«Хивинец» — канонерская лодка Балтийского флота .
Проектирование и постройка
Мореходная канонерская лодка «Хивинец» заказана в рамках судостроительной программы на 1904 - 1914 годы , хотя постройка предполагалась программой 1898 года «для нужд Дальнего Востока». Специально спроектирована для стационарной службы в водах Средиземного моря и Персидского залива . За основу был взят проект канонерской лодки Американского флота «Хелена» («Helena»), построенной в 1896 году .
Зачислена в списки судов Балтийского флота 24 сентября 1903 года , заложена 10 сентября 1904 года на эллинге Нового адмиралтейства в Санкт-Петербурге в присутствии Великого Князя Алексея Александровича одновременно с минным транспортом «Волга» , спущена на воду 11 мая 1905 года , вступила в строй в июле 1907 года . Первый в отечественном флоте боевой корабль с системой охлаждения внутренних помещений.
Заграничные плавания
После вступления в строй канлодка была отправлена на остров Крит в качестве судна-стационера . 23 сентября 1906 года она вышла из Кронштадта и 8 ноября прибыла в бухту Суда . В феврале 1907 года экипаж канонерской лодки оказывал помощь пассажирам терпящего бедствие у острова Элафонисси австрийского парохода «Кайзерин».
В июне 1912 года была сменена канонерской лодкой «Донец» и ушла на ремонт в Севастополь , получив разрешение турецкого правительства на проход Проливов . В Севастополе канлодка прошла капитальный ремонт корпуса и механизмов с заменой трубок в котлах и установкой кормовой мачты.
Ремонт закончился 17 октября 1912 года , после чего корабль возвратился в Суду . 27 января 1913 года лодка вышла из Греции и 25 апреля 1913 года прибыла в Кронштадт, где была зачислена в состав учебного отряда Морского корпуса .
Первая мировая война
В начале Первой мировой война «Хивинец» вошел в состав отряда обороны Або-Оланской шхерной позиции. В 1915 - 1916 годах канлодка прошла ремонт и была перевооружена: на неё установили два 120-мм орудия, снятых с потопленной канонерской лодки «Кореец II» и зенитные орудия. После ремонта «Хивинец» вновь вошёл в состав Шхерного отряда. Затем он был переведён в Рижский залив .
30 сентября 1917 года «Храбрый» и «Хивинец», стоявшие в Аренсбурге, получили приказ перейти на Кассарский плес, где находились суда немцев. 2 октября , после начала немецкой операции «Альбион» , «Хивинец» совместно с канонерской лодкой «Храбрый» и эскадренными миноносцами, участвовал в бою с немецкими эсминцами и заставил их отойти. На «Хивинце» перед самым началом немецкой операции не было ни командира, ни старшего офицера, и в командование канлодкой вступил совсем молодой лейтенант Афанасьев . Приняв участие в еще нескольких скоротечных столкновениях, канонерская лодка покинула Рижский залив вместе с другими русскими кораблями.
26 октября 1917 года канлодка вошла в состав Красного Балтийского флота и с апреля 1918 года числилась в Отряде охраны восточной и средней части Невы , где занимала позицию у моста через реку . В 1919 году «Хивинец» был разоружен и сдан в Кронштадтский военный порт на хранение.
В 1922 году восстановлена на Невском заводе и зачислена в учебный отряд Морских сил Балтийского моря. С июня 1928 года использовалась как самоходная база кораблей Балтийского флота . В июне 1944 года исключена из списков флота и в 1948 году сдана на слом.
«Хивинец» с 31 декабря 1922 года — «Красная Звезда» |
---|
|
---|
|
---|
Служба: | Россия СССР |
---|
Класс и тип судна | Канонерская лодка |
---|
Порт приписки | Санкт-Петербург |
---|
Изготовитель | Новое Адмиралтейство |
---|
Строительство начато | 10 сентября 1904 года |
---|
Спущен на воду | 11 мая 1905 года |
---|
Введен в эксплуатацию | Июль 1907 года |
---|
Статус | Разобрана |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | 1360 тонн |
---|
Длина | 69,8 м |
---|
Ширина | 11,3 м |
---|
Осадка | 3,3 м |
---|
Бронирование | Боевая рубка от 12 до 18 мм |
---|
Двигатели | Две вертикальные паровые машины тройного расширения, 8 котлов Бельвиля |
---|
Мощность | 1400 л. с. (1 М Вт ) |
---|
Движитель | 2 |
---|
Скорость хода | 14,2 узла (26,3 км/ч ) |
---|
Дальность плавания | 1450 или 2070 морских миль (14- или 9-узловым ходом соответственно) |
---|
Экипаж | 13 офицеров и 154 матроса С 1915: 11 офицеров 145 матросов |
---|
Вооружение |
---|
Артиллерия | 2 × 120/45, 8 × 75/50мм, 4 × 7,62-мм пулемёта С 1916: 4 × 120/45мм орудия, 2 × 47-мм зенитные, 4 × 7,62-мм пулемёта |
---|
|
|