«Плутон» ( фр. Le Pluton )— крейсер — минный заградитель французского флота времён Второй мировой войны . Стал первым французским военным кораблём, погибшим в ходе этой войны.
История создания
К проектированию крейсера— минного заградителя во Франции приступили в 1922 году . Проект создавался с оглядкой на британский крейсер— минный заградитель «Эдвенчер» и с учётом того обстоятельства, что к этому моменту французский флот вообще не имел специализированных кораблей такого класса. Проект первоначально именовался быстроходным минным заградителем. Ставилась задача создания корабля способного нести 250 мин и доставлять их со скоростью 30 узлов, что позволило бы совершать активные минные постановки у вражеских берегов.
Постройка корабля была заложена в судостроительную программу 1925 года , одобренную Национальным собранием 13 июля 1925 года. Заказ на строительство был выдан арсеналу Лорьяна 26 августа 1926 года . Стоимость постройки составила 102 671 658 франков .
Конструкция
Служба
«Плутон» был передан флоту 13 мая 1930 года , но его официальные испытания начались лишь 10 марта 1931 года . К службе корабль приступил 15 ноября 1931 года , но формально зачислен в состав флота 25 января 1932 года . В ходе службы крейсер никогда не использовался как минный заградитель. Машины «Плутона» сразу продемонстрировали ненадёжную работу, поэтому уже в 1932 году было предложено переоборудовать его в учебный корабль .
С 24 октября 1932 года по 27 апреля 1933 года «Плутон» прошёл переоборудование в арсенале Тулона в учебно-артиллерийский корабль. После этого он был включён в состав Учебной дивизии флота. базировавшейся на Тулон. Летом 1936 года крейсер совершил поход к Балеарским островам . После расформирования Учебной дивизии «Плутон» был 1 октября 1938 года включён в состав артиллерийского дивизиона Учебной эскадры. В мае 1939 года его перевели на Атлантический флот, где он первоначально числился в составе 7-й дивизии крейсеров вместе с крейсером «Жанна д’Арк» , но в августе 1939 года оба корабля перевели в 5-ю дивизию крейсеров. Предполагалось, что с 1 июня 1940 года «Плутон» окончательно станет учебным кораблём. При этом намечалось переименовать его в «Ля Тур д’Овернь» ( фр. La Tour d’Auvergne ) .
2 сентября 1939 года «Плутон» вышел из Тулона в Касабланку имея 125 мин на борту. Задачей крейсера была постановка оборонительных минных заграждений на подходах к этому порту . В Касабланку «Плутон» прибыл 5 сентября 1939 года . Утром 13 сентября 1939 года , при снаряжении мин, на борту корабля, ближе к его кормовой части, произошёл взрыв . Возникший в результате этого пожар привёл к новым взрывам мин и боезапаса кормовых 138-мм орудий. Крейсер сел на дно гавани, но палуба полубака осталась над водой и там пожар продолжался ещё 18 часов. В итоге, корабль получил тяжёлые повреждения в кормовой части корпуса. Потери экипажа составили 186 человек убитыми, включая командира крейсера, а также 73 ранеными. На берегу были убиты 21 человек, ещё 26 получили ранения. От взрывов пострадали также два стоявших рядом тральщика .
Таким образом, «Плутон» стал первым французским кораблём, погибшим во Второй мировой войне. Официально его исключили из состава флота 23 июня 1940 года . Крейсер разобрали на месте в 1952 году .
Оценка проекта
Крейсер-минный заградитель «Плутон» не прошёл проверку реальными боевыми действиями, погибнув в самом начале войны без воздействия неприятеля. Однако оценивая саму концепцию крейсер-минного заградителя, следует признать, что она на практике оказалась неудачной. Сама идея корабля с умеренной скоростью, предназначенного для активных минных постановок не выдержала проверки временем. Мины у вражеских берегов куда более эффективно ставили обычные крейсера и эсминцы, обладавшие высокой скоростью, причём из скромная минная вместимость не считалась недостатком. Таким образом, «Плутон» вряд ли мог быть использован по своему прямому назначению, а для оборонительных минных постановок годились и куда менее дорогие корабли. В итоге, «Плутон» оказывался бесполезным, в целом, кораблём, так как его скромная скорость и слабое вооружение не оставляло много вариантов для эффективного применения в бою. С учётом ненадёжной силовой установки, неудивительно, что большую часть своей карьеры «Плутон» провёл в роли учебного корабля и был умеренно полезен в этой роли
Крейсер - минный заградитель «Плутон» |
---|
Le Pluton croiseur mouilleur de mines |
---|
|
---|
Крейсер— минный заградитель «Плутон»
|
---|
Служба: | Франция |
---|
Класс и тип судна | Крейсер— минный заградитель |
---|
Изготовитель | Arsenal de Lorient |
---|
Строительство начато | 16 апреля 1928г. |
---|
Спущен на воду | 10 апреля 1929г. |
---|
Введен в эксплуатацию | 1 октября 1931г. |
---|
Статус | Погиб 18 сентября 1939г. |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | стандартное 4773 т , полное 6500 т |
---|
Длина | 144/152,5 м |
---|
Ширина | 15,55 м |
---|
Осадка | 6,7 м |
---|
Бронирование | отсутствовало |
---|
Двигатели | 4 ТЗА Breguet |
---|
Мощность | 57 000 л. с. (41,9 М Вт ) |
---|
Скорость хода | 30 узлов (55,56 км/ч ) |
---|
Дальность плавания | 4510 миль на 14 узлах |
---|
Экипаж | 424 человека |
---|
Вооружение |
---|
Артиллерия | 4 × 1— 138-мм/40 |
---|
Зенитная артиллерия | 4 × 1— 75-мм/50 2 × 1— 37-мм/50 6 × 2— 13,2-мм пулемёта |
---|
Минно-торпедное вооружение | 290 мин |
---|
|
|