«Варя́г» — бронепалубный крейсер 1-го ранга 1-й Тихоокеанской эскадры ВМФ России в 1901 — 1904 гг. Участник знаменитого боя у Чемульпо ( 1904 ).
История
Крейсер был заложен в 1898 году . Строительство велось в Филадельфии на верфях William Cramp and Sons . В 1900 году корабль был передан в Военно-Морской Флот Российской империи и в 1901 вступил в строй.
После вступления в состав флота России «Варяг» базировался в Порт-Артуре . Некоторые исследователи вслед за командиром крейсера Рудневым утверждали, что слабая ремонтная база и изначально неудачная конструкция котлов Никлосса, а также существенные дефекты, допущенные при строительстве, привели к тому, что уже через несколько лет службы «Варяг» не мог развить скорость свыше 14 узлов , что практически сводило на нет его преимущества . И вследствие этого якобы даже рассматривался вопрос о возврате корабля для ремонта. Однако на испытаниях осенью 1903 г. «Варяг» развил скорость, практически равную показанной на первоначальных испытаниях. Котлы Никлосса много лет исправно служили на канонерской лодке «Храбрый» ; броненосец « Ретвизан », построенный на той же верфи Ч.Крампа, также не имел с котлами Никлосса больших проблем, а оправдательные отчеты Руднева грешат многочисленными неточностями .
Бой
В самом начале Русско-японской войны 1904—1905 годов крейсер «Варяг» и канонерская лодка « Кореец » находились в нейтральном корейском порту Чемульпо в распоряжении российского посольства в Сеуле ; в Чемульпо также находились корабли других стран (Англии, Франции, США и др.).
26 января ( 8 февраля ) 1904 японская эскадра контр-адмирала Уриу (1 броненосный крейсер «Асама» и 5 бронепалубных (лёгких) крейсеров « Нанива », « Ниитака », « Такачихо », « Чиода », « Акаси »; 8миноносцев; 1посыльное судно «Чихая») блокировала Чемульпо, имея целью прикрыть высадку десанта (3тыс.чел.) и не допустить вмешательства «Варяга». В тот же день «Кореец» отправился в Порт-Артур, но по выходе из порта был атакован, после чего вернулся на рейд.
27 января ( 9 февраля ) капитан «Варяга» Всеволод Фёдорович Руднев получил от Уриу ультиматум: до 12 часов покинуть порт, иначе русские корабли будут атакованы на рейде. Руднев решил прорваться с боем в Порт-Артур, а в случае неудачи взорвать корабли. В полдень «Варяг» и «Кореец» вышли из Чемульпо. Французские и английские корабли встретили идущий «Варяг» оркестром. Капитаны кораблей отдали честь российским морякам. При выходе из порта на расстоянии 10миль корабли встретили японскую эскадру, занимавшую позицию за островом Йодолми.
Бой длился 50минут. За это время «Варяг» выпустил по противнику 1105снарядов, «Кореец»— 52снаряда (орудия канонерской лодки были слабее и «Кореец» вступил в бой в конце сражения). Согласно рапорту командира «Варяга», огнём крейсера был потоплен один миноносец и повреждены 4японских крейсера ( «Асама» , «Чиода», «Такачихо» и флагман «Нанива»); противник предположительно потерял около 30человек убитыми и около 200человек ранеными; официальные японские источники утверждают, что попаданий в японские корабли не было, потерь и повреждений они не имели.
«Варяг» получил 5 подводных пробоин и лишился трех 6"−орудий; потери экипажа— 1офицер и 30матросов убиты, 6офицеров и 85матросов ранены и контужены, ещё около 100человек получили лёгкие ранения. На «Корейце» потерь не было. По мнению Руднева, корабль не имел возможности продолжать бой, что послужило основанием для возвращения в Чемульпо. После оценки серьёзности повреждений оставшиеся орудия и оборудование на нём были по возможности уничтожены, сам он был затоплен путём открытия кингстонов , а «Кореец» взорван. Также был затоплен российский пароход «Сунгари». В 1905 году после подъема судна корабль убыл в Японию.
