«Светлый» — эскадренный миноносец проекта 56 (код НАТО — «Kotlin class destroyer»).
История строительства
Зачислен в списки ВМФ СССР 19 августа 1952 года . Заложен на заводе №190 им. А.А.Жданова 4 марта 1953 года (строительный №702), спущен на воду 27 октября 1953 года , принят флотом 17 сентября 1955 года , 26 сентября 1955 года эсминец вступил в состав Советского Военно-Морского Флота
Служба
С 1955 года эсминец «Светлый» находился в составе 128-й бригады эсминцев 4-го (Северо-Балтийского) ВМФ. В 1958 году принимал участие в артиллерийских учениях, в следующем году— в противолодочных, в 1960 году — в тактических. В период с 18 по 22 октября 1962 года совместно с эсминцем « Справедливым » «Светлый» нанёс визит в Росток ( ГДР ). С 8 по 12 мая 1964 года под флагом адмирала А.Е.Орла в составе КУГ , в которой также находились крейсер « Комсомолец » и эсминец « Справедливый », нанёс визит в Копенгаген . В 1965 году прошёл ремонт. В 1966 году эсминец находился на учениях «Байкал»
Совместно с крейсером « Киров » с 3 по 7 июля 1967 года «Светлый» находился с визитом в Стокгольме (под флагом контр-адмирала В.П.Белякова). С сентября по декабрь нёс боевую службу в Средиземном море (совместно с крейсером « Октябрьская революция » и большим ракетным кораблём « Зоркий »), а весной следующего года прошёл текущий ремонт в Лиепае . В 1969 году корабль участвовал в учениях Балтийского флота, а затем нёс боевую службу. С 18 февраля по 5 июля 1971 года «Светлый» находился на ремонте и модернизации на 29-й судоремонтном заводе в Лиепае (в составе 12-й дивизии надводных кораблей )
С июля по август 1972 года «Светлый» совместно с БПК « Образцовым » нёс боевую службу в Северной Атлантике. Совместно с «Образцовым» и эсминцем « Спешным » находился на новой боевой службе в Средиземном море с сентября 1973 по апрель 1974 года. С 21 по 26 июня 1976 года корабль нанёс визит в Бордо . В период возвращения из похода в Северном море из носового торпедного аппарата эсминца на циркуляции выпала и затонула торпеда
В 1977 году «Светлый» прошёл ремонт в Лиепае. В июне 1978 года , получив пробоину в районе МКО (моторно-котельного отделения), корабль затонул у причала. В следующем году эсминец был отремонтирован и, пройдя испытания, вошёл в состав 76-й бригады эсминцев . 22 августа 1980 года выведен на консервацию в Таллин . 25 апреля 1989 года исключён из списков ВМФ СССР , 1 октября был расформирован экипаж корабля и в 1990 году корпус эсминца был разрезан в Лиепае
Особенности конструкции
По ряду отличительных особенностей конструкции легко опознаётся. С 1957 года в корме корабля была размещена вертолётная площадка, на которой в 1958—1959 годах проводились лётные испытания вертолёта Ка-15 . В 1959 году облегчённую мачту заменили заменили на усиленную, несколько раньше на грот-мачте РЛС « Риф » заменили на РЛС « Фут-Н ». Станции «Мачта-П» первоначально не было. РЛС « Заря » на фок-мачте имела прямоугольное сечение. На грот-мачте размещалось помещение приёмо-передатчика станции «Фут-Н» со ступенчатой носовой стенкой, над этим помещением между стойками мачты была размещена характерная перемычка. Антенна « Якорь-М1 » находилась на стабилизированном визирном посту и имела прямоугольное сечение, позже была заменена на антенну « Якорь-М2 » со скругленными краями. Ходовой мостик не имел выступа, пиллерсы не имели распорок. В 1971 году были установлены автоматы 2М-3 , новые навигационные РЛС « Дон », мостик закрыли лёгким брезентовым тентом, позже корабль оборудовали устройством для траверзного приёма грузов (стойки за носовой башней)
«Светлый» |
---|
|
---|
"Светлый" на параде в Ленинграде, 1974/1975 год.
|
---|
Служба: | СССР |
---|
Класс и тип судна | Эскадренный миноносец |
---|
Организация | ВМФ СССР |
---|
Изготовитель | Судостроительный завод №190 |
---|
Заказан к постройке | 19 августа 1952 (зачислен в списки ВМФ) |
---|
Строительство начато | 4 марта 1953 |
---|
Спущен на воду | 27 октября 1953 |
---|
Введен в эксплуатацию | 26 сентября 1955 |
---|
Выведен из состава флота | 25 апреля 1989 (исключён) |
---|
Статус | Исключён из ВМФ СССР |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | стандартное 2 667 т нормальное 2949 т полное 3 230 т |
---|
Длина | 126,1 м (наибольшая) 117,9 (по КВЛ ) |
---|
Ширина | 12,76 м (наибольшая) 12,41 м (по КВЛ) |
---|
Высота | 34,5м от основной линии |
---|
Осадка | 4,2 м (полная) |
---|
Двигатели | 2 ПТУ |
---|
Мощность | 72 000 л. с. |
---|
Скорость хода | максимальная 38 узлов оперативно-экономическая 17,9 узлов |
---|
Дальность плавания | 3 880 миль на 14,3 узлах 3090 морских миль на 17,9 узлах 642 морские мили на 38 узлах |
---|
Экипаж | 284 (в том числе 19 офицеров) |
---|
Вооружение |
---|
Радиолокационное вооружение | РЛС « Якорь-М » |
---|
Артиллерия | 2x2 130-мм АУ СМ-2-1 4x4 45-мм АУ СМ-20-ЗИФ |
---|
Противолодочное вооружение | 6x БМБ-2 |
---|
Минно-торпедное вооружение | 2х5 ПТА-53-56 |
---|
|
|