С-56
(С— «Средняя»)— советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка времён Второй мировой серии IX-бис .
История строительства
Лодка была заложена 24 ноября 1936 года на заводе №194 имени А.Марти («Судомех») в Ленинграде, после изготовления в разобранном виде по железной дороге доставлена на «Дальзавод» им. Ворошилова №202 во Владивостоке , спущена на воду 25 декабря 1939 года , вступила в строй 20 октября 1941 , 31 октября 1941 года , вошла в состав Тихоокеанского флота .
История службы
5 октября 1942 года лодка «С— 56» под командованием капитан-лейтенанта Г.И.Щедрина вместе с подлодками « С-51 », « С-54 » и « С-55 », убыла из Владивостока в свой новый порт Полярный , начав переход из Тихого океана через Панамский канал на Север. Лодка прошла два океана и девять морей: Японское, Охотское, Берингово, Карибское, Саргассово, Северное, Гренландское, Норвежское и Баренцево. Длительность перехода составила 2220 часов, дальность— 16 700 морских миль (почти 31 тыс. км). 8 марта 1943года вошла в состав Северного флота . За годы войны «С-56» совершила 8 боевых походов (по другим данным 7), произвела 13 атак с выпуском 30 торпед, потопив 4 корабля (2 боевых корабля и 2 транспорта) и повредив один, на подводную лодку было сброшено свыше 3 тысяч глубинных бомб. 31 марта 1944 года за боевые заслуги лодка С-56 награждена орденом Красного Знамени. 23 февраля 1945года субмарина удостоена Гвардейского звания. За время Великой Отечественной Войны, «С-56» 19 раз объявлялась погибшей.
Потопленные корабли
С-56 является самой результативной советской подводной лодкой в Великой Отечественной войне
.
-
17 мая 1943 г. танкер «Eurostadt» (1 118 брт )
7 июля 1943г. тральщик «М 346» (551 брт) 19 июля 1943г. сторожевой корабль «№ Ki 09» («Alan», 466 брт) 28 января 1944 г. транспорт «Heindrich Schulte» (5 056 брт) 17 мая 1944г. повредила транспорт «Wartheland» (5 096 брт, торпеда не взорвалась) .
Послевоенная служба
После Второй мировой войны продолжила службу на Северном флоте. В 1953 году по Северному морскому пути перешла в надводном положении во Владивосток, тем самым первой из советских подводных лодок совершив кругосветный поход .
«Яростный ветер ломал ледяные поля. Льдины нагромождались друг на друга, образуя большие торосы. Корпус корабля обжимают льды, наползая со скрежетом на надстройку. Свободные от вахты вызваны наверх. Идут в ход пешни, а потом и подрывные патроны. В воздух взлетают белые фонтаны. Сжатие ослабевает, чтобы потом своими ледяными объятиями снова обхватить корпус лодки. От частых реверсов мотористы и электрики стоят на вахте мокрые. Напряжение достигает наивысшего предела. Две ночи никто не спит. Не до сна. Каждую минуту может произойти непоправимое».
Командир С-56 на переходе капитан-лейтенант В.И.Харченко (27.01.1925г.р.). За мужество проявленное при выполнении поставленной задачи, экипаж С-56 был поощрен. В.И.Харченко награжден орденом Красной Звезды, сейчас проживает в Харькове. 6 ноября 1953 года вошла в состав Тихоокеанского флота .
-
14 марта 1955 года выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в плавучую зарядовую станцию.
13 июня 1955 года переименована в ПЗС-55 12 января 1957 года переименована в ЗАС-8 20 апреля 1964 года превращена в учебно-тренировочную ПЛ. 15 сентября 1964 года переименована в УТС-14 9 мая 1975 года , в день 30-й годовщины Победы, установлена в качестве корабля-музея на Корабельной набережной, рядом со зданием штаба Тихоокеанского флота на берегу бухты Золотой Рог .
С-56 вместе со сторожевым кораблём « Красный вымпел » (бывшая паровая яхта «Адмирал Завойко») входит в мемориальный комплекс «Боевая слава Тихоокеанского флота» . Внутренние помещения ПЛ переоборудованы под музей. В кормовой части ПЛ расположена экспозиция посвященная подводным силам Тихоокеанского флота. В центральной и носовой части отсеки ПЛ сохранены, на стеллажах размещен торпедный боезапас. Действующий перископ. На С-56 проходит ежедневно церемония подъема и спуска военно-морского флага. На гюйсштоке ПЛ поднимается Гюйс ВМФ СССР, на флагштоке— Краснознамённый гвардейский Военно-Морской Флаг СССР. На палубной надстройке ПЛ изображена Красная звезда, российская символика на лодке отсутствует.
Боевые походы
Почтовая марка 1982 года в честь субмарины С-56
-
31 марта 1943 — 19 апреля 1943
11 июля 1943— 21 июля 1943 14 мая 1943— 29 мая 1943 18 января 1944 — 4 февраля 1944 20 февраля 1944— 7 марта 1944 16 мая 1944— 31 мая 1944 11 июля 1944— 22 июля 1944 16 сентября 1944— 27 сентября 1944 …
С-56 |
---|
|
|
---|
|
---|
С-56 в качестве мемориальной подводной лодки во
Владивостоке
|
История корабля
|
---|
Государство флага
|
СССР
| Порт приписки |
Владивосток
,
Полярный
| Спуск на воду |
25 декабря
1939
| Выведен из состава флота |
14 марта
1955
| Современный статус |
установлена во
Владивостоке
в качестве мемориала и музея
|
Основные характеристики
|
---|
Тип корабля | Средняя подводная лодка | Обозначение проекта |
тип С— «Средняя», серия IX-бис
| Скорость (надводная) | 19,5 узла | Скорость (подводная) | 8,7 узла | Рабочая глубина погружения | 80 м | Предельная глубина погружения | 100 м |
Автономность плавания
| 30 суток | Экипаж | 42 человека |
Размеры
|
---|
Водоизмещение
надводное
| 837 т | Водоизмещение подводное | 1 090 т |
Длина наибольшая (по
КВЛ
)
| 77,7 м | Ширина корпуса наиб. | 6,4 м | Средняя осадка (по КВЛ) | 4 м |
Силовая установка
|
---|
Дизель-электрическая
-
Два дизеля 1Д по 2 000
л.с.
,
- два электродвигателя ПГ 72/35 по 550 л. с.
-
АБ
: 2 группы по 124 элемента типа С
|
Вооружение
|
---|
Артиллерия |
1 x 100/51
Б-24ПЛ
|
Торпедно-
минное вооружение
|
6 x 533 мм
ТА
(4 в носу и 2 в корме), 12 торпед
|
ПВО
|
1 x 45/46
полуавтомат 21-К
|
|
---|
|