Бой и гибель «Варяга» впечатлили противника: то, что русские моряки поступили по канонам самурайской чести , было использовано в пропагандистских целях как пример для подражания. Кроме того, после русско-японской войны японское правительство создало в Сеуле музей памяти героев «Варяга» и наградило Руднева орденом Восходящего солнца
Военные почести в России
После сражения 24 раненых русских моряка находились на лечении в Чемульпо, двое из нихумерли. Ещё 11раненых были приняты на лечение иностранными кораблями. Затем экипажи русских кораблей были приняты на иностранные суда и, дав обязательство не принимать участия в последующих боевых действиях, через нейтральные порты вернулись в Россию. В Одессу на пароходе «Малайя» 19 марта 1904 года прибыла первая группа матросов и офицеров, в количестве около 300 человек, а третья, и последняя, группа— 6 апреля. Всего в Одессу было доставлено 30офицеров и 600матросов с крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец», 55 матросов с «Севастополя», 30 казаков Забайкальской казачьей дивизии, охранявших русскую миссию в Сеуле. Из Одессы они проследовали на русских транспортных судах в Севастополь, а оттуда по линии Московско-Курской железной дороги в Петербург, через Симферополь, Москву и другие города. По всему маршруту морякам оказывался торжественный и трогательный приём
16 апреля 1904года они прибыли в Петербург и, выстроившись колоннами,— промаршировали от Николаевского вокзала до площади Зимнего дворца . Здесь моряков-героев приветствовал император Николай II . Все они были приглашены на торжественный обед во дворец, где по этому случаю были приготовлены специальные обеденные приборы, которые после торжества были отданы морякам. Всем матросам «Варяга» в подарок от Николая II были вручены именные часы.
Дальнейшая судьба крейсера
Японский крейсер «Сойя» между 1910 и 1915 годами
В 1905 году «Варяг» был поднят японцами, отремонтирован и введён в строй 22 августа в качестве крейсера 3-го класса под названием «Соя» ( яп. 宗谷 , мыс на северной оконечности Хоккайдо ? ) . Более семи лет использовался японцами для учебных целей. С 14 марта по 7 августа 1909 года крейсер ушёл в поход к Гавайским островам и Северной Америке для отработки навигации в условиях дальнего плавания и обучения офицерского состава. Подобные походы крейсер выполнял по 1913 год .
Во время Первой мировой войны Российская империя и Япония стали союзниками. В 1916 году крейсер «Соя» (вместе с рядом других кораблей) был выкуплен Россией. 4 апреля японский флаг был спущен и 5 апреля 1916 года крейсер переведён во Владивосток . После чего под прежним именем «Варяг» был включён в состав флотилии Северного Ледовитого океана (совершил переход из Владивостока в Романов-на-Мурмане ) в составе Отряда судов особого назначения под командованием контр-адмирала Бестужева-Рюмина .
В феврале 1917 года ушёл на ремонт в Великобританию , где был конфискован британцами, поскольку советское правительство отказалось платить за его ремонт . В 1920 году перепродан германским фирмам на слом. В 1925 году при буксировке корабль попал в шторм и затонул у берега в Ирландском море . Часть металлических конструкций была тогда же снята местными жителями. Был впоследствии взорван.
В 2003году состоялась первая российская экспедиция с погружением в район обломков, были подняты некоторые небольшие детали. Интересно, что в погружении принимал участие внук капитана Руднева, проживающий во Франции.
13 июля 2009 года после переговоров с корейской стороной, которые длились шесть лет, в Россию из Южной Кореи привезли реликвии , связанные с подвигом крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец». Ранее экспонаты хранились в запасниках Метрополитен-Музея корейского города Инчхона . 25 июля, в канун Дня Военно-Морского Флота , экспозиция передвижной выставки «Крейсер „Варяг". Обретение реликвий» была открыта в Государственном Эрмитаже . Впоследствии выставку увидели в Москве , Мурманске , Североморске , Калининграде , Владивостоке , Петропавловске-Камчатском и на базах Черноморского флота .
После поднятия «Варяга» и ремонта в Японии его штурвал был передан на флагман японского флота броненосец «Микаса». Из последнего был сделан корабль-музей. До сих пор штурвал «Варяга» является одним из экспонатов.
В 1954 году по случаю 50-летия подвига у Чемульпо главком ВМФ СССР Н.Г.Кузнецов лично наградил пятнадцать ветеранов медалями « За отвагу ». Позднее орденами и медалями были награждены ещё 139 ветеранов-моряков с «Варяга» и «Корейца».
