«Спешный» — эскадренный миноносец проекта 56 (код НАТО — «Kotlin class destroyer»).
История строительства
Зачислен в списки ВМФ СССР 19 августа 1952 года . Заложен на заводе №190 им. А.А.Жданова 30 мая 1953 года (строительный №703), спущен на воду 7 августа 1954 года . Корабль принят флотом 30 сентября 1955 года , 19 декабря эсминец вступил в состав Советского Военно-Морского Флота
Служба
После постройки был включён в состав 128-й брэм 4-го (Северо-Балтийского) ВМФ. В 1957 году «Спешный» принял участие в учениях по противолодочной подготовке; в 1959 году — снова на учениях; в следующем году эсминец отрабатывал взаимодействия с отрядом кораблей. В 1961 году участвовал в артиллерийских стрельбах. В 1963 году корабль находился на тактических, а в 1965 году на противолодочных учениях. С 18 ноября 1966 по 6 января 1969 года проходил средний ремонт в Кронштадте . 12 сентября 1969 года во время проведения артиллерийских стрельб вместо щита попал артиллерийским снарядом в эсминец « Неустрашимый »
С 10 по 27 апреля 1970 года «Спешный» участвовал в манёврах « Океан », нёс боевую службу в Атлантике. С 17 по 23 июля совместно с крейсером « Октябрьская революция » обеспечивал советское военно-морское присутствие в Сирии , нёс боевую службу в Средиземном море с возвращением в августе 1970 года в базу. 11 января 1971 года корабль перевели в 12-ю дивизию надводных кораблей . В марте-июле 1971 году «Спешный» находился на новой боевой службе в Средиземном море (совместно с «Октябрьской революцией», « Настойчивым » и « Образцовым »). С июня по ноябрь следующего года вместе с «Октябрьской революцией» и 3 большими противолодочными кораблями эсминец опять нёс боевую службу в Средиземном море. Находился с 8 декабря 1972 года по 9 апреля 1973 года на ремонте в Лиепае (на СРЗ-29)
В сентябре 1973 года «Спешный» совместно с эсминцем « Светлым » и бпк «Образцовым» вышел на боевую службу в Средиземное море, где и находился до апреля 1974 года . В 1978 году эскадренный миноносец нёс боевую службу в Западной Атлантике, с 30 октября 1978 по 8 февраля 1979 года обеспечивал советское военно-морское присутствие в Анголе
С 15 марта 1984 года по 13 марта 1985 года «Спешный» был выведен из боевого состава и находился на консервации в Таллине , затем был включён в состав 76-й бригады эсминцев . 25 апреля 1989 года был исключён из списков ВМФ в связи с передачей ОФИ для демонтажа и реализации. 31 декабря экипаж расформирован. В 1990—1991 годах корпус корабля был разрезан на металлолом в Лиепае
Особенности конструкции
Характерные отличия корабля от других кораблей проекта :
- Ходовой мостик выполнен с выступом;
- Помещение приёмо-передатчика « Фут-Н » имеет ступенчатую носовую стенку;
- В 1973 году на эсминец была установлена станция теплового следа МИ-110К со своеобразным приёмником («лисьей ноздрёй») на носу. Башенные радиолокационные дальномеры « Штаг-Б » были сняты;
- С 1972 года разъездной катер проекта 378 заменили на новый проекта 1390 («Стриж»);
- В ходе модернизаций на фок-мачте корабля были установлены 2 РЛС « Дон », в результате чего появился характерный кронштейн площадки РЛС;
- В 1974 году за носовой надстройкой было установлено устройство для траверзного приёма грузов.
Известные командиры
- С 1972 по 1974 - капитан 3 ранга Г.Д.Шубович
- С 1974 по 1976— капитан 3 ранга Ю.В.Цветков
- 1980 год — капитан 2 ранга А.В.Гаврилов
- С 1985 года — капитан 3 ранга И.Н.Кинякин;
- 1989 год — капитан 3 ранга В.Н.Мардусин
«Спешный» |
---|
|
---|
«Спешный» в июле 1978 года.
|
---|
Служба: | СССР |
---|
Класс и тип судна | Эскадренный миноносец |
---|
Организация | ВМФ СССР |
---|
Изготовитель | Судостроительный завод №190 |
---|
Заказан к постройке | 19 августа 1952 (зачислен в списки ВМФ) |
---|
Строительство начато | 30 мая 1953 |
---|
Спущен на воду | 7 августа 1954 |
---|
Введен в эксплуатацию | 19 декабря 1955 |
---|
Выведен из состава флота | 25 апреля 1989 (исключён из списков) |
---|
Статус | Исключён из ВМФ СССР |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | стандартное 2 667 т нормальное 2949 т полное 3 230 т |
---|
Длина | 126,1 м (наибольшая) 117,9 (по КВЛ ) |
---|
Ширина | 12,76 м (наибольшая) 12,41 м (по КВЛ) |
---|
Высота | 34,5м от основной линии |
---|
Осадка | 4,2 м (полная) |
---|
Двигатели | 2 ПТУ |
---|
Мощность | 72 000 л. с. |
---|
Скорость хода | максимальная 38 узлов оперативно-экономическая 17,9 узлов |
---|
Дальность плавания | 3 880 миль на 14,3 узлах 3090 морских миль на 17,9 узлах 642 морские мили на 38 узлах |
---|
Экипаж | 284 (в том числе 19 офицеров) |
---|
Вооружение |
---|
Радиолокационное вооружение | РЛС « Якорь-М » |
---|
Артиллерия | 2x2 130-мм АУ СМ-2-1 4x4 45-мм АУ СМ-20-ЗИФ |
---|
Противолодочное вооружение | 6x БМБ-2 |
---|
Минно-торпедное вооружение | 2х5 ПТА-53-56 |
---|
|
|