«Святая Анна» — парусно-паровая баркентина типа «Филомель» ( англ. «Philomel» ), использовалась несколькими британскими путешественниками, затем российской полярной экспедицией под руководством Г.Л.Брусилова с 1912 года при попытке прохождения Северного морского пути и пропала без вести в 1914 году .
«Ньюпорт»
Судно было спущено на воду в Великобритании 20 июля 1867 году на верфи в Пембрук-Док как четырёхпушечный военный корабль для военно-морского флота под названием «Ньюпорт» ( англ. HMS Newport ). 31 марта 1868 года «Ньюпорт» был переквалифицирован в исследовательское судно и под командованием капитана Джорджа Нейрса ( англ. George Strong Nares ) направлен для проведения гидрографических работ в Средиземном море
«Пандора II»
В 1881 году судно было выкуплено у Британского Адмиралтейства Аленом Уильямом Юнгом ( англ. Allen William Young ).
Юнг ранее дважды, в 1875 и 1876 годах, использовал однотипное судно под именем «Пандора» в попытке преодолеть Северо-Западный проход за одну навигацию и попутно пролить дополнительный свет на все еще волновавшую его современников тайну гибели экспедиции Джона Франклина Известный мореплаватель Джон Франклин за тридцать лет до того предпринял штурм Северо-Западного прохода на кораблях «Эребус» и « Террор » и пропал без вести.
В память об этих путешествиях, Юнг переименовал «Ньюпорт» в «Пандора II» ( англ. Pandora II ) и использовал в качестве яхты .
«Бленкатра»
Яхту приобрел английский судовладелец Либурн-Пофам ( англ. F.W. Leybourne Popham ) и переименовал в «Бленкатра» ( англ. Blencathra ).
Пофам укрепил корпус судна, снабдив его тройной дубовой обшивкой, в результате толщина борта составила 27 дюймов (0,7 м). Старая 40-сильная паровая машина сменилась современной, мощностью 400 индикаторных сил. Скорость хода под парами возросла с 5 до 7,5 узлов.
В 1890-х годах «Бленкатра» ходила к устью Енисея в составе торговых экспедиций под командованием английского капитана Джозефа Виггинса ( англ. Joseph Wiggins ).
«Бленкатра» обеспечивала организацию резервных складов продовольствия по маршруту плавания экспедиции Нансена на « Фраме » и, таким образом, причастна к еще одной героической арктической экспедиции.
В 1893 году в рейсе «Бленкатры» к берегам Сибири принял участие Фредерик Джексон . Джексон обследовал более 3000 миль побережья между Обью и Печорой . В 1895 году вышла его книга об этой экспедиции
Кроме того, «Бленкатра» под командованием Виггинса работала по государственным российским подрядам при перевозке грузов для строительства Транссибирской железнодорожной магистрали .
В навигацию 1898 года в круизе «Бленкатры» по Баренцеву морю , с заходом на Новую Землю и остров Колгуев , принял участие известный шотландский натуралист Уильям Спирс Брюс . Результат своей исследовательской работы на «Бленкатре» Брюс опубликовал в 1899 году
«Святая Анна»
Полярные экспедиции Нансена , Пири , Амундсена и Скотта вызвали в России большой общественный интерес. В этой атмосфере морской офицер Георгий Львович Брусилов решил предпринять собственную арктическую экспедицию с целью первого прохода Северным морским путем под российским флагом .
В 1912 году Брусилов получил на службе отпуск и организовал своих ближайших родственников в акционерное зверобойное общество , предполагавшее извлечь прибыль из попутного зверопромысла в арктических широтах .
Для нужд экспедиции в Великобритании Брусилов за 20 тысяч рублей приобрел «Бленкатру», несмотря на 45-летний возраст остававшуюся в хорошем состоянии. В.И.Альбанов позднее писал:
«…так сохранилась, что ей трудно дать больше 20 лет, как бы усердно не искать изъянов в ее шпангоутах, бимсах, кницах и обшивках».
Репортёр петербургской газеты «Новое время» (выпуск от 18 июля 1912 года ) так описывал свои впечатления от посещения судна:
«…нас встретил старший помощник капитана лейтенант Андреев Н. С., проводил в салон, где кожаные кресла и диваны, рассказал о целях экспедиции… „Св. Анна" построена в 1867 году, грузоподъемность ее 231 тонна, толщина бортов 27 дюймов, машина имеет мощность 400 индикаторных сил, ход 7-7,5 узлов… Пойдут вокруг Нордкапа, остановятся на 3-4 дня в Архангельске, далее— в Карское море, обойдут полуостров Ямал и будут стремиться обогнуть мыс Челюскин, и, если это удастся, перезимуют в устье реки Хатанги. Далее пойдут вдоль побережья Сибири к Берингову проливу…».
