Теплоход речной пассажирский тип «Родина» (проект 588) (обозначение производителя BiFa Typ A )— трёхпалубный пассажирский (грузопассажирский) теплоход дальнего плавания.
Предназначен для работы на речных скорых пассажирских линиях и совершения туристических круизов . Самая многочисленная и успешная из массовых серий речных пассажирских судов в СССР . Большая часть судов эксплуатируется в настоящее время.
Проекту 588 практически идентичен проект 26-37 «Октябрьская Революция» , суда по которому строились в ЧССР .
Разработка
Проект под №588 был разработан в начале 1950-х гг. ЦТКБ и заводом в ГДР [ . Проект предложил новое архитектурное решение речного пассажирского судна (первые трёхпалубные суда), отличался рациональностью планировки пассажирских помещений и высокой для того времени комфортабельностью. Внешний облик судна и планировка помещений разработаны под руководством главного архитектора Минречфлота, академика Добина Л. В.
В архитектуре судов данного проекта впервые были применены динамичные формы надводной части судов, мода на которые пришла в конце 1950-х— начале 1960-х гг. вследствие стремительного развития авиа- и автостроения. При создании судна инженер-кораблестроитель Лев Добин применил т.н. плавную аэродинамическую кривую, вписывая в ее контур все надпалубные конструкции. Поэтому внешний облик судов этого проекта напоминает о родстве с т.н. «авиационным дизайном», характерным и для автомобилей 1950-х гг. и точно передаёт эстетику эпохи.
Строительство
Теплоходы строились в Германской Демократической Республике , в г. Висмаре, на судоверфи VEB Mathias-Thesen-Werft Wismar , носившей имя расстрелянного в концлагере немецкого коммуниста Матиаса Тезена ( de:Mathias Thesen ). Всего за период 1954—1961гг. было построено 49 теплоходов.
Обозначение верфи: BiFa Typ A, Binnenfahrgastschiff — речной пассажирский теплоход типа A. Первый теплоход проекта был спущен на воду в 1953 году и передан советской стороне 30 марта 1954 года.
Теплоходы были построены в 2-х сериях:
- Серия I тип «В. Чкалов» (1954—1956), 11 судов
- Серия II тип «Космонавт Гагарин» (1957—1961), 38 судов
Теплоходы разных серий отличаются формой кормы , элементами надстройки, расположением некоторых трапов и планировкой помещений. Суда первой серии имеют роскошную деревянную отделку. На судах серии II уменьшено количество шлюпок (4 вместо 6); также они отличаются водоизмещением , некоторой изменением планировки помещений и трапов и незначительно уменьшенной пассажировместимостью из-за повышения комфортабельности кают.
Описание и характеристики
Грузопассажирские суда данного проекта могли брать на борт около 350 человек и более 100 тонн груза. В неспальных рейсах допускалась перевозка до 1000 пассажиров. В каждом трюме был установлен грузовой лифт. Энергетическая установка мощностью 1200 л. с. с тремя гребными валами обеспечивала скорость движения около 25 км/час. Суда оборудовались носовым подруливающим устройством, что создавало значительные удобства судоводителям. При проходе под низкими мостами основная мачта - флагшток опускается. У причалов допускалась параллельная швартовка до 3 судов.
Судно имеет 3 палубные и 1 трюмный уровни, на всех из которых которых пассажиры размещаются в одно-, двух- и четырехместных каютах , в том числе, в каютах, имеющих умывальники и каютах «полулюкс» и «люкс», оборудованных индивидуальными санузлами. На всех уровнях выше трюмного прогулочные палубы открытые.
