22 мая 1958 года зачислена в списки кораблей ВМФ. 29 апреля 1958 года заложена на эллинге ССЗ № 196 «Судомех» в Ленинграде. 31 августа 1959 года спущена на воду. Осенью 1959 года переведена по внутренним водным системам в Северодвинск для прохождения сдаточных испытаний. 30 сентября 1959 года вступила в строй. 29 декабря 1959 года включена в состав СФ.
История службы
Операция «Кама»
В период Карибского кризиса в октябре-ноябре 1962 года участвовала в операции «Кама», в группе из четырёх лодок вместе с Б-4, Б-59 и Б-130 получив задачу скрытно перебазироваться в кубинский порт Мариель(en:Mariel). Уже в Норвежском море большинство лодок получило различные повреждения. Так, на Б-36 штормом сорвало крышку выбрасывающего устройства в кормовом отсеке, ограничив глубину погружения 70 метрами. При подходе к Кубе в связи с изменением политической обстановки задание было изменено и лодки начали скрытное патрулирование в Карибском море в окружении большого количества противолодочных кораблей США. Оказавшись в ситуации с полностью разряженными аккумуляторными батареями, Б-36 была вынуждена всплыть почти у борта эсминца «Чарльз Б. Сесил». Использовав всплытие для вентилирования отсеков, ремонта поврежденной крышки выбрасывающего устройства и полной зарядки аккумуляторных батарей, командир неожиданно для американских кораблей произвел срочное погружение и, поднырнув под один из эсминцев, совершил отрыв от противолодочных сил с уходом на двухсотметровую глубину. Лодка продолжила патрулирование на указанной ей ранее позиции. После того, как 7 ноября вышли из строя сразу два из трех главных дизелей, Б-36 до самого получения приказа о возвращении несла службу под одним оставшимся дизелем, сопровождая на расстоянии вертолётоносцем «Тетис Бей».
Взрыв торпеды
14 марта 1986 года при проверке герметичности медного шланга набивки воздуха в торпеды произошло нагревание, возгорание и взрыв боевой части торпеды. Взрывная волна вышла из торпедного аппарата в отсек, выгнула переборку между отсеками, рассчитанную на давление 10 кг/см2, и вышла из отсека ПЛ через отдраенный аварийно-спасательный люк. Под давлением взрыва отжало переднюю крышку торпедного аппарата, торпеда была залита водой, пожар был потушен, задняя крышка торпедного аппарата была закрыта. На следующий день ПЛ поставили в аварийный ремонт.
Пожар в 4-м отсеке
16 апреля 1986 года при проведении технического обслуживания материальной части произошел выброс пламени из отсечного распределительного щита, возник объёмный пожар в 4-м отсеке. Пожар развивался стремительно с большим выделением черного дыма. Несколько раз была подана система ЛОХ, после чего для предупреждения горения смежных отсеков приняли решение тушить пожар водой. Подали воду, полностью заполнив отсек. С появлением признаков затухания пожара начали осушать отсек. Утром следующих суток после осушения отсека на нижнем ярусе аккумуляторной ямы обнаружили тело командира отделения электриков. 4-й отсек выгорел полностью. Причиной короткого замыкания стала ножовка по металлу, по небрежности упавшая на оголённые концы, выходящие на распределительный щит отсека. После вентилирования лодки, были запущены дизели, и она своим ходом вернулась в базу.
В течение службы, лодка неоднократно признавалось лучшей на флоте.
Б-36 |
|
|
|
|
История корабля
|
Государство флага
|
СССР
|
Порт приписки |
Северный флот |
Спуск на воду |
31 августа
1959
|
Выведен из состава флота |
24 августа
1993
|
Современный статус |
разделана на металл |
Основные характеристики
|
Тип корабля |
Большая подводная лодка |
Обозначение проекта |
проект 641
|
Разработчик проекта |
ЦКБ-18
|
Главный конструктор |
С. А. Егоров, З. А. Дерибин |
Классификация НАТО
|
Foxtrot class |
Скорость (надводная) |
16,8 узла |
Скорость (подводная) |
16,0 узлов |
Рабочая глубина погружения |
280 м |
Предельная глубина погружения |
320 м |
Автономность плавания
|
90 суток |
Экипаж |
70 человек (в т.ч. 12 офицеров) |
Размеры
|
Водоизмещение
надводное
|
1952 т |
Водоизмещение подводное |
2475 т |
Длина наибольшая (по
КВЛ
)
|
91,3 м |
Ширина корпуса наиб. |
7,4 м |
Средняя осадка (по КВЛ) |
5,9 м |
Силовая установка
|
Дизель-электрическая, трёхвальная.
- Три дизеля 37Д по 2000 л.с.,
- Электромоторы 1 x ПГ102, 2700 л.с., 2 x ПГ101, 1350 л.с.,
- Электромотор экономичного хода ПГ104, 140 л.с.
-
АБ
: 4 группы по 104 элемента типа 46СУ
|
Вооружение
|
Торпедно-
минное вооружение
|
6 x 533-мм носовых, 4 x 533-мм кормовых
ТА
, 22 торпеды или 32 мины
|
|