Ледоќол « Сов́етский Со́юз » — российский атомный ледокол класса «Арктика» , построенный на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге . Спущен на воду 31 октября 1986 года , введён в эксплуатацию в 1989 году . Входит в состав и используется Мурманским пароходством .
Ледокол спроектирован таким образом, чтобы за короткое время его можно было дооборудовать в боевой крейсер . Часть такого оборудования находится в законсервированном состоянии на борту, часть — на береговых складах
В 1991 и 1992 годах « Советский Союз » служил для арктического туризма. Во время трансполярного круиза в период с 27 июля по 16 августа 1991 года с его борта было установлено на дрейфующий лед 5 автоматических метеорологических ледовых станций (№№ 20,21,23,18,26), и один американский метеорологический буй № I.D.7058. Методы установки - переноска станций с борта ледокола на выбранную льдину или доставка станций к дрейфующей льдине вертолетом ледокола. Расстановку метеостанций проводил инженер ЦЛГМИ ААНИИ Лошаков Ю.В.
Во время трансполярного круиза в 1992 году под командованием капитана атомохода "Советский Союз" Горшковского А.Г. на стоянке в точке Северного Полюса 23 августа 1992 года на флагштоке судна были подняты Андреевский флаг и Флаг города Санкт-Петербурга в честь русских мореплавателей и корабелов "Балтийского завода" гор. Санкт-Петербурга. Подъем флагов осуществил пассажирский помощник капитана Румянцев Н.Н.
В марте 2002 года во время стоянки ледокола у причала в Мурманске впервые в практике его энергетическая установка была использована для электроснабжения береговых объектов. При этом мощность установки достигала 50 мегаватт . Эксперимент прошёл успешно, но был признан нерентабельным.
В 2004 году он был одним из трёх ледоколов, участвовавших в исследованиях влияния глобального потепления в Арктике .
Срок службы ледокола установлен в 25 лет. В 2007—2008 годах Балтийский завод поставил для ледокола «Советский Союз» оборудование, которое позволяет продлить срок эксплуатации судна .
В настоящее время (2012 год) ледокол стоящий у причала Росатомфлота уже пятый год планируется к восстановленнию, но только после того, как будет определен конкретный заказчик или пока не будет увеличен транзит по Севморпути, и не появятся новые участки работ.
Основные технические характеристики
- Наибольшая длина 147,9 м.
- Наибольшая ширина 29,9 м.
- Высота борта 17,2 м.
- Водоизмещение 21120 тонн.
- Тип главной установки : атомная турбоэлектрическая, два реактора мощностью до 55 мегаватт .
- Максимальная скорость хода на чистой воде 20,8 узлов
"Советский Союз" |
---|
|
---|
Ледокол «Советский союз» (справа).
|
---|
| |
---|
Класс и тип судна | атомный ледокол |
---|
Порт приписки | Мурманск |
---|
Организация | Российская Федерация |
---|
Оператор | ФГУП « Атомфлот » госкорпорации « Росатом » |
---|
Изготовитель | ОАО Балтийский завод |
---|
Спущен на воду | 1986 |
---|
Введен в эксплуатацию | 1989 |
---|
Статус | В эксплуатации |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | 21120 тонн |
---|
Длина | 147,9 м |
---|
Ширина | 29,9 м |
---|
Высота | 17,2 м (высота борта) |
---|
Двигатели | атомная турбоэлектрическая |
---|
Мощность | 75 тыс. л.с. |
---|
Движитель | 3 винта фиксированного шага с 4 съемными лопастями |
---|
Скорость хода | макс. 20,8 узлов на воде |
---|
|
|