Яхта «Штандарт» (в 1917—1936 «18 марта» , в 1936—1948 «Марти» , с 1948 «Ока» )— судно Балтийского Флота . Было заложено 1 октября 1893 года как императорская яхта на датской верфи «Бурмейстер и Вайн» по указу Александра III . Было любимым судном императора. В 1933 - 1936 годах было переоборудовано в минный заградитель.
История до 1917 года
Название
Название «Штандарт» было дано в честь открытия Россией нового торгового пути через Балтийское море . Данное имя было дано нескольким кораблям Русского Флота до 1917 года — последним из них была данная яхта.
Строительство
29 августа 1893 года Александр III вместе с императрицей Марией Фёдоровной и цесаревичем Николаем Александровичем прибыли на корабле « Полярная звезда » в Копенгаген . После этого состоялась торжественная церемония закладки «Штандарта».
Спущен на воду 21 марта 1895 года . 8 сентября 1896 года «Штандарт», не завершив ходовые испытания, принял на борт Николая II и императрицу Александру Фёдоровну, после этого в сопровождении яхты «Полярная звезда» — ушел в Англию . Начиная с этого похода, началась двадцатилетняя служба «Штандарта».
Характеристика судна
«Штандарт» имел 3 мачты , водоизмещение 5480 тонн, длину 128м, ширину 15,8м, осадку 6,6м, проектную скорость 22 узла, 24 котла и 2 винта. Экипаж 373 человека. Острый клиперштевень «Штандарта» украшала золоченая носовая фигура как бы летящего двуглавого орла.
Для отделки императорских покоев применялось гораздо меньше различных ценных пород дерева в отличие от «Полярной звезды». Императорские покои отделывались деревом вишни и ореха, а стены в императорских жилых каютах облицовывались тисненой кожей или обтягивались кретоном . Помещения вдовствующей императрицы и великих князей и княжон — березой, столовой — ясенем , а коридоров — дубом, клёном под птичий глаз и белым буком. По особому указу Николая II — золочение нигде не применялось. Для отделки помещений экипажа использовались дуб и сосна, окрашенные белой краской.
В кормовой части верхней палубы, традиционно для царских яхт, размещалась большая рубка. В ней находились столовая для официальных приемов, рабочий кабинет и приемная императора. В носовой части верхней палубы, перед первой трубой, располагались штурманская рубка, две рубки для начальствующего состава, над ними — ходовой мостик с рулевой рубкой. На главной палубе (над машинным отделением) находились императорские каюты. Каждый блок кают императора, императрицы и вдовствующей императрицы состоял из гостиной, спальни и ванной. На этой же палубе размещались столовая, салон, каюты великих князей и княжон, офицеров яхты и корабельная кают-компания. На нижней палубе находились каюты для детей императорской фамилии, помещения для прислуги, кубрики экипажа и душевые кабины. На этой же палубе размещались радиорубка, выгородки динамо-машин, мастерские и некоторые кладовые. Ниже этой палубы, в носовой части яхты, находились грузовой трюм и пороховой погреб, а в кормовой — рефрижераторы для скоропортящейся провизии. Следует отметить, что для обслуживающего персонала и команды были созданы значительно лучшие условия обитания, чем на предыдущих яхтах.
Приём официальных лиц на «Штандарте»
Летом 1897 года новую императорскую яхту с кратковременными визитами посетили в Кронштадте : сиамский король , император Германии и президент Французской республики . В дальнейшем при посещениях России главами иностранных государств Николай II неоднократно принимал их на борту «Штандарта». На нём дважды побывал Вильгельм II : в июле 1902 года во время маневров учебного артиллерийского отряда Балтийского флота, а потом в июне 1912 года , когда он приходил на яхте «Hohen-zollern» на закладку в Ревеле нового порта Петра Великого. В августе того же 1912 года Николай II принимал на «Штандарте» и вёл дипломатические переговоры с премьер-министром Франции Раймоном Пуанкаре .
История после 1917 года
В 1917 году команда яхты принимала участие сначала в Февральской , а затем и в Октябрьской революции . На борту судна размещался центральный революционный орган моряков-балтийцев — Центробалт .
Весной 1918 года «Штандарт» участвовал в « Ледовом походе »: тяжелых ледовых условиях корабль совершил переход из Гельсингфорса в Кронштадт .
В 1917 году переименован в «18 марта». Стоял на хранении.
Переоборудование
В 1933 - 1936 годах на заводе им. Марти (Ленинград) переоборудован в минный заградитель и назван «Марти». На судно были установлены новейшие устройства для постановки 320 мин, мощное артиллерийское вооружение (четыре 130-мм орудия главного калибра, семь 76,2-мм универсальных орудий, три 45-мм зенитные пушки и два спаренных пулемета). Были установлены новые паровые машины, обеспечивавшие скорость хода свыше 14 узлов и дальность плавания до 2300 миль.
В 1938 году корабль стал флагманом соединения заграждения и траления Балтийского флота. В 1939 году корабль выполнил постановку мин у побережья Финляндии, за что получил благодарность Военного совета Балтийского флота. Летом 1941 года экипаж «Марти» добился завоевал переходящее Красное знамя Наркомата Военно-Морского Флота .
Участие в Великой Отечественной войне
Первую боевую задачу получил 23 июня 1941 года , а 25 июня при выполнении боевого задания заградителем была потоплена первая подводная лодка противника.
В начале ноября 1941 минный заградитель в составе отряда под командованием вице-адмирала В. П. Дрозда принял участие в эвакуации защитников полуострова Ханко . Несмотря на повреждения, полученные при подрыве на мине, «Марти» принял на борт и вывез в Кронштадт 2029 бойцов, 60 орудий, 11 минометов, снаряды и продовольствие и ещё около 800 т груза.
Участвовал в огневой поддержке сухопутных частей.
3 апреля 1942 года одним из первых на флоте удостоен звания гвардейского .
Послевоенная история
В 1948 сменил название на «Ока», переоборудован в плавказарму , а в 1961 году — в плавучую мишень для ракетных стрельб. Разобран на металл в середине 60х годов