Энцеклопедия кораблей
Понедельник, 02.12.2024, 16:05



Приветствую Вас Гость | RSS
[ Главная ] [ Блог ] [ Регистрация ] [ Вход ]
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Ледокол [54]
Эскадренный миноносец [391]
Речные пассажирские суда [8]
Круизные суда [82]
Парусные линейные корабли [1]
Дредноут [1]
Пассажирское судно [35]
Теплоход [55]
Линкор [33]
Фрегат [74]
Танкер [11]
Сухогруз [6]
Учебные корабли [8]
Буровое судно [5]
Парусные линейные корабли [2]
Теплоходы [20]
Линейные крейсера [15]
Паромы [25]
Шхуна [2]
Подводные лодки [50]
Авианосцы [73]
Военные корабли [1]
Лёгкий крейсер [44]
Пароходы [33]
Вспомогательный крейсер [6]
Линейный корабль (парусный) [296]
Корабль 6 ранга [1]
Миноносец [81]
Королевская яхта [13]
Научно-исследовательские суда [39]
Грузовое судно [8]
Шлюп [10]
Тяжёлый крейсер [5]
Бронепалубный крейсер [64]
Барк [11]
Галера [10]
Контейнеровоз [2]
Корвет [14]
Броненосец [57]
Бригантина [2]
Бомбардирский корабль [2]
проа [1]
Бриг [15]
Галеон [5]
Клипер [12]
Джонка [2]
Ладья [1]
Катер [4]
Каравелла [4]
Трирема [2]
Каракка [6]
Яхта [4]
Канонерская лодка [32]
Большой противолодочный корабль [36]
Тяжёлый авианесущий крейсер [3]
Ракетный крейсер [9]
Броненосный крейсер [26]
Крейсера проекта 1144 [1]
Крейсер [23]
Малый ракетный корабль [8]
Буксир [4]
Моторная яхта [1]
Госпитальное судно [7]
Лидер эскадренных миноносцев [5]
Сторожевой корабль [6]
Судно на подводных крыльях [6]
Пожарное судно [2]
Вспомогательные корабли и суда [10]
Пароходофрегат [2]
Малый противолодочный корабль [19]
Тримаран [1]
Монитор [20]
Тральщик [5]
Минный крейсер [5]
Минный заградитель \ Минный катер [9]
Моторные яхты [4]
Сторожевые корабли [15]
Океанские лайнеры [18]
Вертолётоносец [2]
Десантные корабли [3]
Буровые суда [1]
Десантный корабль [5]
Разведывательные корабли [3]
Парусное судно [1]
Ракетный катер [5]
Шнява [1]
Люгер [2]
Траулер [2]
Торпедный катер [2]
Доковое судно [1]
Гражданские суда [1]

Календарь
«  Декабрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Главная » 2012 » Декабрь » 13 » СКР-112
14:06
СКР-112

 

СКР-112 — сторожевой корабль проекта 159А . Заложен 26 апреля 1967года на Калининградском ССЗ «Янтарь» (заводской №191). Вступил в строй 30 мая 1968года , 21 сентября 1968года зачислен в состав КЧФ и осенью 1968года совершил переход вокруг Европы из Балтийска в Севастополь .

С 30 августа 1969года по 31 января 1970года нёс боевую службу в зоне военных действий на Средиземном море , выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта . 21 апреля 1973года поднял флаг ВМФ СССР  . С 27 мая 1980 г. по 10 февраля 1981г. на «Севморзаводе» им. С.Орджоникидзе в Севастополе прошёл средний ремонт. Дислоцировался в Донузлаве .

После провозглашения независимости Украиной стал первым военным кораблём, поднявшим украинский флаг, и 21 июля 1992 года совершил несанкционированный переход в Одессу . Инициатором перехода был недавно уволенный капитан 2-го ранга Жибарёв.

Следуя в Одессу, СКР-112 на протяжении 8 часов преследовался российскими военными кораблями и самолетами, пытавшимися остановить мятежный корабль, в связи с чем последний и получил свою известность. Для остановки СКР-112 применялись: стрельба из артиллерийской установки в воздух и по курсу корабля, опасное маневрирование со сближением с целью тарана и нанесения повреждений, попытки высадки на корабль группы захвата. Позже преследователи были готовы в любой момент по приказу командования ЧФ открыть огонь и потопить корабль, однако корабль благополучно прибыл в Одессу. Впоследствии СКР-112— первый корабль ВМС Украины .

