 16 октября крейсер вернулся в Скапа-Флоу. К этому моменту он был определен для проведения операции по доставке подкреплений на Мальту ( Operation Collar ).
На Средиземном море
15 ноября вместе с крейсером Manchester вышли из Скапа-Флоу, сопровождая пароход New Zealand Star . В море они встретились с судами Franconia , Clan Forbes и Clan Fraser . Конвой также сопровождали эсминцы Jaguar и Kelvin . Manchester и Franconia вскоре отделились и самостоятельно пошли в Гибралтар. 21 ноября конвой встретил крейсер Sheffield и также сопровождал его к до входа в Средиземное море.
Пройдя Гибралтарский пролив, корабли начали операцию Collar. Два грузовых судна Clan Forbes и Clan Fraser следовали на Мальту и одно New Zealand Star в бухту Суда, одновременно перебрасывались подкрепления для Средиземноморского флота . Суда сопровождали эсминцы: Duncan , Hotspur , Velox , Vidette , Wrestler и корветы : Gloxinia , Hyacinth , Peony , Salvia . Из эсминцев только Velox и Wrestler прикрывали суда в Сицилийских проливах. Конвой прошёл через Гибралтарский пролив 25 ноября . Одновременно, Саутгемптон и Manchester образовав Соединение «F» грузили на борт войска для Мальты, которые были доставлены в Гибралтар транспортом Franconia .
В качестве прикрытия конвой сопровождало Соединение «H» в составе линейного крейсера Renown , авианосца Ark Royal , крейсеров Despatch и Sheffield и 8 эсминцев: Encounter , Faulknor , Firedrake , Forester , Fury , Jaguar , Kelvin , Wishart . Соединение D из состава Средиземноморского флота: линкор Ramillies , крейсера: Berwick , Coventry и Newcastle (последний с Мальты) под прикрытием эсминцев Defender , Diamond , Gallant , Greyhound и Hereward , также составили дополнительный эскорт в районе Сицилийских проливов. Соединение C в составе авианосца Eagle , линкоров Malaya и Barham осуществляло дальнее прикрытие.
Курс конвоя был проложен как можно ближе к берегу Алжира , считавшегося нейтральным, как можно дальше от Сицилийских авиабаз . Вмешательство Итальянского Флота вызывало изменения в планах операции, и в конечном счете утром 27 ноября произошло сражение, известное как Бой у мыса Спартивенто . Конвой с небольшим охранением продолжал движение, пока обе эскадры, объединившись, преследовали итальянский Флот, который скрылся пользуясь преимуществом в скорости. 28 ноября крейсер успешно высыдил войска, находящиеся на борту на Мальте и присоединился к составу эскорта конвоя пустых судов с Мальты ME-4. Вмести с этим конвоем часть пути прошел и New Zealand Star . 30 ноября Саутгемптон прибыл в Александрию и вошел в состав 7-й эскадры крейсеров.
Действия в Индийском океане
2 декабря крейсер вышел из Александрии и направил в Дурбан . Он был выбран в качестве защитника судоходства в Индийском океане. 3 декабря он уже вышел в Красное море , но на переходе был отвлечен поддержкой военных операций в итальянском Сомали. 10 декабря он обстреливал итальянские суда, находящиеся в Кисмайо . После этого продолжил путь в Дурбан.
16 декабря в Дурбане присоединился к крейсерам Devonshire и Shropshire в качестве эскорта войскового конвоя WS4B, следующего в Суэц.
18 декабря от конвоя отделился Devonshire , а 26 декабря и Shropshire . Эти крейсера были заменены крейсером Carlisle и эсминцами Kandahar и Kimberley , которые присоединились к конвою в Красном море. 28 декабря и Саутгемптон был отозван и направился в Суэц. Он должен был вернуться на Средиземное море и заменить в составе Средиземноморского флота однотипный крейсер Glasgow , поврежденный в начале месяца итальянскими торпедоносцами.