Судно было переименовано в честь основного инвестора экспедиции, Анны Николаевны Брусиловой (жены его дяди-генерала, Алексея Алексеевича Брусилова ), выделившей 90 тысяч рублей . Под новым именем «Святая Анна» шхуна покинула Петербург 10 августа 1912 года .
В Александровске-на-Мурмане (ныне Полярный ) часть экипажа, включая судового врача, старшего помощника Н.С.Андреева, штурмана и нескольких матросов, отказалась от дальнейшего плавания.
На роль медика экспедиции по собственной инициативе вызвалась Е.А.Жданко (дочь генерала А.Е.Жданко и племянница начальника Главного гидрографического управления генерал-лейтенанта М.Е.Жданко ), имевшая квалификацию сестры милосердия .
Единственным штурманом экспедиции остался Валериан Альбанов , до этого имевший опыт лоцмейстерского плавания в Енисейской губе и работы старшим помощником капитана на рейсовом пароходе в Баренцевом море .
В окончательно сформированном экипаже из 24 человек было всего семь профессиональных моряков, включая Брусилова и Альбанова . 28 августа 1912 года шхуна отправилась в дальнейший путь, имея запас продовольствия на 18 месяцев. Дополнительное снабжение предполагалось добывать охотой .
16 октября 1912 года шхуна прошла Карские Ворота , но вскоре оказывается зажатой льдами у западного побережья Ямала на широте 71°45'. 28 октября 1912 года под сильным южным ветром начинается дрейф ледового поля с вмерзжим судном, вместо намеченного пути на восток судно продвигается на север.
К лету 1913 года «Святую Анну» вынесло севернее Новой Земли . Попытки пропилить в ледяном поле канал до ближайшей полыньи не удались и судну пришлось готовиться ко второй зимовке.
Неопределенность положения усиливала разногласия среди экипажа. В сентябре 1913 года произошел конфликт между Брусиловым и Альбановым, в результате которого Альбанов сложил с себя полномочия штурмана.
К началу 1914 года шхуну вынесло уже севернее Земли Франца-Иосифа . Несмотря на удачную охоту во время первого года плавания, стала ощущаться нехватка многих продуктов и топлива, ожидался голод.
10 апреля 1914 года 82.925 , 60.75 82°55′30″ с.ш. 60°45′00″ в.д. / 82.925° с.ш. 60.75° в.д. (G) (O) штурман Валериан Альбанов покинул шхуну вместе с тринадцатью членами команды, чтобы пешком достичь обитаемой земли. Поскольку план экспедиции Брусилова не предполагал пеших походов, то всё оборудование и снаряжение пешей группы— семь байдарок , закрепленных на санях и меховая одежда— было самодельным, изготовленным людьми без опыта полярных переходов в кустарных условиях на борту «Святой Анны». Питание состояло в основном из сухарей и не соответствовало уровню физической нагрузки .
На судне осталось десять членов экипажа. Через некоторое время матросы Пономарев, Шабатура и Шахнин сочли путь непосильным для себя и вернулись обратно на судно. В итоге последний экипаж «Святой Анны» состоял из 13 человек :
- Г.Л.Брусилов , начальник экспедиции и капитан
- Е.А.Жданко, медик
- Иван Потапов, боцман
- Яков Фрейберг, машинист
- Вячеслав Шленский, гарпунер, внештатный корреспондент архангельской газеты
- Михаил Денисов, гарпунер (норвежский подданный)
- Густав Мельбард, матрос, ученик рижских мореходных классов
- Иоган Параприц, матрос, ученик рижских мореходных классов
- Г. Анисимов, матрос
- И. Пономарев, матрос
- А. Шахнин, матрос
- Максим Шабатура, кочегар
- Игнат Калмыков, повар.
Дальнейший путь на лыжах, санях и байдарках продолжили:
- Валериан Альбанов , штурман
- Петр Максимов, старший рулевой
- Луняев, матрос
- Архиреев, матрос
- Шпаковский, матрос
- Баев, матрос
- Владимир Губанов, машинист
- Александр Конрад , матрос
- Ольгерд Нильсен, матрос (датчанин, из прежнего британского экипажа судна)
- Павел Смиренников, матрос
- Ян Регальд, стюард
Альбанов планировал добраться до архипелага Земля Франца-Иосифа , где, как он знал из книги Нансена , располагалась база арктических экспедиций Джексона , и там дождаться проходящего судна. Предстояло преодолеть около 160 километров.
3 мая матрос Баев ушел на разведку и не вернулся, поиски не дали результата.
