Энцеклопедия кораблей
Понедельник, 22.04.2019, 10:06



Приветствую Вас Гость | RSS
[ Главная ] [ Блог ] [ Регистрация ] [ Вход ]
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Ледокол [54]
Эскадренный миноносец [391]
Речные пассажирские суда [8]
Круизные суда [82]
Парусные линейные корабли [1]
Дредноут [1]
Пассажирское судно [35]
Теплоход [55]
Линкор [33]
Фрегат [74]
Танкер [11]
Сухогруз [6]
Учебные корабли [8]
Буровое судно [5]
Парусные линейные корабли [2]
Теплоходы [20]
Линейные крейсера [15]
Паромы [25]
Шхуна [2]
Подводные лодки [50]
Авианосцы [73]
Военные корабли [1]
Лёгкий крейсер [44]
Пароходы [33]
Вспомогательный крейсер [6]
Линейный корабль (парусный) [296]
Корабль 6 ранга [1]
Миноносец [81]
Королевская яхта [13]
Научно-исследовательские суда [39]
Грузовое судно [8]
Шлюп [10]
Тяжёлый крейсер [5]
Бронепалубный крейсер [64]
Барк [11]
Галера [10]
Контейнеровоз [2]
Корвет [14]
Броненосец [57]
Бригантина [2]
Бомбардирский корабль [2]
проа [1]
Бриг [15]
Галеон [5]
Клипер [12]
Джонка [2]
Ладья [1]
Катер [4]
Каравелла [4]
Трирема [2]
Каракка [6]
Яхта [4]
Канонерская лодка [32]
Большой противолодочный корабль [36]
Тяжёлый авианесущий крейсер [3]
Ракетный крейсер [9]
Броненосный крейсер [26]
Крейсера проекта 1144 [1]
Крейсер [23]
Малый ракетный корабль [8]
Буксир [4]
Моторная яхта [1]
Госпитальное судно [7]
Лидер эскадренных миноносцев [5]
Сторожевой корабль [6]
Судно на подводных крыльях [6]
Пожарное судно [2]
Вспомогательные корабли и суда [10]
Пароходофрегат [2]
Малый противолодочный корабль [19]
Тримаран [1]
Монитор [20]
Тральщик [5]
Минный крейсер [5]
Минный заградитель \ Минный катер [9]
Моторные яхты [4]
Сторожевые корабли [15]
Океанские лайнеры [18]
Вертолётоносец [2]
Десантные корабли [3]
Буровые суда [1]
Десантный корабль [5]
Разведывательные корабли [3]
Парусное судно [1]
Ракетный катер [5]
Шнява [1]
Люгер [2]
Траулер [2]
Торпедный катер [2]
Доковое судно [1]
Гражданские суда [1]

Календарь
«  Декабрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Главная » 2012 » Декабрь » 9 » Русалка (броненосная лодка)
07:33
Русалка (броненосная лодка)

«Русалка» — броненосец береговой обороны российского императорского флота , затонувший 7 сентября 1893 года у берегов Финляндии .

 История

Башенная броненосная лодка «Русалка» заложена в 1866 году на Галерном острове в Санкт-Петербурге. Спуск на воду состоялся 31 августа 1867 года . В составе флота с 1868 года , приписана к броненосной эскадре Балтийского флота.

В летнюю кампанию 1869 года на «Русалке» служил С.О.Макаров . В конце кампании произошла на лодке первая авария, едва не закончившаяся гибелью корабля. Следуя в шхерах, «Русалка» коснулась правым бортом подводного камня. Образовалась течь в носовое отделение, которую удалось устранить только с помощью водолазов после посадки носовой части корабля на мель.

Изучив причины аварии «Русалки» и других кораблей, С.О.Макаров в 1870 году опубликовал в « Морском сборнике » работу «Броненосная лодка „Русалка". Исследование плавучести лодки и средства, предлагаемые для устранения этого качества».  В своей работе Макаров предложил ряд средств для борьбы с подводными пробоинами (в том числе пластырь из парусиновых матов), одобренные и принятые Морским министерством.

1 февраля 1892 года броненосная лодка «Русалка» перечислена в разряд броненосцев береговой обороны. Входила в состав учебно-артиллерийского отряда Балтийского флота.

