«Престиж» ( англ. «Prestige» )— однокорпусный танкер , плававший под багамским флагом. Известен тем, что в результате его аварии произошла крупнейшая морская экологическая катастрофа у берегов Европы.
Судно
Судно было построено в качестве однокорпусного танкера для перевозки сырой нефти (класс Crude oil tanker) на верфи корпорации Hitachi, заводской номер №4437. Спущено со стапелей 1 декабря 1975 под именем « MV Gladys » и 1 марта 1976 сдано в эксплуатацию.
За свою историю судно сменило трех владельцев. Судно также сменило несколько менеджеров-операторов. Среди последних указывается «Laurel Sea Transport Ltd.» , однако чаще последним указывается «Universe Maritime Ltd» (оба Греция ).
В 2002 году команда корабля из 27 человек состояла в основном из филиппинцев и румын, капитан и ст.механик— граждане Греции.
Фрахт
Компания «Crown Resources AG», которой принадлежал мазут и которая через брокеров зафрахтовала старый танкер «Престиж», за несколько лет до этого называлась «Crown Trade and Finance Inc.» и была основана в офшоре на Британских Виргинских островах , затем компания переместилась в Гибралтар в качестве «Crown Trade and Finance Ltd.», а в конце июня 2000 поменяла прописку на г. Цуг в Швейцарии , изменив название на Crown Resourses AG .
До катастрофы танкера «Престиж» «Crown Resources» упоминалась, не менее чем в двух скандальных судебных процессах, состоявшихся в Нью-Йорке и Лондоне, связанных с нефтью и финансами.
В лондонском суде «Crown Resources» была представлена как «сестринская» компания « Альфа Эко » из структуры « Альфа-групп », международный отдел которой занимается торговлей вне России. Как следовало из документов значительная часть бизнеса «Crown Resources AG», основывалась на поставках российской нефти и нефтепродуктов в Западную Европу , что приносило компании 80—90млн долларов в месяц. Саму же нефть покупали у « Тюменской нефтяной компании » (ТНК).
Танкер «Престиж» был зафрахтован компанией « Альфа-групп » и в течение 4 месяцев стоял на рейде Санкт-Петербурга (юго-восточнее Кронштадта, между Ломоносовым и Петродворцом , в 4 морских милях от Константиновского дворца , и был использован в качестве накопителя нефтепродуктов ( бункеровщика ). В период нахождения на внешнем рейде танкер не был проинспектирован группой Парижского меморандума по контролю судов государством порта . Как позже заявил Генеральной прокуратуре РФ капитан порта Санкт-Петербург
…находясь на внешнем рейде, судно было труднодоступно для посещения .
30 октября 2002 года он отплыл с внешнего рейда порта Санкт-Петербург в направлении Вентспилс - Гибралтар - Сингапур . В его трюмах находилось около 77.000 тонн высокосернистого мазута российского происхождения. По данным разных источников танкер дозаправлялся российским мазутом в порту Вентспилс .
Катастрофа
Проходя Бискайский залив 13 ноября 2002, судно попало в сильный шторм возле берегов Галисии , в результате чего в корпусе образовалась трещина длиной 35 метров, после чего танкер начал давать утечку около 1000 тонн мазута в сутки. Испанские береговые власти отказали судну зайти в ближайшие к месту аварии порты. Была предпринята попытка отбуксировать судно в ближайшие порты Португалии, однако Португалия запретила вход аварийного танкера в свои воды. Аварийное судно было отбуксировано в море.
19 ноября 2002 года корабль раскололся на две части и затонул в 210км от берегов Галисии . Останки корабля легли на грунт на глубине ок. 3700м. В результате в море вылилось более 20 миллионов галлонов нефти . Нефтяное пятно растянулось на тысячи километров возле береговой линии, тем самым нанеся огромный урон всей морской и береговой фауне, а также местной рыбной промышленности. Разлив нефти стал самым масштабным экологическим бедствием за всю историю Испании и Западной Европы. Последствия катастрофы считаются более тяжелыми, нежели в аналогичной катастрофе танкера Эксон Валдез .
Последствия
В результате катастрофы пораженными оказались тысячи километров атлантического побережья Европы, над ликвидацей последствий аварии работали 300.000 добровольцев со всей Европы. Общий ущерб от катастрофы оценивается в € 4млрд.
Хайме Доресте (Jaime Doreste), адвокат испанской неправительственной организации «Экологи в действии» заявил, что все последствия для здоровья и окружающей среды от нефтяного пятна не были обнародованы. В исследовании, опубликованном испанскими экологами в 2010 году, сообщается, что у испанских рыбаков, принимавших участие в очистке побережья, наблюдаются генетические нарушения и заболевания легких
Суд
Расследование катастрофы длилось 8 лет, еще два года ушло на подготовку самого судебного процесса. Суд по делу о катастрофе судна начался в испанском городе Ла-Корунья 16 октября 2012 . Истцами являются 1500 физических и юридических лиц. Процесс состоит из рассмотрения 55 отдельных дел. Сумма требуемой компенсации со стороны испанских рыбаков равна $2,2млрд. В качестве обвиняемый перед судом предстали: капитан судна Апостолос Мангорас (Apostolos Mangouras), старпом Иринео Малото (Irineo Maloto) и инженер Николас Аргиропулос (Nikolaos Argyropoulos), а также бывший начальник торгового порта Ла-Коруньи Хосе Луис Лопес-Сорс (Jose Luis Lopez-Sors), приказавший судну покинуть испанский порт. Прокуратура Испании требует для обвиняемого ныне 78-летнего бывшего капитана судна Апостолоса Мангораса наказания в виде 12 лет лишения свободы.
Нейтральные наблюдатели отмечают, что к суду не привлечены ни владельцы корабля, ни фирма-оператор, ни также никто из членов тогдашнего правительства Испании
Допрос обвиняемых должен начаться 13 ноября 2012. В процессе рассмотрения дела, который должен продлиться до мая 2013, будут опрошены 133 свидетеля и эксперта. Вынесение приговора запланировано на сентябрь 2013.
«Престиж» (до 1989 «Gladys») |
«Prestige» |
|
|
Флаг |
Багамские острова (с 1994) |
Класс и тип судна |
Танкер |
Порт приписки |
Нассау |
Номер ИМО |
7372141 |
Позывной |
7603948 |
Организация |
Mare Shipping Inc. с 1989 ( Либерия ) |
Оператор |
Universe Maritime Ltd ( Греция ) |
Изготовитель |
Hitachi Zosen Corp. (Япония) |
Спущен на воду |
1975 |
Введен в эксплуатацию |
1976 |
Выведен из состава флота |
2002 |
Статус |
Затонул |
Основные характеристики |
Водоизмещение |
42,820 тонн |
Длина |
243 метра |
Ширина |
34,4 метра |
Двигатели |
18 цил.дизельный двигатель |
Мощность |
20.000 л.с. |
Скорость хода |
15,4 уз. (28,5 км/ч ) |
Экипаж |
27 человек |
|
|