Проводимые Альбановым по пути астрономические наблюдения и вычисление координат неожиданно показали, что полярников вместе со льдом быстро уносит в сторону от цели. Это было ранее неизвестное Восточно-Шпицбергенское течение.
29 июня члены экспедиции вышли на южный берег мыса Мэри Хармсуорт (остров Земля Александры ), где увидели свободное ото льда море. На десять человек оставалось лишь две байдарки и отряд вынужденно разделился две партии, одна из которых пошла на байдарках, а другая— на лыжах вдоль берега. За время пути в береговой партии заболел и умер матрос Архиреев. Воссоединились обе группы на мысе Ниль (остров Земля Георга ). Следующей точкой встречи был назначен мыс Гранта (остров Земля Георга ). Пять человек на байдарках прибыли в условное место и ожидали береговую партию, но безуспешно.
Далее байдарки пошли к острову Белл и достигли его 5 июля . В пути заболел и умер матрос Нильсен. 7 июля обе байдарки направились к мысу Флора . Поднявшийся сильный северный ветер унес в море байдарку с матросами Луняевым и Шпаковским, об их дальнейшей судьбе неизвестно. Второй байдарке удалось вернуться к острову Белл.
Наконец, 9 июля байдарке Альбанова и матроса Александра Конрада удалось добраться до старой базы Джексона на мысе Флора (остров Нортбрук , Земля Франца-Иосифа ). В результате сноса льдов Восточно-Шпицбергенским течением, с момента оставления «Святой Анны» они прошли более четырехсот километров за почти три месяца.
15 июля Конрад в одиночку (Альбанов был к тому времени тяжело болен) отправился на мыс Гранта для поисков пропавшей береговой партии. Никаких следов ему обнаружить не удалось.
20 июля к мысу Флора подошла шхуна « Святой Фока » (экспедиции Седова ) под командованием Н.М.Сахарова и спасла Альбанова и Конрада, единственных выживших в экспедиции Брусилова.
Поиски «Святой Анны»
XX век
К 1914 году сразу три русские арктические экспедиции Г.Л.Брусилова, Г.Я.Седова и В.А.Русанова считались пропавшими без вести. 18 января 1914 года Совет министров дал указание морскому министерству предпринять их поиски . Главным гидрографическим управлением были организованы несколько поисковых экспедиций.
В западной спасательной экспедиции под руководством капитана 1-го ранга Исхака Ислямова участвовали четыре судна: барк « Эклипс », пароход « Печора », паровые шхуны « Герта » и « Андромеда ». «Эклипс» под командованием Свердрупа должен был пройти на восток Северо-Восточным проходом , а остальные суда— осмотреть район Новой Земли и Земли Франца-Иосифа .
Для поисков впервые в мировой истории использовалась полярная авиация: лётчик Ян Нагурский на гидросамолёте « Farman MF.11 » исследовал с воздуха льды и побережье Новой Земли на протяжении около 1060 километров .
«Эклипсу», в свою очередь, потребовалась помощь по время зимовки 1914—1915 годов у северо-западного побережья полуострова Таймыр . Эвакуацию части моряков с «Эклипса» произвела сухопутная экспедиция на оленях под руководством Н.А. Бегичева . Освободившись от льдов, «Эклипс» достиг острова Уединения и осенью 1915 года поднял на нём российский флаг.
Шхуна « Герта » под командованием Ислямова на своём пути к острову Нортбрук разминулась с возвращавшимся в то же время в Архангельск «Святым Фокой» с Альбановым и Конрадом, но записка Альбанова, оставленная им на базе Джексона на мысе Флора , была обнаружена Ислямовым.
С восточной стороны поиск был поручен судам гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана под руководством капитана 2-го ранга Б.А.Вилькицкого . Восточная экспедиция также пыталась задействовать воздушную разведку, однако гидросамолёт «Генри-Фарман» лётчика Д.Н.Александрова потерпел аварию в первом же пробном полёте в бухте Эмма ( Провидения ) на Чукотке и далее не использовался
В течение 1914—1915 годов экспедиционные ледокол-пароходы « Таймыр » и « Вайгач » (командир П.А. Новопашенный ) преодолели весь Северо-Восточный проход от Владивостока до Архангельска , впервые сделав это в направлении с востока на запад.
В течение двух лет поисков не удалось обнаружить следов «Святой Анны». В сентябре 1915 года все спасательные экспедиции вернулись в Архангельск, поиски были прекращены.