Гибель «Русалки»

В 8 часов 40 минут 7 сентября 1893 года броненосец «Русалка» под командованием капитана 2 ранга В.Х.Иениша вышел из гавани Ревеля , имея приказ следовать в Гельсингфорс и далее в Бьерке соединённо с канонерской лодкой «Туча». В пути, в районе Ревельштейнского плавучего маяка, из-за девятибалльного шторма и тумана корабли потеряли друг друга из вида. Командир лодки «Туча» капитан 2 ранга Н.М.Лушков , вопреки приказу следовать соединённо с «Русалкой», принял решение следовать далее и в 15 часов 7 сентября 1893 года «Туча» прибыла в Гельсингфорс. Лушков в телеграмме командиру учебно-артиллерийского отряда контр-адмиралу П.С.Бурачеку не упомянул об отсутствии «Русалки», а также не доложил об этом командиру Свеаборгского порта. 8 сентября Лушков отправил новую телеграмму Бурачеку, с запросом, ожидать ему «Русалку» или следовать в Бьерке, но эта телеграмма не дошла до адресата.

В свою очередь контр-адмирал Бурачек после получения первой телеграммы от Лушкова не предпринял никаких мер для установления судьбы «Русалки» и 8 сентября вышел с оставшимися кораблями учебно-артиллерийского отряда «Первенец» и «Кремль» из Ревеля в Бьерке, куда прибыл утром 9 сентября. В Бьерке Бурачек так же не принял мер по установлению местонахождения «Русалки» и «Тучи». В это время лодка «Туча» находилась на пути из Гельсингфорса в Бьерке. Зайдя в порт Роченсальма, Лушков отправил телеграмму Бурачеку, ждать ли ему «Русалку» или следовать дальше. Получив эту телеграмму 10 сентября, Бурачек запросил Гельсингфорс, прибыла ли туда «Русалка», и только после этого уведомил о пропаже броненосца Главный морской штаб, где уже было известно о судьбе «Русалки» от командиров Свеаборгской крепостной артиллерии, Свеаборгского и Ревельского портов.

Первые сведения о «Русалке» были получены в Свеаборгском порту поздно вечером 9 сентября от гельсингфорсского полицмейстера, который сообщил об обнаружении на одном из островов Кремаре шлюпки с трупом матроса 2 статьи Ивана Прунского. 10 сентября на острове Сандхамн были обнаружены несколько разбитых шлюпок и деревянные обломки, а также другие предметы с броненосца «Русалка», о чём сразу было доложено в Главный морской штаб.

11 октября 1893 года Высочайшим приказом броненосец береговой обороны «Русалка» был исключён из списков кораблей Российского императорского флота.

В 1900 году был создан комитет по сбору пожертвований на сооружение памятника броненосцу «Русалка» , а к девятой годовщине со дня гибели корабля в Ревельском приморском парке Кадриорг Амандусом Адамсоном воздвигнут монумент в виде бронзового ангела, стоящего на гранитном постаменте с надписью: «Россіяне не забываютъ своихъ героевъ мучениковъ».

Суд

В январе 1894 года состоялся военно-морской суд по делу о гибели броненосца «Русалка». В ходе судебного разбирательства были сделаны предположения о причинах гибели корабля, а также выдвинуты обвинения против командира учебно-артиллерийского отряда контр-адмирала П.С.Бурачека и командира канонерской лодки «Туча» капитана 2 ранга Н.М.Лушкова .

Приговор суда, объявленный 14 февраля 1894 года, и утверждённый 28 февраля императором Александром III , гласил:

Контр-адмиралу Павлу Степановичу Бурачеку, 56 лет от роду, за недостаточную осторожность в выборе погоды для отправления броненосца «Русалка» и лодки «Туча» в море, противозаконное бездействие власти и слабый надзор за подчинёнными объявить выговор в приказе, а командира лодки «Туча», капитана 2 ранга Николая Михайловича Лушкова, 39 лет от роду, за неисполнение приказаний начальника по небрежности и за противозаконное бездействие власти отрешить от должности...

Выдвинутые в ходе следствия версии о причинах гибели броненосца сводились к следующим: корабль мог быть залит волнами после потери управляемости или же получил пробоину при ударе о подводные камни. Предположения о гибели из-за плохого технического состояния корабля, взрыве котлов или взрыве в помещении с боезапасом, были отклонены как несостоятельные. Суд в своём решении закрепил эти предположения.

Писатель К.Г.Паустовский , общавшийся с водолазами Экспедиции подводных работ особого назначения , участвовавшими в поисках затонувшего броненосца, на страницах книги «Чёрное море» (рассказ «Горох в трюме»), выдвинул свою версию катастрофы:

Осенью над Финским заливом часто проходят короткие бури. Начинаются они в полдень и бушуют до вечера. „Русалке" надо было выйти на рассвете, чтобы проскочить в Гельсингфорс до полудня. Но адмирал приказал выходить в девять часов утра, и броненосец не посмел ослушаться.