11 ноября 2010 года в присутствии президента РФ Дмитрия Медведева мэр Инчхона передал российским дипломатам гюйс крейсера «Варяг», который до 2010 года хранился в музее Инчхона на временное хранение в течение пяти лет с правом продления этого срока. Церемония прошла в посольстве России в Сеуле.
Монументы и памятные доски в честь членов экипажа крейсера
Память погибших моряков увековечена монументом на Морском кладбище Владивостока . Памятники капитану крейсера В.Ф.Рудневу установлены в Туле , Новомосковске и селе Савино Заокского района Тульской области .
В селе Вутабоси Канашского района Чувашии на здании церкви Святого Пророка и Крестителя Иоанна сохранилась одна мемориальная доска «В этом доме проживал участник русско-японской войны 1904−1905гг. комендор крейсера „Варяг" Зиновьев Канон Зиновьевич».
В райцентре Любино Омской области открыт памятник кочегару «Варяга» Ф.Е.Михайлову.
10 февраля 2004 года , в ознаменование 100-летия исторического морского сражения, в южнокорейском порту Инчхон были открыты мемориальная доска и памятник. Мемориальная доска установлена на здании бывшего госпиталя Красного Креста, где проходили лечение получившие ранения в ходе боя моряки. Памятник представляет собой камень с одиноко лежащей на нём бронзовой бескозыркой. Автор монумента— заслуженный скульптор России Андрей Балашов .
На месте затопления крейсера, на берегу залива Ферт-оф-Клайд возле шотландского населённого пункта Ленделфут, 30 июля 2006 года установлена памятная доска. 8 сентября 2007 года там же установлен памятник .
55.184167 , -4.941667
«Варяг» |
---|
|
---|
|
---|
Служба: | Россия |
---|
Класс и тип судна | Бронепалубный крейсер |
---|
Порт приписки | Порт-Артур |
---|
Организация | Первая Тихоокеанская эскадра |
---|
Изготовитель | William Cramp and Sons , Филадельфия , США |
---|
Строительство начато | 1898 год |
---|
Спущен на воду | 1899 год |
---|
Введен в эксплуатацию | 1901 год |
---|
Статус | Затоплен 9 февраля 1904 года |
---|
Служба: | Япония |
---|
Название | «Соя» |
---|
Введен в эксплуатацию | 9 июля 1907 года |
---|
Выведен из состава флота | Возвращён России 5 апреля 1916 года |
---|
Служба: | Россия |
---|
Повторно вступил в строй | 5 апреля 1916 года |
---|
Выведен из состава флота | 1917 год |
---|
Статус | затонул при буксировке на слом в 1925 году |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | 6604 тонны, 6500 тонн (проектное водоизмещение) |
---|
Длина | 129,56 м |
---|
Ширина | 15,9 м (без обшивки) |
---|
Высота | 0,68 м** (метацентрическая), 0,61 м*** (метацентрическая) |
---|
Осадка | 5,94 м* (на миделе), 5,87 м* (носом), 6,02 м* (кормой) |
---|
Бронирование | Броневая палуба карапасного типа, толщина 38/57/76мм, Боевая рубка— 152 мм |
---|
Двигатели | вертикальные паровые машины тройного расширения, паровые котлы Никлосса |
---|
Движитель | 2 трёхлопастных |
---|
Скорость хода | 24,59 узлов 23,2 узла 20,5 узлоↆ 16 узлов |
---|
Дальность плавания | (10-узловым ходом): 6100 миль (полный запас угля) 3270 миль (нормальный запас угля) |
---|
Экипаж | 20 офицеров, 550 матросов и унтер-офицеров |
---|
Вооружение |
---|
Артиллерия | 12 × 152-мм/45 (2388 снарядов), 12 × 75-мм/50 (3000), 8 × 47-мм/43 (5000), 2 × 37-мм/23 (2584) орудий, 2 × 64-мм/19 (1490) орудия Барановского , 2 × 7,62 пулемёта |
---|
Минно-торпедное вооружение | 6 × 381( 450 )-мм ТА (2 в штевнях, 4 бортовых, 12 торпед), 2 × 254-мм ТА (6 метательных мин), 35 ( 22 ) мин заграждения |
---|
|
|