«Дерзкий» — эскадренный миноносец типа «Дерзкий» , построенный по «малой судостроительной программе» и принадлежавший к числу эскадренных миноносцев типа «Новик» .
История службы
Служба в Российском Императорском флоте.
Зачислен в списке судов Черноморского флота 11 октября 1911 года . Заложен на стапеле завода «Наваль» 18 октября 1913 года , спущен на воду 2 марта 1914 года . В середине августа 1914 года , после завершения швартовочных испытаний, перешёл из Николаева в Севастополь для окончательной достройки и приёмных испытаний. 11 октября 1914 года «Дерзкий» был принят в состав 1-го дивизиона Минной бригады Черноморского флота
С 16 по 18 октября 1914 года «Дерзкий» находился в своём первом боевом походе, имея целью перехват и уничтожение вражеских кораблей. До конца 1914 года эсминцем было совершено ещё 7 боевых походов к берегам Турции с целью обстрела побережья Угольного района, уничтожения турецких судов и выполнения минных постановок. 20 декабря 1914 года «Дерзкий» имел боевое столкновение с лёгким крейсером «Гамадие». 1915 год корабль встретил в море. За этот год «Дерзким» был совершён 21 боевой поход, в результате которых было уничтожено более 120 парусных и паровых судов. По мере вступления в строй во второй половине 1915 года эскадренных миноносцев типа «Счастливый» интенсивность использования кораблей типа «Дерзкий» немного снизилась. 28 ноября 1915 года эсминец участвовал в затоплении у острова Кефкен турецких канонерских лодок «Таскепрю» и «Езгар» . В кампанию 1916 года эсминец «Дерзкий» совершил 19 боевых походов для обстрела турецкого и румынского побережья, минных постановок, перевозок войск и охраны походов линейных кораблей и авиатранспортов . В январе 1917 года «Дерзкий» совершил 2 боевых похода к анатолийскому побережью, в ходе которых уничтожил 27 парусных и паровых судов. После возвращения в базу встал на текущий ремонт, который продлился до конца августа. В сентябре и октябре 1917 года эсминец дважды выходил на турецкие коммуникации. В ноябре-декабре этого же года участвовал в карательной операции против войск атамана Каледина
Служба во время Гражданской войны
16 декабря 1917 года эскадренный миноносец «Дерзкий» вступил в состав советского флота. В январе 1918 года корабль принимал участие в боях у Дунайских гирл, в дальнейшем базировался на Севастополь . После предъявления советскому правительству 25 апреля 1918 года ультиматума о сдаче Черноморского флота «Дерзкий» вместе с частью кораблей 29 апреля ушёл в Новороссийск . В июне этого же года, после возвращения в Севастополь был захвачен германскими войсками. В декабре 1918 года корабль перешёл под контроль английского командования и был уведён в порт Измид ( Мраморное море )
В октябре-декабре 1919 года «Дерзкий», укомплектованный русской командой, находился в ремонте на Мальте . После завершения ремонта корабль был переведён в Севастополь, куда прибыл 9 марта 1920 года и вошёл в состав Черноморского флота ВСЮР. В марте - августе 1920 года эсминец «Дерзкий» действовал против советских войск в северо-западной части Чёрного моря, а в сентябре-октябре— на Азовском море .
14 ноября 1920 года вместе с остальными судами Русской эскадры эсминец покинул Крым. После высадки эвакуируемых в Константинополе , «Дерзкий» в конце декабря прибыл в Бизерту ( Тунис ). 29 декабря корабль был интернирован французскими властями и последующие 4 года находился на стоянке. После признания 29 октября 1924 года Францией СССР с корабля был спущен Андреевский флаг , а команда «Дерзкого» покинула корабль. В конце 1920-х годов корабль был продан Русметаллторгом на слом и в 1933 году был разобран на металл частной французской фирмой
«Дерзкий» |
---|
|
---|
эскадренный миноносец «Дерзкий».
|
---|
Служба: | Россия РСФСР Германия Великобритания Россия ( ВСЮР ) СССР (1924—1935) |
---|
Класс и тип судна | Эскадренный миноносец |
---|
Организация | ВМФ Российской Империи ВМФ СССР Императорские военно-морские силы ВМС Великобритании |
---|
Изготовитель | Наваль |
---|
Строительство начато | 18 октября 1913 |
---|
Спущен на воду | 2 марта 1914 |
---|
Введен в эксплуатацию | 11 октября 1914 |
---|
Статус | продан на слом |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | 1180 т (нормальное) 1451 т (полное) |
---|
Длина | 93,82 м |
---|
Ширина | 9,02 м |
---|
Осадка | 3,35 м |
---|
Двигатели | 2 паровые турбины «Браун-Бовери-Парсонс» |
---|
Мощность | 23 500 л. с. (на приёмных испытаниях) |
---|
Движитель | 2 |
---|
Скорость хода | 30,38 узлов (полная на приёмных испытаниях) |
---|
Дальность плавания | 1 717 миль на скорости 21,0 узел 700 миль на 30,0 узлах |
---|
Экипаж | 111 человек, в том числе 7 офицеров |
---|
Вооружение |
---|
Артиллерия | 3х1 102-мм/60 орудий (боезапас 450 патронов) |
---|
Минно-торпедное вооружение | 5х2 457-мм ТА , 80 мин образца 1908 или 1912 годов |
---|
|
|