Сухбаатар ( монг. Сүхбаатар ; ранее Иссык-Куль )— речной круизный двухпалубный дизель-электроход , единственное в Монголии судно подобного типа. Названо в честь деятеля Народной революции Д. Сухэ-Батора .
История
В начале 1900 года русские купцы, ведшие дела в окрестностях Ханха , переправляли груз антиквариата и других товаров из Хатгала в Ханх при помощи монгольских караванщиков по восточному берегу Хубсугула , одновременно закупая скот у местного населения. Эта торговая экспедиция заняла долгое время; кроме того, на переправе через Эгийн-Гол погибло много скота, что навело их на идею создания местного речного судоходства. Начиная с 1905 года торговцы Горбоносов и Лобазовский, а также учёный Л.В.Гринько проводили исследования природы Хубсугула, замеры силы и направления ветра и течения, поиск возможных мест для причалов. В 1910 году ими на Хубсугуле было пущено небольшое деревянное судно «Монгол» грузоподъёмностью в 40 тонн и паровым двигателем в 75 л.с.
После этого, в 1934 году на воду Хубсугула сошли деревянные суда «Монгол улсын 10 жилийн ой» («Десятилетняя годовщина Монголии»; 100 тонн, 100 лс) и Сүхбаатар (120 тонн, 200 л.с.), затемв 1956 году — Сүхбаатар (400 лс, 60 тонн, 40 пассажирских мест, двигатель марки «Бор-500») со стальным корпусом, Сүхбаатар (600 тонн, 800 л.с., морского класса, дизельный двигатель марки «Байкал-800»), а также баржи «Ажилчин», «Малчин», «Ургац» и «Долгион», перевозившие нефть и товары по речной сети западных аймаков.
Современное состояние
Ныне действующее судно было построено как озёрный буксира проекта 758Б на советском судостроительном заводе Кама в Перми и спущено на воду под именем «Иссык-Куль» в 1985 году с нормативом по эксплуатации 40 лет. Позже было переоборудованное в пассажирское судно.
В 2005 году было приобретено компанией «Номин холдинг», наполовину принадлежащей Министерству обороны Монголии . Судно осуществляет грузовые и пассажирские перевозки, действует в качестве парома
Сухбаатар |
---|
Сухбаатар |
---|
|
---|
Теплоход Сухбаатар на озере Хубсугул
|
---|
Флаг | СССР → Монголия |
---|
Класс и тип судна | дизель-электроход |
---|
Порт приписки | 1985-: Байкал -2012: Хатгал |
---|
Организация | Восточно-Сибирское речное пароходство → Номин холдинг |
---|
Изготовитель | Судостроительный завод «Кама», Пермь , СССР |
---|
Спущен на воду | 1985 |
---|
Основные характеристики |
---|
Длина | 41 м |
---|
Ширина | 8,5 м |
---|
Высота | 11 м |
---|
Двигатели | 2 дизеля |
---|
Мощность | 2 × 250 кВт |
---|
Скорость хода | 22 км/ч |
---|
Экипаж | 5 |
---|
Пассажировместимость | 250 |
---|
Регистровый тоннаж | 1800 т |
---|
|
|