Пароход «Тверь» (впоследствии — «Теодор Нетте») — головное судно в серии из шести грузопассажирских пароходов Добровольного флота . Предназначалось для обслуживания Охотско-Камчатской линии.
История парохода
Пароход построен в 1912 году на Невском заводе в Санкт-Петербурге .
31 мая 1913 года вышел в первый рейс и регулярно ходил между Владивостоком и Камчаткой .
30 июня 1918 года захвачен "белогвардейцами и японскими интервентами" во Владивостоке.
По одной из версий судно, вышедшее 1 мая 1920 года и прибывшее в Триест в июле 1920 года , перевозило пленных чехословаков и, попав под контроль эмигрантского правления Доброфлота, было продано Италии , по другой — изначально шло на Одессу , однако, из-за того, что пролив Босфор контролировался белым флотом, зашло в Триест где и было арестовано итальянскими властями.
В любом случае, в декабре 1921 года пароход продан итальянской компании «Lloyd Triestino» и переименован в «Soria».
29 января 1926 года выкуплен Совторгфлотом и под именем «Теодор Нетте» (в честь Т. И. Нетте ) поднял советский флаг. Именно это судно упоминается в стихотворении В. Маяковского «Товарищу Нетте пароходу и человеку». Вошёл в состав судов Черноморской конторы Совторгфлота (впоследствии ЧМП ) и эксплуатировался на Крымско-Кавказской линии, совершая нерегулярные заходы в порты Средиземного моря.
В начале мая 1929 года передан Дальневосточной конторе Совторгфлота (ныне ДВМП ), ушёл на Дальний Восток , где и работал.
С 27 декабря 1930 года поставлен на ремонт в западный док Дальзавода.
Мобилизация и служба в РККФ
26 ноября 1933 года мобилизован и принят от Наркомвода.
25 июня 1934 года после перевооружения и переоборудования в минный заградитель вошел в состав Морских Сил Дальнего Востока .
Из-за недостатка военных кораблей во флоте применялись многие гражданские пароходы, в том числе и некоторые систершипы бывшей «Твери» — «Астрахань», «Томск» и «Эривань», входившие в 1-ю Морскую бригаду.
С 20 апреля 1939 года использовался в качестве самоходной плавбазы 4-й бригады подводных лодок, с февраля 1941 года — 2-й бригады.
С 9 июля 1941 года возвращен в класс минных заградителей. Производил постановки минных заграждений на подходах к советским морским базам, а осенью 1945 года корабль ставил мины в Японском море , участвовал в перебросках войск в порты Кореи .
23 октября 1945 года выведен из боевого состава ТОФ и переквалифицирован в военный транспорт.
В 1946 году разоружён и поставлен на мёртвый якорь в бухте Золотой Рог .
После ремонта отправлен в 1947 году на Камчатку , где и находился в бухте Крашенинникова в качестве отопителя, плавказармы «ПКЗ-28», клуба моряков.
Дальнейшая судьба
В 1953 году корабль пострадал от пожара и шторма, после чего исключен из списков судов ВМФ (флаг спущен 5 ноября 1953 года ) и превращён в плавпричал аварийно-спасательной службы.
Впоследствии остов судна был засыпан грунтом и лёг в основу одного из причалов Петропавловского торгового порта, а фрагменты корпуса сохранились в экспозиции Военно-исторического музея г. Петропавловск-Камчатский .
«Теодор Нетте» |
---|
«Soria» «Тверь» |
---|
|
---|
|
---|
| |
---|
Класс и тип судна | Грузо-пассажирский пароход |
---|
Изготовитель | Невский завод , Санкт-Петербург |
---|
Спущен на воду | 1912 |
---|
Введен в эксплуатацию | 1913 |
---|
Выведен из состава флота | 5 ноября 1953 года |
---|
Статус | засыпан грунтом, превращен в причал |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | 4350 т |
---|
Длина | 86,8 м |
---|
Ширина | 12,2 м |
---|
Осадка | 5,06 м |
---|
Двигатели | паровая машина на угольном топливе |
---|
Мощность | 1200 л.с. |
---|
Скорость хода | 10,5 узлов |
---|
Экипаж | 40 |
---|
Пассажировместимость | 10 - 1-го класса, 30 - 2-го, 300 - палубных |
---|
|
|