«Севастополь» — линкор русского и советского флота, головной (по дате спуска на воду) из четырёх однотипных по общей компоновке (корабли для черноморского флота были в миделе несколько полнее кораблей для Балтики) кораблей-дредноутов Балтийской серии типа «Севастополь» , заложенных в июне 1909 года (кроме него « Полтава », « Петропавловск » и « Гангут »).
История
Строительство
Заложен на Балтийском заводе 3 июня 1909 года одновременно с однотипным линкором « Петропавловск », спущен на воду 16 июня 1911 года , вступил в строй в конце декабря 1914 года .
Первая мировая война
Во время Первой мировой войны входил в состав 1-ой бригады линейных кораблей. Базировался на Гельсингфорс . Весной и в начале лета 1915 года «Севастополь», « Петропавловск », « Гангут » и « Полтава » несколько раз выходили в море, для проведения в районе Центральной позиции артиллерийских стрельб и маневров. В августе 1915 прикрывал постановки минных заграждений в Ирбенском проливе .
Гражданская война
По условиям Брестского мира Балтийский флот должен был покинуть свои базы в Финляндии . 12 марта 1918 года «Севастополь» покинул Гельсингфорс в составе первого отряда кораблей и перешёл в Кронштадт . Во время гражданской войны участвовал в обороне Петрограда .
20 октября 1919 года, днём, линкор «Севастополь», стоящий у Гутуевского острова (окрестности Петрограда), по приказу наморси произвёл шесть 3-х орудийных залпов с промежутками в пять минут по Красносельской возвышенности… Корректировка стрельбы производилась с вышки Исаакиевского собора … В ночь на 21 октября, по требованию сухопутного командования стрельбу повторили… Утром, войска РККА перешли в решительное наступление…
Кронштадский мятеж.
В марте 1921 года на линкоре и других кораблях Балтийского флота расположенных в Кронштадте началось антибольшевистское восстание . «Севастополь» вел огонь по оставшемуся верным советской власти форту « Красная Горка », по городам Ораниенбаум и Сестрорецк , по расположенным на северном берегу Финского залива железнодорожным станциям Лисий Нос , Горская , Тарховка . Всего было выпущено 375 305-мм и 875 120-мм снарядов . После падения Кронштадта мятежные экипажи подверглись фильтрации и репрессиям . Состав команд был почти полностью заменен.
[ править ] Межвоенный период.
В марте 1921 года, после празднования в Советской России 50-летия Парижской коммуны , в честь этого события был переименован в «Парижская коммуна».
В 1925 году линкор принял участие в походе эскадры кораблей под флагом М.В.Фрунзе к Кильской бухте .
В 1929 году под командованием К.И.Самойлова совершил переход в Чёрное море и вошёл в состав Черноморского флота , где после Октябрьской революции и гражданской войны не осталось ни одного линкора. «Парижская коммуна» стала флагманом Черноморского флота .
Великая Отечественная война
Во время Великой Отечественной участвовал в обороне Севастополя и Керченского пролива . 1 ноября , ночью , во главе отряда боевых кораблей ушёл в Поти из-за угрозы ударов авиации противника с захваченных аэродромов Крыма . 8 ноября 1941 года линкор первый раз принял участие в боевых действиях под Севастополем. А через месяц линкор снова подошёл к Севастополю и открыл огонь по боевым порядкам врага . В этот раз было уничтожено 13 танков , 8 орудий , 4 тягача , 37 автомашин с военными грузами и до полу батальона пехоты . 5 января 1942 года линкор «Парижская Коммуна» вышел из Новороссийска и в охранении эсминца « Бойкий » направился к крымскому побережью для огневой поддержки высадившейся там 44-й армии . За 27 минут было выпущено 168 снарядов главного калибра . Во второй половине марта 1942 года, зайдя в Керченский пролив в охранении лидера « Ташкент », эсминцев « Железняков » и «Бойкий», линкор в ночь на 21 и 22 марта произвёл два огневых налёта , выпустив по укреплениям противника на Керченском полуострове более 300 снарядов главного калибра. После стрельбы моряки — корабельные артиллеристы, обнаружили выкрошивание нарезки в каналах стволов орудий главного калибра, что свидетельствовало о предельном их износе. Поэтому, возвратившись в Поти, линкор стал на ремонт . После ремонта корабль не покидал Поти. Лишь однажды, 12 сентября 1942г. его перевели в Батуми , но после начала успешного наступления под Сталинградом 25 ноября вернули обратно в Поти.
31 мая 1943г. линкору было возвращено первоначальное наименование «Севастополь». В честь этого события, советский поэт В.И.Лебедев-Кумач , посвятил линкору «Севастополь» следующие строки:
Врагам посылая железо и пламя, Ты с честью сражался в упорном бою. За город, чьё имя ты носишь как знамя, За берег родной, за Отчизну свою.
|
5 декабря 1944 года, линкор «Севастополь», под флагом командующего Черноморским флотом— адмирала Ф.С.Октябрьского , следуя в кильватерной колонне, вторым (вслед за крейсером « Красный Крым », шедшим во главе эскадры), вошел на рейд освобожденного Севастополя.
В период боевых действий на Чёрном море: линкор совершил 15 боевых походов, прошёл, в сложных боевых условиях, около 8 тысяч миль (7700 миль); его орудия главного калибра произвели 10 стрельб (более 3 тыс. выстрелов) по позициям противника под Севастополем и на Керченском полуострове; его зенитная артиллерия участвовала в отражении свыше 20-ти (21) атак авиации противника, сбив 3 самолёта; в результате эффективных мер, принимаемых командованием флота и лично командующим Черноморской эскадрой, корабль не получил ни одного серьёзного повреждения.
Послевоенная служба
8 июля 1945 года корабль награждён орденом Красного Знамени , за успешное выполнение боевых задач в годы Великой Отечественной войны. 24 июля 1954года переклассифицирован в учебный корабль. В 1956 исключен из состава ВМФ СССР и передан в ОФИ. В 1956—1957 разобран на Севастопольской базе «Главвторчермета» на металлолом .
«Севастополь» в 1921—1943 годах — «Парижская коммуна» |
---|
|
---|
|
---|
Служба: | Россия РСФСР СССР (1924—1935) СССР (1935—1956) |
---|
Класс и тип судна | Линкор |
---|
Организация | Балтийский флот , Черноморский флот |
---|
Изготовитель | Балтийский завод |
---|
Строительство начато | 3 июня 1909 года |
---|
Спущен на воду | 16 июня 1911 года |
---|
Введен в эксплуатацию | Декабрь 1914 года |
---|
Выведен из состава флота | 1956 |
---|
Статус | Разобран на металл |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | 23 300 тонн (нормальное), 26 900 тонн (максимальное) |
---|
Длина | 181,2м |
---|
Ширина | 26,9м |
---|
Осадка | 9,1м |
---|
Двигатели | 4 турбины Парсонса, 25 котлов системы Ярроу |
---|
Мощность | 42 000 л. с. (30,9 М Вт ) |
---|
Движитель | 4 |
---|
Скорость хода | 24,6 узла (45,6 км/ч ) |
---|
Дальность плавания | 3000 морских миль |
---|
Экипаж | 1220 офицеров и матросов |
---|
Вооружение |
---|
Артиллерия | 12 (4 × 3) × 305-мм орудия , 16 (16 × 1) × 120-мм орудия |
---|
Минно-торпедное вооружение | Четыре 450-мм торпедных аппарата |
---|
|
|