С-15 , «Колхозница» — советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка серии IX-бис, С— «Средняя» времён Второй мировой войны .
История корабля
Заложена 10 августа 1939 года на заводе №112 в Горьком под стапельным номером 271, строительство финансировалось на средства, собранные трудящимися. Спущена на воду 24 апреля 1940 года .
Начало Великой Отечественной войны С-15 встретила на заводе №112 в достройке. Вместе с С-14 , С-103 и С-104 она была переведена на Каспийское море, где проходила сдаточные испытания. Вступила в строй (дата подписания приёмного акта) 20 декабря 1942 года , официально вошла в состав флота 21 января 1943 года под командованием капитан-лейтенанта Александра Ивановича Мадиссона, назначенного ещё в мае 1941 года и ранее командовавшего подлодкой «Ронис» .
Весной 1943 года С-15 была переведена на Северный флот. 15 октября лодка прибыла в Полярное , 18 ноября вышла в боевой поход. 23 ноября С-15 двумя торпедами атаковала группу норвежских каботажных судов в сопровождении немецких противолодочных кораблей. На лодке слышали два взрыва, но в немецких документах эта атака даже не зафиксирована.
Второй боевой поход прошёл с 21 по 24 января 1944 года в рамках операции «РВ-1» и был безрезультатным. 20-23 февраля С-15 снова выходила в море, но вернулась после жалоб командира, перенёсшего в 1938 году инфаркт, на сердце. Лодочный врач, при этом, не обнаружил у Мадиссона ничего, кроме переутомления. 23 февраля лодка была встречена комдивом Егоровым и начштаба бригады Скорохватовым. Два пьяных начальника бесцеремонно выложили командиру все свои мысли на его счёт и пригрозили трибуналом. На следующий день, 24 февраля, командующий флотом принял решение оставить Мадиссона в должности и готовить лодку к новому походу, однако Александр Иванович к тому времени застрелился у себя в каюте.
В следующем походе, в марте-апреле 1944 года, С-15 под командованием Г.К.Васильева и с обеспечивающим комдивом Егоровым, успешно произвела высадку разведывательной группы.
В мае лодка совершила боевой поход в рамках операции «РВ-7», после которого встала на ремонт до августа. В октябре С-15 совершила ещё один поход, в котором получила повреждения во время 8-балльного шторма и при форсировании льда. Между последовавшим ремонтом с докованием и текущим ремонтом, в который лодка встала в начале января 1945 года, походов не было. Окончание войны С-15 встретила в ремонте.
До 29 декабря 1955 года С-15 продолжала службу в составе Северного флота, после чего прослужила ещё около года как плавучая зарядовая станция ПЗС-27.
26 июня 1956 года лодку исключили из списка плавсредств флота и списали на слом.
С-15 |
---|
|
|
---|
|
---|
|
История корабля
|
---|
Государство флага
|
СССР
| Порт приписки |
Полярное
| Спуск на воду |
24 апреля
1940
| Выведен из состава флота |
26 июня
1956
| Современный статус | сдана на слом |
Основные характеристики
|
---|
Тип корабля | Средняя подводная лодка | Обозначение проекта |
тип С— «Средняя», серия IX-бис
| Скорость (надводная) | 19,5 узла | Скорость (подводная) | 8,7 узла | Рабочая глубина погружения | 80 м | Предельная глубина погружения | 100 м |
Автономность плавания
| 30 суток | Экипаж | 42 человека |
Размеры
|
---|
Водоизмещение надводное
| 837 т | Водоизмещение подводное | 1 090 т |
Длина наибольшая (по КВЛ )
| 77,7 м | Ширина корпуса наиб. | 6,4 м | Средняя осадка (по КВЛ) | 4 м |
Силовая установка
|
---|
Дизель-электрическая
-
Два дизеля 1Д по 2 000
л.с.
,
- два электродвигателя ПГ 72/35 по 550 л. с.
-
АБ
: 2 группы по 124 элемента типа С
|
Вооружение
|
---|
Артиллерия |
1 x 100/51
Б-24ПЛ
|
Торпедно-
минное вооружение
|
6 x 533 мм
ТА
(4 в носу и 2 в корме), 12 торпед
|
ПВО
|
1 x 45/46
полуавтомат 21-К
|
|