1919 году Альбанов пытался убедить «верховного правителя России» А.В. Колчака (в прошлом участника экспедиции Э.В. Толля ) организовать новую поисковую экспедицию, но не преуспел в этом и вскоре сам погиб при не до конца выясненных обстоятельствах
XXI век
В 2010 году под руководством Олега Продана была организована первая за долгий срок поисковая экспедиция, в ходе которой на острове Земля Георга (Земля Франца-Иосифа) были найдены человеческие останки и предметы, предположительно принадлежащие пропавшей береговой партии группы Альбанова . Среди них были : карманные часы, ложка с инициалами «П. С.» (возможно, принадлежавшая матросу Павлу Смиренникову— в таком случае останки, вероятно, тоже его), самодельные тёмные очки из бутылочных стёкол, три винтовочных патрона 1910—1911 годов выпуска ит.д. Многие из найденных вещей упоминаются в дневнике Альбанова.
Научные результаты экспедиции «Святой Анны»
Доставленные Альбановым материалы экспедиции Брусилова позволили систематизировать сведения о течениях, определить границы материковой отмели, выявить подводный желоб Святой Анны на границе между Карским и Баренцевым морями.
На основании наблюдений Альбанова во время пешего перехода выявлена закономерность дрейфа льдов в юго-западном направлении и открыто Восточно-Шпицбергенское течение.
Группа Альбанова независимо от Умберто Каньи обнаружила мифичность Земли Петермана и Земли Оскара . Для навигации Альбанов располагал только устаревшей картой Юлиуса Пайера 1874 года , приведенной в книге Нансена , где эти острова еще были обозначены.
Гипотезы о причинах гибели «Святой Анны»
После ухода группы Альбанова и сокращения числа зимовщиков, оставшиеся запасы продовольствия на судне оценивались как достаточные на срок до середины 1915 года . Вероятность быть раздавленной льдами, на основании опыта предыдущих зимовок, оценивалась как минимальная. О причинах исчезновения судна выдвигалось несколько гипотез, ни одна из которых не получила фактического подтверждения:
- Судно погибло от случайного пожара.
- Экипаж судна погиб от цинги либо от паразитарного заболевания трихинеллёза , причиной которого могло стать употребление в пищу мяса белых медведей и моржей , не прошедшего достаточную термическую обработку.
- Судно освободилось от льдов в разгар Первой мировой войны и на пути в порт было потоплено германскими субмаринами в ходе битвы за Атлантику .
- Судно погибло после освобождения от льдов в результате зимнего шторма в Северной Атлантике
Судно в художественной литературе
- Георгий Львович Брусилов , штурман Валериан Альбанов и «Святая Анна» послужили прототипами капитана Ивана Львовича Татаринова, штурмана Ивана Климова и судна «Святая Мария» в романе Вениамина Каверина « Два капитана ».
- Роман швейцарского исследователя и писателя Рене Гузи ( фр. Rene Gouzy ) «В полярных льдах», изданный в 1928 году в Ленинграде издательством «Вокруг света», описывает дрейф во льдах парусной шхуны «Эльвира» от лица медсестры Ивонны Шерпантье. В романе в форме дневника рассказывается об уходе части экипажа во главе со штурманом и о смерти оставшихся от голода и болезней. Издание романа сопровождалось литературной мистификацией : якобы Шарпантье перед смертью упаковала свой дневник в плавучий мешок, найденный затем китобоями . Гузи разоблачил собственную мистификацию в 1931 году .
«Святая Анна» |
---|
«Бленкатра» ( англ. Blencathra ) «Пандора II» ( англ. Pandora II )
«Ньюпорт» ( англ. Newport ) |
---|
|
---|
Шхуна «Святая Анна» в гавани Санкт-Петербурга перед началом экспедиции Г.Л.Брусилова
|
---|
| |
---|
Класс и тип судна | паровая баркентина (идентифицировалась владельцем как шхуна ) |
---|
Порт приписки | Санкт-Петербург |
---|
Организация | Британское Адмиралтейство , Янг, Аллан Уильям , Либурн-Пофам, Брусилов, Георгий Львович |
---|
Изготовитель | Пембрук-Док , Великобритания |
---|
Спущен на воду | 20 июля 1867 года |
---|
Выведен из состава флота | последний раз видели в 1914 году |
---|
Статус | пропала без вести |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | 570 т. |
---|
Длина | 44,5м. (корпус, не считая бушприта ) |
---|
Ширина | 7,5м. |
---|
Осадка | 3,7м. |
---|
Двигатели | Паровая машина , паруса |
---|
Мощность | 400 л.с. |
---|
Движитель | 1 винт |
---|
Скорость хода | 7-7,5 узлов |
---|
Автономность плавания | 18 месяцев |
---|
Экипаж | 24 человека |
---|
Регистровый тоннаж | 231 т. |
---|
|
|