«Седо́в» — четырёхмачтовый барк , (построен в 1921— как «Magdalene Vinnen II») переименованный в 1945г. в честь прославленного русского полярного исследователя Георгия Яковлевича Седова . Является крупнейшим в мире учебным парусным судном.
История
При спуске на воду на верфи «Германия» в Киле в марте 1921 года получил имя «Магдалена Виннен II» ( нем. Magdalene Vinnen II )— по имени дочери основателя и владельца судоходной компании, а также заказчика судна Фридриха Адольфа Виннена— Магдалины Виннен (суда компании носили имена членов семьи). В свое время корабль был четвёртым по величине парусником в мире. Первоначально эксплуатировался на южно-американской и австралийской линиях.
В 1936 был перекуплен компанией «Северо-немецкий Ллойд» и переименован новым хозяином в «Коммодор Йонсен» ( нем. «Kommodore Johnsen» )— по имени легендарного капитан-коммодора компании «Хаппаг-Ллойд» Николаса Йонсена— и был переоборудован в учебный парусник.
Во время Второй мировой войны судно находилось в составе вспомогательного флота и использовалось для доставки снабжения войскам под буксиром. В соответствии с решением Потсдамской конференции о репарациях Германии странам-победителям, судно передано Советскому Союзу в декабре 1945году и переименовано в «Седов».
Первое плавание с флагом СССР барк совершил в июне 1952года . В 1956году прошёл переоборудование. До 1966года принадлежал Военно-морскому флоту СССР, после— Министерству рыбного хозяйства. С 1975 по 1981год вместе с капитальным ремонтом прошёл модернизацию. Как вспоминал капитан парусника В. Т.Роев: «От старого судна остались только воспоминания, корпус, рангоут да водонепроницаемые переборки». С 1981 по 1991 портом приписки была Рига , Латвийское морское пароходство. «Седов» служил учебным судном Рижского мореходного училища. После распада СССР передан в распоряжение Министерство рыбного хозяйства СССР, порт приписки изменён на Мурманск.
В 1991году в парусной регате «Cutty Sark» Tall Ships' Races занял первое место. В 1995году в ней же также занял первое место.
В 2000году , в связи с долгами российского правительства, швейцарская компания Noga добилась ареста «Седова», пришедшего на международное шоу во французский Брест . Однако, адвокат Мишель Куимбер, представлявший интересы Мурманского технического университета , на чьем балансе и был «Седов», доказал суду, что правительственной собственностью корабль назвать нельзя. Также арест парусника назывался причиной отказа Владимира Путина встретиться с Жаком Шираком во время саммита Большой восьмерки .
В 2011году , «Седов» отметил свое 90-летие. В 2012 г. «Седов» отправился в свое первое кругосветное плавание продолжительностью более 13 месяцев.
Конструкция
Корпус судна стальной клёпаный с полубаком и удлинённым ютом. Две непрерывные палубы— главная и нижняя. Наружный киль брусковый сечением 75×250мм. Рангоут стальной клёпаный. Мачты со стеньгами и брам-стеньгами с бом-брам-стеньгами сделаны однодревками. Диаметр фок-мачты со стеньгой составляет у пяртнерса— 750, а у эзельгофта— 460мм.
В настоящее время принадлежит Мурманскому государственному техническому университету . Несмотря на почтенный возраст, по-прежнему участвует в парусных регатах ( Ростокской и др.).
| Седов |
---|
Строитель: | верфь «Германия» , Киль | Спуск на воду: | 14 февраля 1921 | Предыдущие имена: | Magdalene Vinnen II (1921) Kommodore Johnsen (1936) | Характеристики на 1981 год |
---|
Водоизмещение полное: | 7 320 тонн | Длина с бушпритом : | 117,5 м | Длина между перпендикулярами: | 97,9 м | Ширина (по КВЛ): | 14,66 м | Осадка в грузу: | 7,52 м | Вооружение: | четырёхмачтовый барк | Корпус: | Сталь | Площадь парусов: | 4192 м² | Скорость: | 15 узлов — под парусами 7 узлов— под двигателем | Мощность двигателя: | 1160 л.с. , 1×853 кВт | Винторулевой комплекс: | 1×винт фиксированного шага | Вспомогательный двигатель: | 3×вспомогательный дизель-генератор LIAG, 164 кВт | Экипаж: | 70 моряков, 170 курсантов |
|