Возвращение на Средиземное море
5 января 1941 года крейсер, совместно с крейсером Gloucester и эсминцами Ilex и Janus в составе Соединения B вышли из Александрию в бухту Суда. Крейсер участвова с широкомасштабной операции MC.4, по доставке подкреплений и грузов на Мальту. На следующий день, 6 января, крейсера Соединения B посадили на борт армейские части и персонал RAF и направились на Мальту, попутно эскортирую конвой в Пирей . 7 января они оставили конвой и направились на остров, где и высадили благополучно войска 8 января.
9 января корабли, в районе Сицилийских проливов встретили Соединение D из крейсера Bonaventure и эсминцев Jaguar , Hasty , Hereward , Hero , которые сопровождали другой Мальтийский конвой из Гибралтара ( Операция Excess ), а также составляли подкрепление для Средиземноморского флота.
Ранним утром 10 января состоялся бой крейсера Bonaventure и эсминца Jaguar с двумя итальянскими миноносцами: Circe и Vega , в ходе которого Vega был поврежден артиллерийским огнем крейсера Bonaventure и позже был потоплен торпедой эсминца Hereward .
Сразу после этого эсминец Gallant подорвался на мине, потеряв нос и понеся серьёзные потери в экипаже. Его взял на буксир эсминец Mohawk и повел на Мальту. Оба эсминца входили в состав сил Средиземноморского флота, выполняющего действия по дальнему прикрытия конвоя во время его перехода по восточному Средиземноморью. Оба эсминца стали прикрывать крейсер Bonaventure и эсминец Griffin . Во время дальнейшего перехода эти корабли подверглись воздушной атаке.
11 января Саутгемптон вместе с крейсером Gloucester и эсминцем Diamond отделились от состава сил прикрытия конвоя, чтобы усилить эскорт Gallant ’а. После успешного сопровождения поврежденного эсминца на остров, этим трем кораблям было приказано войти в состав сил прикрывающих исходящий с Мальты конвой ME 6, однако во время перехода на соединение с конвоем, отряд юго-восточнее Мальты был атакован немецкими пикирующими бомбардировщиками Ju-87 , шесть из которых атаковали Саутгемптон, добившись в него двух попаданий. Саутгемптон получил тяжелые повреждения, потерял 80 убитыми и 87 раненными, на нем бушевали пожары. Эсминец Diamond оказывал помощь, но было принять решение затопить крейсер, который торпедами добили крейсера Gloucester и Orion .
«Саутгемтон» |
---|
HMS Southampton (C83) |
---|
|
---|
Лёгкий крейсер «Саутгемптон» в норвежских фьордах
|
---|
Служба: | Великобритания |
---|
Класс и тип судна | Лёгкий крейсер |
---|
Организация | Королевский флот |
---|
Изготовитель | John Brown & Company , Клайдбэнк |
---|
Строительство начато | 21 ноября 1934 года |
---|
Спущен на воду | 10 марта 1936 года |
---|
Введен в эксплуатацию | 6 марта 1937 года |
---|
Выведен из состава флота | 11 января 1941 года |
---|
Статус | Потоплен |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | Стандартное— 9100 т , полное— 11 350 т |
---|
Длина | 170,1/180,3 м |
---|
Ширина | 18,8 м |
---|
Осадка | 6,2 м |
---|
Бронирование | Пояс— 114мм; траверзы— 63мм; палуба— 32мм; погреба— 114…32мм; башни— 25мм; барбеты— 25 мм |
---|
Двигатели | 4 ТЗА Parsons |
---|
Мощность | 75 000 л. с. (55,2 М Вт ) |
---|
Скорость хода | 32 узла (59,26 км/ч ) |
---|
Дальность плавания | 7700 морских миль на скорости 13 узлов |
---|
Экипаж | 748 человек |
---|
Вооружение |
---|
Артиллерия | 4 × 3— 152-мм/50, 4 × 2— 102-мм/45 |
---|
Зенитная артиллерия | 2 × 4— 40-мм/40, 3 × 4— 12,7-мм пулемёта |
---|
Минно-торпедное вооружение | 2 трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата |
---|
Авиационная группа | 1 катапульта, 2гидросамолёта |
---|
|
|