 События 21 июля 1992 г

Капитан 2 ранга Николай Жибарев, участник и главный инициатор перехода, вспоминал:

«13 июля 1992 г. я был отстранен от должности начальника штаба соединения. Вместе с моими подчиненными офицерами В. Устименко, В. Горобцом, В. Зарембой, С. Настенко мы решили совершить необычный поступок, который бы приковал внимание к 17-й бригаде кораблей охраны водного района Крымской ВМБ, потому что видели пассивность руководства Министерства обороны Украины. В этом положении, по мнению многих офицеров, если не принять решительных мер, то нас перебили бы, как перепелок. Утром 21 июля на встрече с офицерами и мичманами СКР-112 команда решила идти в Одессу под Государственным флагом Украины»

Свой поступок команда объяснила невозможностью дальнейшего прохождения службы в условиях постоянных унижений со стороны командования бригады и флота, неясностью вопроса раздела ЧФ и создания ВМС Украины  . Ведь закон о флоте был подписан президентом Украины Л.Кравчуком ещё 6 апреля того же года, однако серьёзных практических действий для его строительства пока что не совершалось.

Хронология

  • 8.15 — на борт СКР-112, экипаж которого ещё в январе 1992 г. присягнул Украине, прибыл начальник штаба 307-го дивизиона капитан 3 ранга С. Семенов, который был старшим на учениях (в этот день было запланировано участие СКР-112 в подготовке к празднованию Дня ВМФ). Корабль получил разрешение выйти в море  .
  • Когда корабль снялся с якоря и швартовых, Жибарев поднялся на ходовой мостик и объявил: «Начальнику штаба 307-го дивизиона капитану 3 ранга Семенову и командиру корабля капитан-лейтенанту Настенко. Как старший в должности и по воинскому званию, принимаю управление кораблем на себя. Ставлю задачу командиру корабля: идти на внешний рейд»(то есть на выход из озера Донузлав в море).
  • 8.30 — капитан 3 ранга Семенов попытался вступить в управление кораблем, однако безуспешно, после чего был нейтрализован четырьмя офицерами — флагманским минером бригады капитаном 3 ранга Шитиковым, помощником командира дивизиона капитан-лейтенантом Горобцом, капитан-лейтенантом Настенко, и капитаном 2 ранга Жибаревым .
  • Выйдя из озера Донузлав, команда СКР-112 обнаружила, что малый десантный корабль на воздушной подушке (МДК-184) и малый противолодочный корабль (МПК-93) уже следуют за ними. При этом командир МДК-184, посчитав, что команда МПК-93 действует заодно с СКР-112, поначалу стал препятствовать ему выходить из озера. Разбирательство заняло 15 минут.
  • 8.56 — СКР-112 поднял украинский флаг  . Флаг поднял командир отделения сигнальщиков старшина 2 статьи Анатолий Палашов.
  • Доклад в штаб ЧФ: «Докладываю: 21 июля с. г. в 8 часов 56 минут командир сторожевого корабля Крымской военно-морской базы СКР-112 капитан-лейтенант Настенко под руководством бывшего начальника штаба бригады капитана 2 ранга Жибарева, вместо выполнения мероприятия по плану тренировки празднования Дня ВМФ, самовольно вышел из района базирования, поднял флаг Украины и, не отвечая на запросы и приказания штаба флота. убыл в порт Одессу  
  • 9.25 — вице-адмирал Гуринов (начальник штаба флота) приказал подняться дежурным гидросамолетам БЕ-12 для контроля за действиями СКР-112 и установления с ним связи .
  • 10.00 — контр-адмирал Борис Кожин, командующий Военно-Морскими силами Украины, позвонил вице-адмиралу Г. Гуринову и предложил: «Если есть воля людей, то пусть корабль идет в Одессу». На что вице-адмирал заявил, что в случае необходимости он использует оружие  .
  • В это время из радиообмена команда СКР-112 поняла, что начальник штаба дивизиона капитан 3 ранга С. Тушев, который находился на МДК-184, получил приказ при необходимости применить оружие. Последний, оценив положение и последствия своих действий, отдал приказ вести огонь из артиллерийской установки АК-230 не по кораблю, а впереди него. Было сделано 3-4 очереди прямо по курсу на дистанции 2 КБТ.
  • Через несколько минут Тушев вышел на связь с Жибаревым: «Получил приказ всеми способами остановить корабль и вернуть СКР-112 на базу». Жибарев дал ответ: «Я иду под Государственным флагом Украины в ее территориальных водах и следую в украинский порт Одесса. На провокации отвечать не буду, но готов себя защищать».
