«Три Святителя» — линкор Черноморского флота додредноутного типа . Является развитием балтийского броненосца «Наварин» , с некоторыми улучшениями в бронировании и вооружении. Построен на Николаевской верфи, заложен в 1891, спущен на воду в 1893, вступил в строй в 1895 году . Модернизирован в 1911—1912 годах. Принимал участие в боевых действиях на Чёрном море в 1914—1916. В 1922 был разобран на металл.
Постройка
В начале 90-х годов XIXв. основу Черноморского флота составляли барбетные броненосцы типа «Синоп» и одиночный «Двенадцать Апостолов» . При всей своей оригинальности эти корабли стремительно устаревали, поэтому в сентябре 1891 года на Николаевском адмиралтействе «в присутствии Его Императорского Высочества великого князя Алексея Александровича» был заложен башенный броненосец «английской» схемы, получивший название «Три Святителя» (в честь почитаемых в Православной церкви трёх вселенских учителей ) и ознаменовавший собой важный этап в отечественном кораблестроении.
Прототипом его послужил балтийский «Наварин» . В то же время недостатки последнего в новом проекте удалось в значительной мере преодолеть. Во-первых, было решено отказаться от неразумного ограничения размеров— в результате проектное водоизмещение достигло 12 480 т. Во-вторых, намучившись с отечественными поставщиками брони для «Наварина» (Ижорский завод не только сорвал оговоренные контрактом сроки, но и вообще не смог изготовить 4 крупногабаритные броневые плиты для башен, из-за чего их пришлось перезаказывать заводу «Сен-Шамон» во Франции), «Три Святителя» «одели» в импортированную из Англии сталеникелевую броню завода «Виккерс»— более прочную и своевременно доставленную.
Наконец, в-третьих, уже в ходе строительства предусмотренные проектом 35-калиберные пушки главного калибра в круглых неуравновешенных башнях заменили новыми 40-калиберными. Прекрасно показали себя и ходовые механизмы (также закупленные в Англии): на испытаниях «Три Святителя» развил скорость 17,7 узла вместо проектных 16-ти. И это несмотря на всё же имевшую место почти 900-тонную перегрузку и переуглубление на 0,44 м! В результате к моменту ввода в строй новый черноморский броненосец по праву мог считаться не только сильнейшим кораблем Российского флота, но и мира
Участие в Первой мировой и Гражданской войнах
Чертежи бронененосца, приведенные в британском альманахе Brassey’s Naval Annual 1896
В составе Черноморской эскадры участвовал в бою с германо-турецким линейным крейсером «Гебен» ( англ. SMS «Goeben» ) у мыса Сарыч 17 ноября 1914 года , однако плохая видимость не позволила вести прицельную стрельбу кораблям, следовавшим в кильватере за флагманским «Евстафием» .
10 мая 1915 Черноморская бригада линкоров вновь встретила «Гебен», на этот раз у входа в пролив Босфор . 20-минутный бой шёл на дистанции16км. Большая дальность предопределила низкую результативность— в русские корабли не попал ни один снаряд, немецкий крейсер поразили три 305-мм снаряда, уничтожив при этом одно 150-мм орудие . В результате боя «Гебен» был вынужден отойти.
В дальнейшем русские линкоры блокировали Босфор , поддерживали десантную операцию в Трапезунде , обстреливали угольные разработки в Зонгулдаке .
Последняя встреча черноморских линкоров с «Гебеном» произошла при весьма скорбных обстоятельствах: следствием Брестского мира стала сдача Севастополя немцам. Бывший противник вошёл в главную базу флота как победитель, и на замерших в Южной бухте броненосцах были подняты кайзеровские флаги . В море линкоры додредноутного типа больше не выходили
«Три святителя» |
---|
|
---|
|
---|
Служба: | Россия |
---|
Класс и тип судна | Броненосец |
---|
Организация | Черноморский флот |
---|
Изготовитель | Николаевское адмиралтейство |
---|
Строительство начато | 4 сентября 1891 года |
---|
Спущен на воду | 31 октября 1893 года |
---|
Введен в эксплуатацию | 1895 год |
---|
Статус | Разобран на металл |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | 13 300 тонн |
---|
Длина | 115,1 м |
---|
Ширина | 22,2 м |
---|
Осадка | 8,6 м |
---|
Бронирование | сталеникелевая броня («Виккерс»,Англия), борт от 406 до 457мм, башни от 406мм, палубы от 76 до 229мм, боевая рубка— 305/76мм, казематы— 406 мм |
---|
Двигатели | 2 вертикальных паровых машины тройного расширения, 14 цилиндрических котлов |
---|
Мощность | 11 300 л. с. (8,3 М Вт ) |
---|
Скорость хода | 17 узлов (31,5 км/ч ) |
---|
Дальность плавания | 2400 морских миль |
---|
Экипаж | 26 офицеров и 705 матросов |
---|
Вооружение |
---|
Артиллерия | 4— 305-мм/40, 8— 152-мм/45, 4— 120-мм, 10— 47-мм/43, 10— 37-мм, 2— 64-мм |
---|
Минно-торпедное вооружение | Шесть 18-дюймовых торпедных аппаратов |
---|
|
|