Бронепалубный крейсер «Таж» ( фр. Tage )— первый бронепалубный крейсер французского флота , построенный в 1880-х . Развился из проекта « Сфакс » ( фр. Sfax ). Предназначался для действий на коммуникациях, имел полное парусное вооружение барка. Следующим шагом в развитии французского типа бронепалубного крейсера стал « Амираль Сесиль » ( фр. Amiral Cécille ).
Корпус
По своей архитектуре «Таж» был типичен для французских кораблей своего времени. Силуэт крейсера определял солидный таран , заваленные внутрь борта и свисающая корма . У крейсера наличествовали развитые полубак и полуют . Корпус корабля был стальным . Дно обшивалось медью и тиковым деревом . «Таж» имел парусное вооружение барка .
Силовая установка
Крейсер оснащался двумя горизонтальными паровыми машинами тройного расширения, считавшимися в те году уже устаревшими. Первоначально крейсер имел цилиндрические огнетрубные котлы, позднее, во в время модернизации в 1900 году , их заменили на водотрубные котлы системы Бельвиля.
[ править ] Бронирование
Защита крейсера обеспечивалась прежде всего броневой палубой . Её скосы опускались на 2 метра ниже ватерлинии . Выше неё располагались коффердам шириной 1 метр и ячеистые водонепроницаемые отсеки, заполненные целлюлозой .
Вооружение
Из восьми 164-мм орудий два находились в носовой части корабля на верхней палубе и могли вести огонь по курсу через порты. Остальные располагались в спонсонах . 138-мм орудия стояли в батарее, на батарейной палубе.
Служба
«Таж» был заложен в июле 1885 года в Сен-Назере , на частной верфи Ateliers et Chantiers de la Loire . На воду крейсер спустили 28 октября 1886 года , а в строй он вступил в декабре 1890 года . В 1900 году крейсер прошёл перевооружение на орудия новых моделей. Списан «Таж» был в 1910 году .
Оценка проекта
Как и его предшественник «Сфакс», «Таж» признавался удачным кораблём. Его скорость считалась на момент вступления в строй достаточно высокой, а вооружение позволяло справится с большинством из британских крейсеров. Вместе с тем, вооружение размещалось не слишком удобно. Если 164-мм орудия стояли на верхней палубе, то артиллерию 138-мм калибра разместили на главной палубе, что существенно ограничивало углы её обстрела. Главным же недостатком крейсера стала его цена, неприемлемая для адептов «Молодой школы» , имевших тогда большое влияние во французских военно-морских кругах. Поэтому следующий бронепалубный крейсер I класса «Амираль Сесиль» был спроектирован значительно меньшим.
Бронепалубный крейсер «Таж» |
Croiseur protégé Tage |
|
|
Служба: |
Франция |
Класс и тип судна |
Бронепалубный крейсер |
Основные характеристики |
Водоизмещение |
7589 тонн |
Длина |
118,87 м |
Ширина |
16,3 м |
Осадка |
7,67 м |
Бронирование |
Палуба— 50…55мм, траверзы— 89мм, рубка— 75…89 мм |
Двигатели |
2 горизонтальные паровые машины «компаунд», 12 паровых котлов |
Мощность |
12 500 л. с. (9,19 М Вт ) |
Движитель |
2 |
Скорость хода |
19,2 узла (35,6 км/ч ) |
Экипаж |
538 человек |
Вооружение |
Артиллерия |
8 × 1— 164-мм/30, 10 × 1— 138-мм/30, 5 × 1— 47-мм, 14 × 1— 37-мм |
Минно-торпедное вооружение |
Семь однотрубных 355-мм торпедных аппарата |
|
|