  • Прервав радиоэфир местного радио, Борис Кожин обратился к севастопольцам со следующей речью: «Уважаемые севастопольцы! К Вам обращается командующий ВМС Украины контр-адмирал Б. Кожин. 20 минут назад мне стало известно о том, что экипаж сторожевого корабля СКР-112, который дислоцировался в Донузлаве, поднял Государственный флаг Украины, вышел в море и сейчас направляется в порт Одесса. Перед этим личный состав этого корабля во главе с командиром капитан-лейтенантом Сергеем Настенко принял военную присягу на верность народу Украины. Корабль в мирных целях вышел в море, поднял Государственный флаг Украины, проходит в её территориальных водах и направляется в порт Одесса. Когда я обратился к начальнику Черноморского флота вице-адмиралу Гуринову с просьбой не противодействовать сторожевому кораблю СКР-112, то получил ответ, что по кораблю будет применено оружие, а это может привести к человеческим жертвам. В составе этого экипажа отбывают службу и представители города Севастополя, ваши дети и внуки. Поэтому, дорогие севастопольцы, не теряя времени, звоните по всем телефонам на командный пункт Черноморского флота и требуйте от его командования ни в коем случае не применять оружие против сторожевого корабля СКР-112. С прибытием в Одессу компетентной комиссии, ею будут оперативно и всесторонне изучены причины такого отчаянного шага экипажа, о чём вы будете своевременно проинформированы через все средства массовой информации».
  • 10.25 — спустя час после того, как он должен был взлететь — БЕ-12 поднялся в воздух. Но тут же наперехват ему с аэродрома Бельбек стартовал украинский истребитель .
  • У МДК-184 заканчивалось горючее, поэтому с КП Черноморского флота он получил приказ: «Идти на таран». Учитывая то, что МДК шёл на расстоянии всего 15 метров от СКР-112, это было большой угрозой для СКР-112, потому ему приходилось раз за разом менять курс, чтобы избежать столкновения.
  • Ок 13.00 — Через час после прохождения Тарханкутского маяка на МДК-184 закончилось горючее, о чём С. Тушев доложил ОЧ ЧФ и получил разрешение на возвращение.
  • Под Тарханкутом подошёл пограничный катер Украины и сопровождал СКР-112 в Одессу, однако он держался в стороне и оказывал только моральную поддержку.
  • В воздух были подняты два самолета ЧФ БЕ-12. С флотского командного пункта им поступила команда имитировать торпедные атаки на СКР-112. Видимо, почувствовав провокацию, командир звена самолетов попросил повторить команду при включенном магнитофоне. Повторной команды не поступило.
  • В это же время из Одессы на помощь СКР-112 вышли два украинских пограничных корабля (бортовые номера 632 и 626).
  • Из дальнейших радиопереговоров команда СКР-112 поняла, что командование ЧФ приказало вышедшим из Севастополю СКР «Разительный» (передан ВМС Украины в 1997 г.) и ракетному катеру РК-260 преследовать их.
  • Через 30 минут Жибарев увидел справа по борту ракетный катер. Он также пытался опасно маневрировать. Жибарев дал команду сыграть на корабле боевую тревогу. На боевые посты СКР-112 отдана команда: «Боезапас держать в готовности к подаче на орудия».
  • На дистанции 100 метров ракетный катер начал бросать швартовые концы, чтобы они намотались на винты СКР-112, что заставило последнего маневрировать.
  • Около 17.00 — появился СКР «Разительный», который перепутал корабли и вместо СКР-112 поначалу пошёл к МПК-93. Когда разобрались, то «Разительный» и МПК-93 взяли курс на СКР-112, чтобы тремя кораблями взять СКР-112 в тиски и остановить. «Разительный», приспустив правый якорь, начал опасное сближение с СКР-112 с целью тарана и высадки группы захвата, которая размещалась на баке, однако этот манёвр не удался.
  • Командир «Разительного» капитан 1-го ранга Силин вышел на связь с СКР-112. Жибарев согласился провести переговоры. С командиром СКР-112. C Настенко Жибарев договорился, что если через 30 минут не вернется или не выйдет на связь на УКВ, то ему следует продолжить двигаться в Одессу самостоятельно. Застопорили ход. СКР-112 передал требование, чтобы «Разительный» не приближался к СКР-112 ближе, чем на два кабельтовых. С «Разительного» за Жибаревым выслали шестивесельный ял. В ходе переговоров Жибарев объяснил Силину свою позицию. Последний готовился присягнуть Украине и не стал препятствовать Жибареву. Вскоре, когда в конфликт вмешались министр обороны Украины генерал-полковник К. Морозов и командующий Одесским военным округом генерал-лейтенант В.Радецкий , погоня и преследование СКР-112 были прекращены.
  • К СКР-112 подошла помощь с Одессы в виде 2 ПСКР. В воздух поднят украинский истребитель СУ-27.
  • 18.50 — корабль успешно прибыл в порт Одесса и пришвартовался у пирса бригады пограничных кораблей Украины.

