Бронепалубный крейсер «Сфакс» — первый бронепалубный крейсер французского флота , построенный в 1880-х . Спроектирован Эмилем Бертеном в рамках программы 1872 года . Предназначался для действий на коммуникациях, имел полное парусное вооружение барка. Впервые на боевом корабле была использована система защиты с помощью коффердамов . «Сфакс» стал в большей степени экспериментальным кораблём, но с учётом полученного на нём опыта, французский флот приступил к строительству более мощных боевых единиц.
Следующим шагом в развитии французского типа бронепалубного крейсера стал « Таж » ( фр. Tage ).
Корпус
По своей архитектуре «Сфакс» был типичен для французских кораблей своего времени. Силуэт крейсера определял солидный таран , заваленные внутрь борта и свисающая корма . У крейсера наличествовали развитые полубак и полуют . Набор корпуса был стальным , а обшивка из кованного железа . Дно обшивалось медью и тиковым деревом . «Сфакс» имел парусное вооружение барка с общей площадью парусов около 2000 м².
Бронирование
Защита крейсера обеспечивалась прежде всего броневой палубой . Она находилась ниже ватерлинии на 0,6 - 1 метра и состояла из четырёх стальных слоёв, общей толщиной 60 мм. Выше неё располагались коффердам и ячеистые водонепроницаемые отсеки, заполненные целлюлозой . Броневая палуба прикрывала силовую установку и погреба боеприпасов. Кроме того имелась легкобронированная боевая рубка .
Вооружение
Из шести 164-мм орудий два находились в носовой части корабля и могли вести огонь по курсу через порты.
Служба
«Сфакс» был заложен в марте 1882 года на верфи ВМФ в Бресте . На воду крейсер спустили 29 мая 1884 года , а в строй он вступил в июне 1887 года . В 1890 году было снято всё парусное вооружение, а в 1900 году крейсер прошёл перевооружение на орудия новых моделей. Списан «Сфакс» был в 1906 году .
Оценка проекта
В целом «Сфакс» признавался удачным кораблём. Его скорость считалась на момент вступления в строй достаточно высокой, а вооружение позволяло справится с большинством из британских крейсеров. Хотя броневая палуба находилась ниже ватерлинии, возможность затопление ограничивалась коффердамами. Вместе с тем, вооружение размещалось не слишком удобно. Если 164-мм орудия стояли на верхней палубе, то артиллерию 138-мм калибра разместили на главной палубе, что существенно ограничивало углы её обстрела.
Бронепалубный крейсер «Сфакс» |
Croiseur protégé Sfax |
|
|
Служба: |
Франция |
Класс и тип судна |
Бронепалубный крейсер |
Основные характеристики |
Водоизмещение |
4634 т |
Длина |
91,57 м |
Ширина |
15,04 м |
Осадка |
7,67 м |
Бронирование |
Палуба— 60мм, рубка— 25 мм |
Двигатели |
2 горизонтальные паровые машины «компаунд», 12 паровых котлов |
Мощность |
6500 л. с. (4,8 М Вт ) |
Движитель |
2 |
Скорость хода |
16,7 узла (31 км/ч ) |
Экипаж |
479—486 человек |
Вооружение |
Артиллерия |
6 × 1— 164-мм, 10 × 1— 138-мм, 2 × 1— 47-мм, 10 × 1— 37-мм |
Минно-торпедное вооружение |
5 × 1— 355-мм торпедных аппарата |
|
|