«Смышлёный» (с 1958 года «Московский комсомолец» )— эскадренный миноносец проекта 56 (код НАТО — «Kotlin class destroyer»).
История строительства
Зачислен в списки ВМФ СССР 3 октября 1952 года . Заложен на заводе №190 им. А.А.Жданова 23 февраля 1954 года (строительный №706), спущен на воду 24 мая 1955 года . Корабль принят флотом 28 июня 1956 года , 30 августа эсминец вступил в состав Советского Военно-Морского Флота
Служба
После постройки «Смышлёный» был включён в состав 121-й брэм Северного флота и 2 октября 1956 прибыл в Североморск. В марте-апреле следующего года участвовал в учениях и проверке инспекцией Министерства обороны СССР, по результатам которой был объявлен отличным .
С 29 октября 1958 года эсминец носил новое название— «Московский комсомолец». В период с 12 ноября 1958 по 1 декабря 1961 года «Московский комсомолец» прошёл модернизацию на заводе имени А.А.Жданова по проекту 56-ПЛО, после чего вошёл в состав 170-й брэм . С 1 по 25 июля и с 30 августа по 28 сентября 1964 года корабль совместно с эсминцем « Находчивым » нёс боевую службу в Норвежском море . В период с 18 июня по 7 июля 1965 года вместе с «Находчивым» «Московский комсомолец» нёс боевую службу в Норвежском море и Северной Атлантике в рамках учения « Печора ». 21 ноября корабль был отправлен на ремонт в Севастополь . 4 января 1968 года включён в состав 170-й брэм 7-й ОПЭСК Северного флота. Эсминец принял участие в военно-морских учениях « Север-68 ». В период с 25 по 28 октября 1969 года «Московский комсомолец» нанёс под флагом контр-адмирала Н.В.Соловьёва первый в истории визит в Рейкьявик ( Исландия ). С 9 по 27 апреля 1970 года находился на крупномасштабных военно-морских манёврах « Океан-70 » .
С 9 по 14 августа 1971 года эсминец посетил Алжир , с 31 сентября по 20 января следующего года находился на боевой службе в Атлантике, посетил порт Сьенфуэгос ( Куба ). С декабря 1972 по 2 июня 1975 проходил средний ремонт в Кронштадте , в процессе которого зенитное вооружение корабля было усилено 25-мм АУ 2М-3М . Со 2 января по 12 июля 1976 года «Московский комсомолец» находился на боевой службе, в условиях сильного шторма отслеживал учения НАТО , позднее до 17 мая следующего года проходил модернизацию на СРЗ-35 в Росте (в корме эсминца была установлена установка опытной аппаратуры неакустического поиска). Корабль нанёс 10-15 октября 1977 года совместно с «Жгучим» (под флагом контр-адмирала В. Круглякова) визит в Осло . Перед визитом опытная аппаратура была демонтирована, а после него вновь установлена. В период с 10 по 14 мая 1978 «Московский комсомолец» нанёс визит в порт Бордо (Франция). 1 октября 1978 года эсминец перевели в состав 56-й брэм 7-й ОПЭСК .
С декабря 1978 по март 1979 года «Московский комсомолец» совместно с тяжёлым авианесущим крейсером « Киев » находился на боевой службе в Средиземном море. С 5 по 12 апреля 1979 в составе корабельной противолодочной группы (ТАКР «Киев», большие противолодочные корабли « Маршал Тимошенко », « Адмирал Макаров », «Огневой») находился на учениях «Разбег-79». В 1982 году выходил в море на плановые стрельбы. 20 апреля 1983 года эсминец встал в Кронштадте на капитальный ремонт, 15 августа перечислен в состав 206-й брэм .
22 июля 1986 года «Московский комсомолец» был исключён из списков советского ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, а 27 февраля 1987 года расформирован. В дальнейшем брошен на отмели в акватории СРЗ-35 ( Роста ) в полуразобранном состоянии .
Особенности конструкции
Облегченную мачту в 1961 году заменили на усиленную. Барьер-сетка по бортам от носовой башни более протяжённая, чем у кормовой. На фок-мачте изначально располагалась РЛС « Волна » трапециевидной формы, а затем « Заря » прямоугольной формы. Ходовой мостик выполнен прямым. В 1968 году на эсминец установили опытную ПУСБ «Буря» и РБУ-6000 , которая на тот момент проходила испытания. На корме корабля находилось характерное буксируемое устройство с лебёдкой. В 1975 году на «Смышлёный» было установлено устройство (стойки за носовой башней) для траверзного приёма грузов
«Смышлёный» (с 29 октября 1958— «Московский комсомолец») |
---|
|
---|
|
---|
Служба: | СССР |
---|
Класс и тип судна | Эскадренный миноносец |
---|
Организация | ВМФ СССР |
---|
Изготовитель | Судостроительный завод №190 |
---|
Заказан к постройке | 3 октября 1952 (зачислен в списки) |
---|
Строительство начато | 23 февраля 1954 |
---|
Спущен на воду | 24 мая 1955 |
---|
Введен в эксплуатацию | 30 августа 1956 |
---|
Выведен из состава флота | 22 июля 1986 (исключён) |
---|
Статус | Исключён из ВМФ СССР |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | стандартное 2 667 т нормальное 2949 т полное 3 230 т |
---|
Длина | 126,1 м (наибольшая) 117,9 (по КВЛ ) |
---|
Ширина | 12,76 м (наибольшая) 12,41 м (по КВЛ) |
---|
Высота | 34,5м от основной линии |
---|
Осадка | 4,2 м (полная) |
---|
Двигатели | 2 ПТУ |
---|
Мощность | 72 000 л. с. |
---|
Скорость хода | максимальная 38 узлов оперативно-экономическая 17,9 узлов |
---|
Дальность плавания | 3 880 миль на 14,3 узлах 3090 морских миль на 17,9 узлах 642 морские мили на 38 узлах |
---|
Экипаж | 284 (в том числе 19 офицеров) |
---|
Вооружение |
---|
Радиолокационное вооружение | РЛС « Якорь-М » |
---|
Артиллерия | 2x2 130-мм АУ СМ-2-1 4x4 45-мм АУ СМ-20-ЗИФ |
---|
Противолодочное вооружение | 6x БМБ-2 |
---|
Минно-торпедное вооружение | 2х5 ПТА-53-56 |
---|
|
|