Последствия и судьба корабля

Российский адмирал Владимир Чернавин вспоминал:

«Контр-адмирал Кожин, который поспешил прилететь в Одессу, сделал журналистам неприлично-вызывающее заявление о том, что в Одессу прибыл первый корабль ВМС Украины. На СКР-112 был выставлен пост комендантской службы. Местная пресса объявила капитан-лейтенанта Настенко национальным героем. Ну, а сами „герои", празднуя свой подвиг, упились до такой степени, что один из офицеров упал за борт и утонул. Нечаянная жертва тщательно спланированной провокации. Несчастный СКР вот уже который месяц стоит в Одессе. Корпус ржавеет, экипаж разлагается. Похоже, что флотоводец Кожин не знает, что с ним делать и куда его девать»

После распределения кораблей ЧФ СССР, СКР-112 окончательно вошёл в состав ВМС Украины. Позже СКР-112 был присвоен индекс U132 . Команда СКР обращалась к руководству ВМСУ утвердить для своего корабля новое имя — «Атаман Сидор Белый», в честь одного из запорожцев, прославившегося морскими походами, однако ввиду плохого технического состояния корабля это предложение поддержано не было. 24 августа 1993 г. корабль сдан для разоружения и демонтажа. В конце 1993 года корабль исключили из списков ВМСУ, и вывели в отстой.

Общественность Украины видела в этом корабле будущий музей Военно-Морских Сил. В Севастополе члены «Просвиты» , Союза офицеров Украины и других организаций создали комитет по защите СКР-112 и направили министру обороны десятки обращений и заявлений общественности, но все напрасно. Из Министерства обороны поступило распоряжение утилизировать корабль. Летом 1996 года корабль был утилизирован и разобран на металлолом на базе Вторчермета в Севастополе.

СКР-112

Разоруженный СКР-112 на разборке, после 1993 года.
Служба: СССР
Украина
Класс и тип суднаСторожевой корабль проекта 159А
Изготовитель ССЗ «Янтарь» , Калининград
Спущен на воду 15 августа 1967 года
Введен в эксплуатацию1968 год
Выведен из состава флота31 декабря 1993 года
СтатусРазделан на металл
Основные характеристики
Водоизмещение 1077 т
Длина82,3 м
Ширина9,2 м
Осадка 2,85 м
Бронирование Отсутствует
Двигатели2 ГТД М-2 (30 000 л. с. ) + 1 дизель 61-Б (6000 л. с.)
Движитель2
Скорость хода 33 узла (61,1 км/ч )
Дальность плавания 2000 морских миль на скорости 14 узлов
Автономность плавания 10 суток (запас провизии)
Экипаж 8/108 чел.
Вооружение
Артиллерия 2 × 2— 76-мм артустановки АК-726
Противолодочное вооружение 2 × 12— реактивных бомбомета РБУ-6000
Минно-торпедное вооружение 2 пятитрубных 400-мм торпедных аппарата ПТА-40-159, 22 мины заграждения
 
Категория: Сторожевой корабль | Просмотров: 1195 | Добавил: ucoz | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Архив записей

...

Друзья сайта
Вам Скучно? То гда Вам Сюда!
  • МЕГА СБОРНИК САМОДЕЛОК
  • ОНЛАЙН ТЕЛЕВИДЕНИЕ
  • ОНЛАЙН РАБОТА
  • БРОНЕ ТЕХНИКА
  • Смотреть онлайн кино бесплатно
  • ИЗОБРЕТЕНИЯ И ИЗОБРЕТАТЕЛИ
  • МИР ОРУЖИЯ
  • ОНЛАЙН КИНО
  • Самоделки
  • ВКУСНО С НАМИ
  • Блог о Все и не очем
  • Архив знаний
  • ОНЛАЙН КИНО
  • Фотоальбомы
  • энциклопедия авиации
  • Игры Денди Sega Онлайн
  • Сделай сам
  • New Wiki
  • Энцеклопедия кораблей
  • Железнодорожный транспорт
  • Доисторическая Европа
  • Динозавры
  • Дирижабли
  • Цивилизация майя
  • Древний Восток
  • Скучать некогда
  • Читаем книги онлайн
  • Создай свой блог сам

  • Статистика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024      Конструктор сайтов - uCoz