«Спу́тник» — советское речное судно на подводных крыльях. Не был запущен в серию, единственный опытный экземпляр изготовлен в 1961 году, проработал около 4 лет, после чего был списан и установлен на постаменте в Тольятти.
Проект
«Спутник» предназначался для скоростных пассажирских перевозок по рекам и водохранилищам на маршрутах протяженностью до 600 км. Автором проекта 329 являлся известный советский конструктор судов на подводных крыльях Алексеев Р. Е.
В 1960 году коллегией Министерства речного флота РСФСР технический проект судна был одобрен. Согласно проекту, гребные винты были расположены впереди крыла. Для уменьшения веса судна его строили не из стали , а из алюминиево-магниевого сплава .
Планировалась возможность эксплуатации при волнении до 8 баллов . Пассажиры размещались в трёх салонах с авиационными креслами.
История
В 1961 году на заводе Красное Сормово был построен опытный экземпляр. На момент постройки это было крупнейшее в мире по вместимости речное судно подобного типа.
В центральной советской газете «Правда» в статье от 12 октября 1961 года сообщалось о «Спутнике»: «Самый большой в мире пассажирский теплоход на подводных крыльях „Спутник" — трудовой подарок судостроителей „Красного Сормова" XXII съезду КПСС — прибыл вчера в Москву».
Сначала он эксплуатировался на линии Горький — Тольятти . В 1965 году его перевели на линию Куйбышев — Казань . Объяснением для перевода стал факт глубокой осадки судна, что не позволяло эффективно использовать его в верховьях Волги . Однако эту навигацию судно уже не закончило, в Тольятти оно проходило всего три месяца.
Капитаны:
- Полуэктов В. Г. — лауреат Ленинской премии
- Белодворцев Е. А.
- Саморуков С. И.
Недостатки
4 двигателя потребляли очень много горючего и эксплуатация его оказалась крайне убыточной. Кроме того, от четырёх работающих дизелей исходила сильная вибрация , приводившая к частым поломкам.
Машинное отделение располагалось между пассажирскими салонами и под мини-рестораном. Шум и вибрация сильно снижали комфорт пассажиров.
По результатам опытной эксплуатации суда проекта 329 в серийное производство не пошли.
Судьба
В одном из рейсов судно столкнулось с топляком , после чего несколько лет простояло в судоремонтном заводе. Серьёзно пострадал один из двигателей, а на покупку нового средств не было. Судно оставалось на плаву, но потеряло ход и не поднималось на крыло. Предлагалось разрезать его на металлолом , но было принято другое решение. Судно установили на постаменте на набережной в Тольятти .
В 2005 году в расположенном внутри судна молодёжном центре возник пожар , в результате которого внутренняя отделка выгорела.
Спутник |
---|
|
---|
|
---|
Флаг | СССР |
---|
Класс и тип судна | Судно на подводных крыльях |
---|
Порт приписки | Тольятти |
---|
Изготовитель | Красное Сормово |
---|
Спущен на воду | 11 июля 1961 |
---|
Введен в эксплуатацию | 1961 |
---|
Выведен из состава флота | 1965 |
---|
Статус | памятник |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | 40 т |
---|
Длина | 47,3 м |
---|
Ширина | 11,7 м |
---|
Осадка | 2,7 м (при стоянке) 0,9 м (при ходе на крыльях) |
---|
Двигатели | 4* М50-Ф3 |
---|
Мощность | 4x850 л.с. |
---|
Скорость хода | 65 км/ч |
---|
Автономность плавания | 600 км |
---|
Пассажировместимость | 300 чел |
---|
|
|