На трюмном уровне находятся четырёхместные двухъярусные каюты, кухня, служебные помещения и машинное отделение. На главной (нижней) палубе расположены двухъярусные двух- и четырёхместные каюты, бытовые и служебные комнаты, бакалейный буфет и сувенирный киоск , место для регистрации пассажиров, ресторан на 100 мест в корме. Средняя палуба— самая большая пассажирская палуба теплохода; здесь находятся все одноярусные двухместные каюты улучшенной категории, двухъярусные двух- и четырёхместные каюты, читательный салон на носу, танцевальный салон с баром на 20 мест в корме. На шлюпочной (верхней) палубе находятся каюты «полулюкс» и «люкс», ресторан на 70 мест на носу, кинозал и спасательные шлюпки на корме. Над шлюпочной палубой возвышается надстройка с рулевой рубкой и капитанским мостиком.
Теплоходы проекта 588 предназначались для плавания в водных бассейнах разряда «О» по классификации Российского Речного Регистра при силе ветра до 6 баллов и высоте волны до 2,5 метров. Таким образом, хорошие судоходные качества позволяют речному судну ходить по водохранилищам и крупным озёрам (бассейны рек Волга / Дон , Енисей , Обь , Амур ит.д.). В режиме река-море допускается каботажное плавание в морских прибрежных районах ( Финский залив Балтийского моря на линии Санкт-Петербург — Выборг ; Енисейский залив Карского моря до острова Диксон при погоде, удовлетворяющей ограничениям по ветру и волнам; Таганрогский залив Азовского моря до порта Таганрог ит.д.).
Эксплуатация
34 из 49 судов проекта предназначались для эксплуатации на Волге и в начале 60-х гг. составили основу волжского пассажирского флота. Также теплоходы проекта эксплуатировались на Каме , Дону , Неве и других реках и озерах Волго-Балтийского водного пути , Енисее и др., как на транспортных, так и на туристических линиях.
В настоящее время большая часть судов продолжает использоваться . Некоторые теплоходы затонули или выведены из эксплуатации, часть из них списана, несколько судов разделаны на металлолом.
Некоторые из теплоходов были переименованы (например, «К. Э. Циолковский» в теплоход «Анатолий Папанов», «Л. Доватор» в теплоход « Арабелла » и др.).
Модернизации
В процессе эксплуатации суда проекта 588 претерпевали различные модернизации. Почти на всех судах в конце 3-ей палубы был дополнительно размещён кинозал. С конца 1980-х гг планировалась комплексная реконструкция и модернизация судов в Австрии с заменой оборудования и перепланировкой пассажирских помещений, однако из-за экономического кризиса и распада СССР данный проект реализован не был. Некоторые теплоходы были модернизированы позже и реконструируются в настоящее время в соответствии с современными представлениями о комфорте (например, «Илья Муромец» и др.), при этом несколько судов переделаны или переделываются в четырёх- или двух- палубные.
Теплоходы типа «Родина», проект 588, серия I / серия II |
---|
BiFa Typ A, Binnenfahrgastschiff ("речной пассажирский теплоход, тип А") |
---|
|
---|
«Дмитрий Пожарский», сохранивший оригинальный внешний вид
|
---|
Флаг | СССР Россия |
---|
Класс и тип судна | пассажирские теплоходы туристского назначения класса О |
---|
Изготовитель | VEB Mathias-Thesen-Werft Wismar , Висмар , ГДР |
---|
Спущен на воду | 1954 — 1961 |
---|
Введен в эксплуатацию | 1954 |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | 1492 т |
---|
Длина | 95,8 м |
---|
Ширина | 14,3 м |
---|
Высота | 16,7 м |
---|
Осадка | 2,4 м |
---|
Дедвейт | 230 т |
---|
Двигатели | три дизеля 6NVD48 |
---|
Мощность | 3 х 295 кВт (400 л.с.) |
---|
Скорость хода | 25,5 км/ч |
---|
Экипаж | 72 |
---|
Пассажировместимость | 400 |
---|
Брутто-регистровый тоннаж | 2470 рег. т |
---|
Нетто-регистровый тоннаж | 1751 рег. т |
---|
|
|