По обычной в царском флоте небрежности „Русалка" забыла на берегу деревянные крышки, которыми задраиваются во время шторма входные и световые люки. <…> В десять часов утра сорвался шторм силой в девять баллов. „Русалку" начало заливать.

Когда начался шторм, вся команда спряталась внутри броненосца. Огромные волны били в корму корабля и перелетали через низкую палубу, ломая надстройки. Они вливались в открытые люки и горловины. О том, чтобы выйти на палубу, нечего было и думать— она вся скрылась под бушующими волнами.

Оставшиеся на верхнем мостике командир и штурвальные были крепко привязаны канатами к поручням.

Волны усиливались. Они начали перехлестывать через мостик. Вода попадала в трубы. В закупоренном броненосце, наполнявшемся водой, не хватало воздуха. Тяга в трубах упала, и машина начала сдавать. Это привело к тому, что волны обгоняли корабль и разрушали всё, что находилось на палубе.

Броненосец всё больше и больше набирал воду. Наконец водой залило топки, и машина встала. Тогда „Русалку" повернуло бортом к волне, опрокинуло, и броненосец пошёл ко дну. Ни один человек не выплыл, потому что люди были или привязаны к поручням, или закупорены в стальной коробке броненосца.

Поиск «Русалки»

Поиски «Русалки» и команды начались 10 сентября 1893 года в районе Эрансгрундского плавучего маяка, как предполагаемого места гибели корабля. Поиски, в которых участвовали 15 судов, продолжались 37 дней (до 16 октября) и были приостановлены в связи с наступившими заморозками и зимними штормами. В ходе поисков были обнаружены различные предметы и детали надстройки «Русалки». Ни один из офицеров и матросов спасён не был, место гибели броненосца обнаружить не удалось.

В июне — августе 1894 года предпринимались попытки поиска затонувшего броненосца «Русалка» с использованием водолазов, тралов и буксируемого самоходным судном воздушного шара с наблюдателями, однако положительного результата они не дали, и 15 августа 1894 года поиски были официально прекращены.

В 1932 году водолазы Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН), ведшие поиски затонувшей в 1931 году подводной лодки № 9, сообщили об обнаружении лежащего на дне корпуса неизвестного корабля. О том, что этот корабль является «Русалкой», сообщалось в статье Л.В.Ларионова «Гибель „Русалки" и её поиски»  и в воспоминаниях бывшего руководителя ЭПРОН Н.П.Чикера  . И. Гольдман, изучивший архивное дело экспедиции по поиску подводной лодки № 9, хранившееся в Центральном Государственном архиве Военно-Морского Флота СССР, не обнаружил в нём сообщений об обнаружении броненосца «Русалка» в 1932 году.

В июле 2003 года эстонское исследовательское судно «Маре» (капитан Велло Мясс) обнаружило на дне Финского залива затонувший корабль, после спуска водолазов опознанное как броненосец «Русалка».  Корабль обнаружен южнее района поиска в 1893—1894 годах и места, указанного в статье Ларионова. Броненосец не лежит на грунте, а стоит вертикально на глубине 74 метров, кормой вверх, наполовину погружённый в ил, в 25 километрах южнее Хельсинки.

Эстонскими кинодокументалистами снят фильм «Тайна „Русалки"» .

Категория: Броненосец | Просмотров: 648 | Добавил: ucoz | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Архив записей

...

Друзья сайта
Вам Скучно? То гда Вам Сюда!
  • МЕГА СБОРНИК САМОДЕЛОК
  • ОНЛАЙН ТЕЛЕВИДЕНИЕ
  • ОНЛАЙН РАБОТА
  • БРОНЕ ТЕХНИКА
  • Смотреть онлайн кино бесплатно
  • ИЗОБРЕТЕНИЯ И ИЗОБРЕТАТЕЛИ
  • МИР ОРУЖИЯ
  • ОНЛАЙН КИНО
  • Самоделки
  • ВКУСНО С НАМИ
  • Блог о Все и не очем
  • Архив знаний
  • ОНЛАЙН КИНО
  • Фотоальбомы
  • энциклопедия авиации
  • Игры Денди Sega Онлайн
  • Сделай сам
  • New Wiki
  • Энцеклопедия кораблей
  • Железнодорожный транспорт
  • Доисторическая Европа
  • Динозавры
  • Дирижабли
  • Цивилизация майя
  • Древний Восток
  • Скучать некогда
  • Читаем книги онлайн
  • Создай свой блог сам

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2019      Конструктор сайтов - uCoz